Диалектика Гераклита

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 06:32, реферат

Краткое описание

Гераклитова философия является вершиной стихийного диалек-тического понимания мира не только в досократовокой философии вообще. Здесь речь идёт не о цельной теоретической системе ди¬алектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики. И хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Ге¬раклита.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы познания……………………………………6
1.1 Источник и характер человеческих знаний………………...6
1.2 Относительность всех свойств и вещей……………………...7
Глава 2. Идея всеобщего движение и изменения……………….9
2.1 Жизнь – движение и активность…………………………….9
2.2 Единство противоположностей……………………………...12
Глава 3. Учение о логосе…………………………………………14
3.1 Смысл термина «логос»………………………………………14
3.2 Объективный и субъективный логос………………………...15
Заключение…………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………….21

Файлы: 1 файл

гераклит.docx

— 46.06 Кб (Скачать)

Как бы ни решал Гераклит вопрос об отношении мышления к чувствам или ощущениям, бесспорны попытки Гераклита возвести душу в целом, к её материальной основе. Такую основу он видел в сухом огненном  естестве. Физике огня в психологии Гераклита содействует учение об огненной "психее". В связи с этим Гераклит утверждает, будто мудрейшая и наилучшая та душа, природа которой характеризуется "сухим блеском", и наоборот, наихудшая душа у пьяниц:

"Пьяный шатается, и  его ведёт незрелый юноша. Он  не замечает, куда ведет, так как душа его влияния".

Одна из заслуг Гераклита  состоит в постановке гносеологической проблемы и в попытке адекватно  выразить связь субъективного логоса, требующего непротиворечивости, с объективным "логосом" бытия, глубоко противоречивым по своей сути. На пути согласования субъективного логоса с объективным  древний мыслитель столкнулся с  трудностями, результатом которых  и явились его оригинальный стиль, его парадоксы и всё его "метафизическое" учение о логосе. Полемика вокруг вопроса  об отношении непротиворечивого  мышления к противоречивому  бытию не прекратилась и по сей день.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.  

 

Учение Гераклита Эфесского  было обусловлено тремя факторами:

историческими событиями, происходившими в греческом мире на рубеже 6 - 7вв.;

критическим осмыслением  мифопоэтических и философских  воззрений предшественников Гераклита (Гомера, Гесиода, милетцев, Ксенофана и др.);

Личностью философа, его  талантом и поэтическим складом ума, его темпераментом и необычайно чуткой реакцией на происходящие события.

Гераклит открыл новую  картину мира и явился родоначальником  диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о  единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. Хотя никто из мыслителей до и после Гераклита не выразил идею движения и изменения столь рельефно и впечатляюще, как это сделал Гераклит в смысле образа  вечно текущей реки, тем не менее, он не был просто философом становления, как это  нередко принято считать на основе платоновско -  аристотелевской традиции.

В истории философии нового времени Гераклит, естественно, привлекал к себе внимание тех философов и историков философии, которые высоко ценили диалектику. Ленин, указывая на замечательные диалектические догадки Гераклита, писал: "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть, одна из "сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт диалектики". Гераклитовские идеи, о которых говорит Ленин, - это догадка Гераклита о борьбе и гармонии противоположностей.

Гераклит привлёк к  себе внимание  и Гегеля, который заявлял, что в философии Гераклита нет ни одного положения, которое он, Гегель, не мог бы включить в собственную философию. Но Гегель был неточен, так как Гераклит в основных принципах своей философии - материалист, выводит всё из огня, а Гегель - идеалист и выводит всё сущее из абсолютной идеи. Но как бы ни было преувеличено утверждение Гегеля, оно говорит  о том, что Гегель высоко ценил диалектику Гераклита.

Стихийная диалектика эфесского  материалиста была исторически ограничена. Всеобщее движение Гераклит понимал  как замкнутый круговорот природы; ему была совершенно чужда историчность, идея бесконечного поступательного  развития. Герцен говорил о "беличьем колесе жизни" Гераклита, у которого намечалось учение о "мировом годе", о циклическом развитии космоса  и о возвращении его в первоначальное состояние. Эту антидиалектическую идею Гераклита впоследствии разработали  стоики. Высказав стихийную догадку  о борьбе, как об "отце" и "управителе" всех изменений, Гераклит был совершенно чужд понимания абсолютного значения борьбы и относительного значения единства противоположностей.

При всей своей примитивности  наивный материализм и стихийная  диалектика Гераклита Эфесского  сыграли свою роль – им было положено начало науке древних греков.

За тысячу с лишком лет  развития древнегреческой философии  материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся на почве  Древней Греции, не оставались в  неизменном виде, но претерпели длительную и сложную эволюцию, отражавшую, в конечном счёте, диалектику исторического  развития античного рабовладельческого общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы: 

 

1. Асмус В.Ф. Античная философия.  М. – 2005 г. 

2. Кессиди Ф.Х. Гераклит. М. –  2002 г.

3. Комарова В.Я. Становление философского  материализма в Древней Греции. Л. – 2008 г.

4. Материалисты Древней Греции. М. – 2004 г.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций  по древней философии. М. –  2003 г.

6. История философии в кратком  изложении. М. – 1995 г.  

 


Информация о работе Диалектика Гераклита