Диалектика Гераклита

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:32, реферат

Краткое описание

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т. д.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….…………3
1. Источник и характер человеческих знаний………………………………....……….………5
2. Относительность всех свойств и вещей……………………………………………….…….7
3. Жизнь- движение и активность………………………………………………………...…….8
4. Единство противоположностей……………………………………………..………………11
5. Смысл термина «логос»……………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………….……..14
Список используемой литературы…………………………………….………………………16

Файлы: 1 файл

5.Диалектика Гераклита.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Таким образом, подход Гераклита к проблеме единства бытия  диалектичен. И так же диалектично  её решение. При рассмотрении первоначала  он исходил из вечности, как материи, так и движения, совмещая при этом принцип  субстанционального единства и принцип всеобщности движения и изменения. Это, во-первых, а во-вторых, сам принцип всеобщего изменения  понят им диалектично. 

Возникновение движения, как свидетельствуют многочисленные попытки решения проблемы в истории философии и их систематическая несостоятельность в логическом отношении, в принципе доказать невозможно. Как не может возникнуть  материальное из нематериального, так нельзя вывести движение из неподвижной субстанции. Если материальная  субстанция признаётся неподвижной, то источник движения неизбежно выносится вовне. Движение, в конечном счете, при таком подходе признаётся вечным, но вынесенным из среды естественного бытия и поэтому непознаваемым. Гераклит фактически предложил единственно возможное решение проблемы, когда признал  само первоначало  постоянно меняющимся и переходящим в противоположные состояния. Таким первоначалом  был для него огонь. Огонь  наиболее отвечает его цели, ибо с ним связано  представление о жизненном тепле. И это также наглядный образ постоянного изменения. Он меняется сам и меняет всё, с чем  соприкасается. Поэтому космос в целом и всё, что находится в нём, Гераклит объявляет видоизменением первоогня, следствием его  сгущения и разрежения. Этот первоогонь переходит в противоположные стихии: либо в воду, образует море, которое производит "движущееся вверх светлое испарение", т.е. небо, воздух и "движущееся вниз темное испарение", т.е. землю; либо - в землю, когда  плотные части огня сосредоточиваются вместе, а из земли в результате разрежения происходит влага, а при испарении влага образуется воздух". И так постоянно: "...на огонь обменивается всё, и огонь - на всё, как на золото - товары, и на товары - золото".

4. Единство противоположностей. 

Единое Гераклита  это не только одно, которое переходит  в противоположное, поскольку  противоположности  свойственны ему самому. Единое Гераклита - это гармония противоположностей. Едино не только бытие в целом. Едина каждая вещь. "Всё едино: делимое - неделимое, рождённое - нерождённое, смертное – бессмертное,  логос - вечность,  отец - сын,  бог - справедливость". "Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и из всего - одно, из одного - всё". «Одно и то же в нас - живое и мёртвое, бодрствующее и спящее,  молодое и старое. Ведь это, изменившись,  есть то, и обратно, то, изменившись, есть это". «День - ночь, зима - лето, война - мир, изобилие - голод (всё противоположности)". Путь вверх и вниз - один и тот же». 

Поскольку каждая вещь есть единое целое, состоящее из противоположностей, она представляет состояние их борьбы, в результате которой и происходит переход в противоположное состояние. "Холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". Молодое стареет, живое умирает и т.д. Гераклит не только приводит многочисленные примеры, но, судя по трём фрагментам, даже формулирует  общий закон: "Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу". "Война - отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим - людьми; одних она сделала рабами, других - свободными"; следует знать, что война всеобща и правда - борьба и что всё происходит через борьбу по необходимости. 

Но для Гераклита  не меньшее значение, чем борьба, имеет связь противоположностей, их гармония. Он говорит о прекраснейшей гармонии, получаемой из расходящегося. Каждое талое - это гармония, и всюду гармония есть результат временного равновесия противоположных сил. Он находит прекрасный образ гармонии в виде лука и лиры:"0ни не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращаясь  к себе, гармония, как у лука и лиры". Единство сжатия и растяжения образуют и древнейшее оружие - лук и музыкальный инструмент - лиру. Пока имеется гармония, связь натяжения и растяжения, имеется и целое. 

Таким образом, Гераклит намечает основную диалектическую закономерность движения: поскольку единое расщеплено на противоположные части, стороны, моменты и каждая вещь есть единство противоположностей, то всякое изменение осуществляется через борьбу противоположностей и есть вместе с тем переход в противоположное состояние. В то же время об изменении именно данной вещи можно говорить лишь при наличии гармонии её противоположностей. Это понятие диалектической закономерности концентрируется Гераклитом в понятии   логоса, порядка всего происходящего в мире. Поэтому  неверно, что гармония - это всегда и всюду положительное и созидательное начало, а борьба - это начало исключительно отрицательное и разрушительное. В противовес общепринятым представлениям, он провозгласил вызывающую и парадоксальную идею о том, что "справедливость - борьба" и что всё происходит через борьбу  по необходимости. Борьба всеобща. Борьба - источник жизни, её постоянного обновления. Разрушая  старую гармонию (противоположностей), она создаёт новую, которая есть вместе с тем возобновляющаяся борьба. Борьба вечна. Вечна и смена вещай. Вековечность космической борьбы  обусловливает вечно обновляющуюся юность мира.

5. Смысл термина  "логос". 

Идея логоса составляет центральную часть учения Гераклита  и играет ведущую роль в его  воззрениях. Смысл термина "логос" менялся в зависимости от контекста. Он  мог означать  и нечто  объективно существующее, согласно которому "всё совершается", и  субъективное "слово", "мысль" или теоретическое "высказывание" самого  Гераклита, адекватное объективному "логосу", и, отличая свой логос-слово от объективного логоса, он говорит о логосе как о единстве всего. В некоторых других случаях логос - это "всеобщее" (всео6щая истина или всеобщий порядок), которому необходимо следовать, а также божественный закон, на который необходимо опираться. Складывается впечатление, что у Гераклита слова "война" или "борьба", "гармония" (связь, единство), "мера" являются  синонимами  слова "логос". "Логос" употреблён им также в смысле "слова", "славы", "учения", "души". 

Многозначность термина "логос", понимание которого  во фрагментах Гераклита усложнено  разнообразием и неопределённостью  вкладываемого в него содержания, поневоле заставляет рассматривать этот термин в контексте его основных идей. 

Используя многозначный смысл термина "логос", Гераклит  остаётся верным себе. "Хотя этот логос  существует вечно, непонимающими бывают люди и прежде, чем услышат (о нём), и, услышав впервые, ибо, хотя всё совершается согласно этому логосу, они выглядят несведущими, когда приступают к таким словам и делам, какие я излагаю, различая каждое по его природе и объясняя, каково оно, по сути. От остальных же людей, исключая названных, скрыто то, что они делают, бодрствуя, подобно тому, как они забывают и то, что  делали, во сне".

Заключение. 

Учение Гераклита  Эфесского было обусловлено тремя  факторами: историческими событиями, происходившими в греческом мире на рубеже 6 - 7вв.; критическим осмыслением мифопоэтических и философских воззрений предшественников Гераклита (Гомера, Гесиода, милетцев, Ксенофана и др.);  

Личностью философа, его талантом и поэтическим складом  ума, его темпераментом и необычайно чуткой реакцией на происходящие события. 

Гераклит открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о  единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. Хотя никто из мыслителей до и после Гераклита не выразил идею движения и изменения столь рельефно и впечатляюще, как это сделал Гераклит в смыслеобразе  вечно текущей реки, тем не менее, он не был просто философом становления, как это  нередко принято считать на основе платоновско -  аристотелевской традиции. 

В истории философии  нового времени Гераклит, естественно, привлекал к себе внимание тех  философов и историков философии, которые высоко ценили диалектику. Ленин, указывая на замечательные диалектические догадки Гераклита, писал: "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть, одна из "сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт диалектики". Гераклитовские идеи, о которых говорит Ленин, - это догадка Гераклита о борьбе и гармонии противоположностей. 

Гераклит привлёк  к себе внимание  и Гегеля, который  заявлял, что в философии Гераклита  нет ни одного положения, которое  он, Гегель, не мог бы включить в собственную  философию. Но Гегель был неточен, так  как Гераклит в основных принципах своей философии - материалист, выводит всё из огня, а Гегель - идеалист и выводит всё сущее из абсолютной идеи. Но как бы ни было преувеличено утверждение Гегеля, оно говорит о том, что Гегель высоко ценил диалектику Гераклита. 

Стихийная диалектика эфесского материалиста была исторически ограничена. Всеобщее движение Гераклит понимал как замкнутый круговорот природы; ему была совершенно чужда историчность, идея бесконечного поступательного развития. Герцен говорил о "беличьем колесе жизни" Гераклита, у которого намечалось учение о "мировом годе", о циклическом развитии космоса и о возвращении его в первоначальное состояние. Эту антидиалектическую идею Гераклита впоследствии разработали стоики. Высказав стихийную догадку о борьбе, как об "отце" и "управителе" всех изменений, Гераклит был совершенно чужд понимания абсолютного значения борьбы и относительного значения единства противоположностей. 

При всей своей примитивности  наивный материализм и стихийная  диалектика Гераклита Эфесского  сыграли свою роль – им было положено начало науке древних греков. 

За тысячу с лишним лет развития древнегреческой философии  материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся на почве  Древней Греции, не оставались в  неизменном виде, но претерпели длительную и сложную эволюцию, отражавшую, в конечном счёте, диалектику исторического развития античного рабовладельческого общества.

Информация о работе Диалектика Гераклита