Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 06:32, реферат
Гераклитова философия является вершиной стихийного диалек-тического понимания мира не только в досократовокой философии вообще. Здесь речь идёт не о цельной теоретической системе ди¬алектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики. И хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Ге¬раклита.
Введение…………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы познания……………………………………6
1.1 Источник и характер человеческих знаний………………...6
1.2 Относительность всех свойств и вещей……………………...7
Глава 2. Идея всеобщего движение и изменения……………….9
2.1 Жизнь – движение и активность…………………………….9
2.2 Единство противоположностей……………………………...12
Глава 3. Учение о логосе…………………………………………14
3.1 Смысл термина «логос»………………………………………14
3.2 Объективный и субъективный логос………………………...15
Заключение…………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………….21
Как бы ни решал Гераклит вопрос об отношении мышления к чувствам или ощущениям, бесспорны попытки Гераклита возвести душу в целом, к её материальной основе. Такую основу он видел в сухом огненном естестве. Физике огня в психологии Гераклита содействует учение об огненной "психее". В связи с этим Гераклит утверждает, будто мудрейшая и наилучшая та душа, природа которой характеризуется "сухим блеском", и наоборот, наихудшая душа у пьяниц:
"Пьяный шатается, и его ведёт незрелый юноша. Он не замечает, куда ведет, так как душа его влияния".
Одна из заслуг Гераклита состоит в постановке гносеологической проблемы и в попытке адекватно выразить связь субъективного логоса, требующего непротиворечивости, с объективным "логосом" бытия, глубоко противоречивым по своей сути. На пути согласования субъективного логоса с объективным древний мыслитель столкнулся с трудностями, результатом которых и явились его оригинальный стиль, его парадоксы и всё его "метафизическое" учение о логосе. Полемика вокруг вопроса об отношении непротиворечивого мышления к противоречивому бытию не прекратилась и по сей день.
Заключение.
Учение Гераклита Эфесского было обусловлено тремя факторами:
историческими событиями, происходившими в греческом мире на рубеже 6 - 7вв.;
критическим осмыслением мифопоэтических и философских воззрений предшественников Гераклита (Гомера, Гесиода, милетцев, Ксенофана и др.);
Личностью философа, его талантом и поэтическим складом ума, его темпераментом и необычайно чуткой реакцией на происходящие события.
Гераклит открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. Хотя никто из мыслителей до и после Гераклита не выразил идею движения и изменения столь рельефно и впечатляюще, как это сделал Гераклит в смысле образа вечно текущей реки, тем не менее, он не был просто философом становления, как это нередко принято считать на основе платоновско - аристотелевской традиции.
В истории философии нового времени Гераклит, естественно, привлекал к себе внимание тех философов и историков философии, которые высоко ценили диалектику. Ленин, указывая на замечательные диалектические догадки Гераклита, писал: "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть, одна из "сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт диалектики". Гераклитовские идеи, о которых говорит Ленин, - это догадка Гераклита о борьбе и гармонии противоположностей.
Гераклит привлёк к себе внимание и Гегеля, который заявлял, что в философии Гераклита нет ни одного положения, которое он, Гегель, не мог бы включить в собственную философию. Но Гегель был неточен, так как Гераклит в основных принципах своей философии - материалист, выводит всё из огня, а Гегель - идеалист и выводит всё сущее из абсолютной идеи. Но как бы ни было преувеличено утверждение Гегеля, оно говорит о том, что Гегель высоко ценил диалектику Гераклита.
Стихийная диалектика эфесского
материалиста была исторически ограничена.
Всеобщее движение Гераклит понимал
как замкнутый круговорот природы;
ему была совершенно чужда историчность,
идея бесконечного поступательного
развития. Герцен говорил о "беличьем
колесе жизни" Гераклита, у которого
намечалось учение о "мировом годе",
о циклическом развитии космоса
и о возвращении его в
При всей своей примитивности
наивный материализм и
За тысячу с лишком лет развития древнегреческой философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся на почве Древней Греции, не оставались в неизменном виде, но претерпели длительную и сложную эволюцию, отражавшую, в конечном счёте, диалектику исторического развития античного рабовладельческого общества.
Список использованной литературы:
1. Асмус В.Ф. Античная философия.
2. Кессиди Ф.Х. Гераклит. М. – 2002 г.
3. Комарова В.Я. Становление
4. Материалисты Древней Греции. М. – 2004 г.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. – 2003 г.
6. История философии в кратком изложении. М. – 1995 г.