Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:54, контрольная работа
Изучив материалы двух тем: «Единство природы и человека» и «Возникновение и сущность сознания». Я решила остановиться на первой: т.к. вторая тема - интересна для меня, поработав над ней я расширяю свой взгляд на , казалось бы давно знакомые нам слова: эволюция, человек , природа но как окажется при дальнейшем ее изучении , все гораздо сложнее, чем на первый взгляд.
Введение. 2
1 Природа – и храм, и мастерская. 3
2 Этапы взаимодействия природного и социального бытия человека. 5
3 Обоснуйте соотношение систем «человек – биосфера», «техносфера – ноосфера», понятие «коэволюции». 9
Заключение. 14
Список литературы. 15
3.
ОБОСНУЙТЕ СООТНОШЕНИЕ
СИСТЕМ «ЧЕЛОВЕК – БИОСФЕРА»,
« ТЕХНОСФЕРА - НООСФЕРА»,
ПОНЯТИЕ «КОЭВОЛЮЦИИ».
В.И. Вернадский впервые сформулировал в самом начале XX века утверждение о том, что человек превращается в основную геологопреобразующую силу планеты и чтобы обеспечить свою будущность, ему предстоит взять на себя ответственность за дальнейшее развитие биосферы и общества. Он предполагал , что в результате такого целенаправленного воздействия биосфера перейдет в качественно новое состояние. Это новое состояние биосферы, которое определяется (направляется) деятельностью разума человека, Ле Руа назвал ноосферой. Произошло это в начале 20-х годов на одном из семинаров Бергсона в Париже, когда Вернадский излагал свою концепцию развития биосферы. Позднее термин «ноосфера» широко использовал Тейяр де Шарден. Сам Вернадский использовал этот термин весьма осторожно и лишь в самом конце своей жизни.
Термин «ноосфера» в настоящее время получил достаточно широкое распространение, но трактуется разными авторами весьма неоднозначно. Поэтому с конце 60-х годов в употребление вошел термин «эпоха ноосферы». Так называют тот этап истории человека, когда его коллективный разум и коллективная воля окажутся способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества. Человечество — часть биосферы, и реализация принципа коэволюции — необходимое условие для обеспечения его будущего. Последнее утверждение более чем очевидно так как только любой биологический вид его нарушает ,например, превращается в монополиста в своей экологической природной нише, медленно или быстро эксплуатируя и уничтожая окружающую среду то ему угрожают быстрая деградация и гибель. Прежде всего из-за разрушения его экологической ниши или естественной среды обитания и развития.
Ноосфера
(Neoshere). От греческого Noos –разум, Spharia –шар.
Ноосфера – часть планеты и околопланетного
пространства которая несёт на себе проявления
разумной деятельности человека.
Ноосфера -высшая стадия развития биосферы связанная с возникновением и развитием в её пределах цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором развития.
Понятие «Ноосфера» может включает в себя используя терминологию разных авторов:
- антропосферу;
- техносферу;
- изменённую человеком живую и неживую природу;
- социосферу.
Сегодня ноосфера захватывает почти всю биосферу, а также ближний космос.
Некоторые
исследователи называют постепенный
переход биосферы в ноосферу «Законом
Вернадского». Современное состояние
планеты некоторые авторы обозначают
как «техносфера» в том смысле, что техника
и технология , контролируемые коммерческими
и политическими задачами до сих пор доминируют
над гуманитарными аспектами.
Единство Человека и Природы до сих пор осуществляется в рамках биосферы и практически за счет биосферы. Стихийный путь развития человечества поставил его в ситуацию экологического кризиса, указывающего на неправомерность потребительского отношения к природе.
Тот тип развития, который до сих пор свойствен современному человечеству, принципиально исчерпал себя. В этой связи становится необходимым переосмысление понятия прогресса, опираясь на который и Вернадский, и Шарден создавали концепцию ноосферы.
При рассмотрении биосферы и ноосферы как форм взаимоотношения Человека и Природы может быть предложено понимание биосферы и ноосферы как различных форм единства человека и природы, которое является основополагающим отношением в рамках планеты. Такое допущение методологически обусловлено. В первой из указанных форм доминирует фактор организации по природному, т.е. объективно-стихийному принципу, а во второй — по принципу культуры, разума.
Появление и развитие нашей цивилизации связано с феноменом появления и эволюции человеческого разума. Именно разум выступает как основной опосредующий фактор бытия человека.
Хотя возникновение понятия ноосферы строится на достижении определённой ступени развития разума, необходимо его дополнение понятиями свободы как предпосылки и любви как цели его деятельности (соответственно, истина и разум, добро и любовь, красота и свобода). Осознание человеком самого себя как цели собственного существования (развития) становится реальностью с осознанием самой цели развития человечества ( на данном этапе — достижение единства общества и природы на основании единства самого общества т.е.коэволюции ), ибо понимание человека существенным образом состоит в понимании его будущего.
Появление и развитие нашей цивилизации связано с феноменом появления и эволюции человеческого разума. Именно разум выступает как основной опосредующий фактор бытия человека.
Хотя
возникновение понятия ноосферы
строится на достижении определённой
ступени развития разума, необходимо его
дополнение понятиями свободы как предпосылки
и любви как цели его деятельности
(соответственно, истина и разум, добро
и любовь, красота и свобода). Осознание
человеком самого себя как цели собственного
существования (развития) становится реальностью
с осознанием самой цели развития человечества
( на данном этапе — достижение единства
общества и природы на основании единства
самого общества т.е.коэволюции ), ибо понимание
человека существенным образом состоит
в понимании его будущего.
Именно
признание обществом и его
индивидуами концепции ноосферы
, в противовес инерционному сегодняшнему
движению человечества по пути спонтанного
строительства техносферы может
явиться гарантом выживания и
долгосрочного развития человечества.