Филосфоия Юма и Беркли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:43, доклад

Краткое описание

Биография Давида Юма и Джорджа Беркли.
Философские идеи Джона Локка
Философские идеи Дж. Бекрли
Философские идеи Д.Юма

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ Юма и Беркли.docx

— 22.29 Кб (Скачать)

Литература.

 

Л.Е. Балашов. Философия. Учебник. 3-е изд. 2009 год.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. 2005 год.

В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов редакторы. Философия. 2-изд. перераб. доп. 2001 год

Кальной, Сандулов. Философия для аспирантов: Учебник. 3-е изд. 2003.

 

 

План.

  1. Биография Давида Юма и Джорджа Беркли.
  2. Философские идеи Джона Локка
  3. Философские идеи Дж. Бекрли
  4. Философские идеи Д.Юма
  5.  

XVIII век – век Просвещения, распространения научного знания. Картина философских учений усложняется. Основная линия споров-дискуссий: между материалистами и идеалистами, рационалистами и эмпириками, между философами-догматиками и философами-скептиками/агностиками.

Наиболее выдающиеся мыслители 18-го столетия:

Дж. Беркли, Давид Юм, Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Кант.

 

Джордж Беркли (1685—1753) — английский теолог и философ.

Родился в Ирландии. Поступил в Колледж Дублинского клерикального университета. Получив в 1704 г. первую ученую степень

бакалавра искусств, там же начинает в 1707 г. свою педагогиче-

скую деятельность. Изучал математику, иностранные языки, философию. Стал дьяконом англиканской церкви. С 1713 по

1734 гг. — домашний священник и секретарь дипломата. Несколько лет работал в Северной Америке. В 1734 г. возведен в епископский сан и назначен епископом в Клойне (Ирландия).

Основные сочинения: ≪Опыт новой теории зрения≫ (1709) (русское издание — 1905), ≪Трактат о началах человеческого знания≫ (1710) (на русском

яз. — 1905), ≪Три разговора между Гиласом и Филонусом≫ (1713) (на русском яз. — 1937), ≪Алсифрон, или Мелкий философ≫ (1732) (на русском

яз. — 1978 и 1996); изданы на русском яз. в 1978 г. ≪Сочинения≫ (сюда вошло главное его философское произведение — ≪Трактат о принципах человеческого знания≫).

Дж. Беркли — представитель субъективного идеализма, один

из классиков европейской философии. Главной целью своего философского творчества считал сокрушение материализма и обоснование ≪имматериализма≫ (как он называл идеализм), защиту и пропаганду религиозного вероучения.

Дж. Беркли отвергал объективное существование материи.

 

Дэвид Юм (1711 - 1776) - шотландский философ. Родился недалеко от Эдинбурга. В  университете этого города изучал философию  и физику Ньютона. Еще в юности Юм задумал создать общую теорию человеческой природы, которая была бы сравнимой с ньютоновским учением о природе физической. Юму не было еще 30 лет, когда он опубликовал свою главную книгу - трехтомный "Трактат о человеческой природе". Чтобы более доходчиво изложить свои взгляды, он написал затем небольшое "Исследование о человеческом понимании". Юм известен также как историк, ему принадлежит шеститомная "История Англии".

Юм известен своей мыслью о том, что не существует объективной причинной  связи вещей, что причинность  устанавливается лишь как факт психологического опыта.

 

 

Берлки и Юм продолжили традицию английского эмпиризма, но с иррационалистических позиций.

Начало было положено английским философом Джоном Локком (1632—1704). Локк доказывал, что идеи и понятия  имеют своим источником внешний  мир, материальные вещи. Материальным телам присущи л ишь чисто количественные особенности. Качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем. Это — «первичные качества». «Вторичные качества»— это запахи, звуки, цвета, вкус. Кажется, что они принадлежат самим вещам, но на самом деле это не так: этих качеств в вещах не существует. Они, считал Локк. возникают в субъекте под воздействием «первичных качеств».

 

Деление на «первичные» и  «вторичные» качества является, с  точки зрения уровня современного знания, наивным и ненаучным. Однако оно  было подхвачено и доведено представителями  субъективного идеализма до логического  конца: «первичные качества» были объявлены  наряду со «вторичными качествами», не имеющими объективного, независимого от субъекта содержания.

Джордж Беркли в своей концепции  опирается на учение Дж.Локка.

Беркли устраняет непоследовательность Локка в учении о первичных  и вторичных качествах. Все качества: и первичные, и вторичные —  носят субъективный характер, ибо  сушествуют только в нашем сознании.(познание имеет дело не с объектами, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью ощущений.)

 

Заявив, что вещь — это комплекс наших ощущений, Дж. Беркли открыл первую страницу субъективного идеализма в философии Нового времени. Лишая ощущения объективного содержания, Беркли приходит к своему известному положению: «существовать — значит быть воспринимаемым» (Там же. С. 172). То, что нельзя воспринять, не существует. Позиция Беркли — это чистой воды солипсизм((от лат. solus — «единственный» и лат. ipse — «сам») — радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм.), согласно которому существуют только «я» и мои ощущения. Но солипсизм Беркли не увязывался с его религиозными убеждениями. Избегая чистого солипсизма, Беркли заявляет о том, что окружающий нас мир существует как сумма «идей», но в уме не отдельного человека, а в уме Бога. Бог, как подлинный Субъект вечного существования, «вкладывает» в сознание людей, как отдельных субъектов, содержание их ощущений.

 

Таким образом, субъективный идеализм Беркли имеет тенденцию трансформироваться в объективный идеализм, где восприятие отдельного субъекта обеспечивается подлинным  Субъектом — Богом.

 

Что касается материи, то, с точки  зрения Беркли, это призрак пустого  имени. Атеисту он нужен для обоснования  безбожия, а некоторым философам  как повод для пустословия. Есть мир, есть вещи мира, которые мы ощущаем  благодаря Богу. И есть призрак  пустого имени — материи как  телесной субстанции с претензией замещать Бога, как вечно существующего  Субъекта.

 

Решив своеобразно проблему конечного  и бесконечного, Беркли подошел к  проблеме двух реальностей: объективной  и субъективной. Он разводит идеи (качества) вещей и душу, воспринимающую эти  качества. Первые доступны познанию, вторая нет. Ибо попытка традиционными  средствами познать душу равносильна  попытке «увидеть звук».

 

 

Философия Беркли своей экстравагантностью шокировала обывателя. Последователь  Беркли Юм придает идеализму более  приемлемый, респектабельный вид.

 

Давид Юм (1711-1776). Его философскому перу принадлежат сочинения «Трактат о человеческой природе», «Исследование  о человеческом познании», «Исследование  о принципах морали», «Диалоги о  естественной религии».

 

Вопрос об источнике знаний Юм решает с позиции сенсуализма ((франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания.). Познавательный опыт складывается из «восприятий», которые имеют ряд общих черт с исходными элементами чувственного опыта Локка и «идеями» Беркли. Вместе с тем в трактовке опыта философами-эмпириками имеется и существенное различие. В отличие от Локка, занимавшего материалистическую позицию и считавшего, что опыт является результатом воздействия независимых внешних объектов на наши органы чувств, а также имматериалиста Беркли, для которого идеи-ощущения и есть сама реальность, Юм декларирует скептическую позицию, утверждая проблематический характер внешних объектов, действующих на наши чувства.

 

Опыт — это ощущения, восприятия, представления, т. е. психические состояния. Чем вызваны эти состояния, каков  их источник, откуда происходят идеи, данные в опыте, нам неизвестно, утверждал  Юм. «Каким доводом, — отмечал он, — можно доказать, что восприятия в нашем уме должны быть вызываемы внешними предметами... а не проистекают либо от энергии самого ума, либо от какой-нибудь другой причины» (Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч. М., 1966. Т. 2. С. 156).

 

Что касается причины, то все рассуждения  о причинно-следственных связях построены  на предположении, что в воспринимаемой природе сохраняется один и тот  же порядок вещей. Отсюда вывод, что  сходные причины при сходных  обстоятельствах обеспечивают подобные действия, что не исключает и иных, подчас противоположных действий. Стало  быть, причина имеет субъективное содержание с объективным основанием.

 

Мы не знаем ничего, кроме того, что воспринимаем. Наш мир —  это совокупность наших ощущений, а что за их пределами — неизвестно.

 

Вопрос о реальности мира и адекватности познания мира Юм считал принципиально  нерешаемым. Надо отметить, что Юм не только скептик, но и агностик. Он не отрицал наличие внешнего мира, а утверждал, что последний не дан уму. Ум имеет дело с восприятиями, представлениями и не может проникнуть за их сферу. Ум обречен быть заложником наших ощущений. Но Юм, как и Беркли, не желает быть солипсистом. Он ищет выход и находит его в вере.

 

Вера (уверенность) порождается привычкой, многократным повторением. Но даже многократное повторение еще не гарант воспринимаемой реальности. И все же вера, даже разбавленная скептицизмом, остается последней инстанцией доверия существования других людей  и внешнего мира.

 

Сведя опыт к психическим переживаниям, Давид Юм заложил основания феноменализма, согласно которому наука должна ограничиваться описанием явлений и не проникать  в их сущность.

 

Эмпиризм не решил проблемы происхождения  всеобщих идей. Более того, в крайних  субъективистских вариантах он вообще пришел не только к отрицанию возможности  познать мир, но и выразил сомнение в его существовании, что дало повод английскому философу Б. Расселу  заявить: «Д. Юм развил эмпирическую философию  Локка и Беркли до ее логического  конца и, придав ей внутреннюю последовательность, сделал ее неправдоподобной. Взгляды Юма представляют в некотором смысле тупик в развитии философии; в развитии его взглядов дальше идти невозможно» (Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 159).

 

 

Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.


Информация о работе Филосфоия Юма и Беркли