Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:32, реферат
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т. д.
Введение……………………………………………………………………………….…………3
1. Источник и характер человеческих знаний………………………………....……….………5
2. Относительность всех свойств и вещей……………………………………………….…….7
3. Жизнь- движение и активность………………………………………………………...…….8
4. Единство противоположностей……………………………………………..………………11
5. Смысл термина «логос»……………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………….……..14
Список используемой литературы…………………………………….………………………16
Таким образом, подход
Гераклита к проблеме единства бытия
диалектичен. И так же диалектично
её решение. При рассмотрении первоначала
он исходил из вечности, как материи,
так и движения, совмещая при этом принцип
субстанционального единства и принцип
всеобщности движения и изменения. Это,
во-первых, а во-вторых, сам принцип всеобщего
изменения понят им диалектично.
Возникновение движения,
как свидетельствуют
4. Единство противоположностей.
Единое Гераклита
это не только одно, которое переходит
в противоположное, поскольку противоположности
свойственны ему самому. Единое Гераклита
- это гармония противоположностей.
Едино не только бытие в целом.
Едина каждая вещь. "Всё едино:
делимое - неделимое, рождённое - нерождённое,
смертное – бессмертное, логос - вечность,
отец - сын, бог - справедливость".
"Связи: целое и нецелое, сходящееся
и расходящееся, согласное и разногласное,
и из всего - одно, из одного - всё". «Одно
и то же в нас - живое и мёртвое, бодрствующее
и спящее, молодое и старое. Ведь это,
изменившись, есть то, и обратно, то,
изменившись, есть это". «День - ночь,
зима - лето, война - мир, изобилие - голод
(всё противоположности)". Путь вверх
и вниз - один и тот же».
Поскольку каждая вещь
есть единое целое, состоящее из противоположностей,
она представляет состояние их борьбы,
в результате которой и происходит переход
в противоположное состояние. "Холодное
теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает,
сухое увлажняется". Молодое стареет,
живое умирает и т.д. Гераклит не только
приводит многочисленные примеры, но,
судя по трём фрагментам, даже формулирует
общий закон: "Враждующее соединяется,
из расходящихся - прекраснейшая гармония,
и всё происходит через борьбу". "Война
- отец всего и всего царь; одним она определила
быть богами, другим - людьми; одних она
сделала рабами, других - свободными";
следует знать, что война всеобща и правда
- борьба и что всё происходит через борьбу
по необходимости.
Но для Гераклита
не меньшее значение, чем борьба, имеет
связь противоположностей, их гармония.
Он говорит о прекраснейшей гармонии,
получаемой из расходящегося. Каждое талое
- это гармония, и всюду гармония есть результат
временного равновесия противоположных
сил. Он находит прекрасный образ гармонии
в виде лука и лиры:"0ни не понимают,
как расходящееся само с собой согласуется:
возвращаясь к себе, гармония, как у
лука и лиры". Единство сжатия и растяжения
образуют и древнейшее оружие - лук и музыкальный
инструмент - лиру. Пока имеется гармония,
связь натяжения и растяжения, имеется
и целое.
Таким образом, Гераклит намечает основную диалектическую закономерность движения: поскольку единое расщеплено на противоположные части, стороны, моменты и каждая вещь есть единство противоположностей, то всякое изменение осуществляется через борьбу противоположностей и есть вместе с тем переход в противоположное состояние. В то же время об изменении именно данной вещи можно говорить лишь при наличии гармонии её противоположностей. Это понятие диалектической закономерности концентрируется Гераклитом в понятии логоса, порядка всего происходящего в мире. Поэтому неверно, что гармония - это всегда и всюду положительное и созидательное начало, а борьба - это начало исключительно отрицательное и разрушительное. В противовес общепринятым представлениям, он провозгласил вызывающую и парадоксальную идею о том, что "справедливость - борьба" и что всё происходит через борьбу по необходимости. Борьба всеобща. Борьба - источник жизни, её постоянного обновления. Разрушая старую гармонию (противоположностей), она создаёт новую, которая есть вместе с тем возобновляющаяся борьба. Борьба вечна. Вечна и смена вещай. Вековечность космической борьбы обусловливает вечно обновляющуюся юность мира.
5. Смысл термина
"логос".
Идея логоса составляет
центральную часть учения Гераклита
и играет ведущую роль в его
воззрениях. Смысл термина "логос"
менялся в зависимости от контекста.
Он мог означать и нечто
объективно существующее, согласно которому
"всё совершается", и субъективное
"слово", "мысль" или теоретическое
"высказывание" самого Гераклита,
адекватное объективному "логосу",
и, отличая свой логос-слово от объективного
логоса, он говорит о логосе как о единстве
всего. В некоторых других случаях логос
- это "всеобщее" (всео6щая истина
или всеобщий порядок), которому необходимо
следовать, а также божественный закон,
на который необходимо опираться. Складывается
впечатление, что у Гераклита слова "война"
или "борьба", "гармония" (связь,
единство), "мера" являются синонимами
слова "логос". "Логос" употреблён
им также в смысле "слова", "славы",
"учения", "души".
Многозначность термина
"логос", понимание которого
во фрагментах Гераклита усложнено
разнообразием и
Используя многозначный смысл термина "логос", Гераклит остаётся верным себе. "Хотя этот логос существует вечно, непонимающими бывают люди и прежде, чем услышат (о нём), и, услышав впервые, ибо, хотя всё совершается согласно этому логосу, они выглядят несведущими, когда приступают к таким словам и делам, какие я излагаю, различая каждое по его природе и объясняя, каково оно, по сути. От остальных же людей, исключая названных, скрыто то, что они делают, бодрствуя, подобно тому, как они забывают и то, что делали, во сне".
Заключение.
Учение Гераклита
Эфесского было обусловлено тремя
факторами: историческими событиями,
происходившими в греческом мире
на рубеже 6 - 7вв.; критическим осмыслением
мифопоэтических и философских воззрений
предшественников Гераклита (Гомера, Гесиода,
милетцев, Ксенофана и др.);
Личностью философа,
его талантом и поэтическим складом
ума, его темпераментом и необычайно
чуткой реакцией на происходящие события.
Гераклит открыл новую
картину мира и явился родоначальником
диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной
природе вещей, о единстве и борьбе
противоположностей как источнике бытия
всякой вещи и всеобщего становления,
движения и изменения. Хотя никто из мыслителей
до и после Гераклита не выразил идею движения
и изменения столь рельефно и впечатляюще,
как это сделал Гераклит в смыслеобразе
вечно текущей реки, тем не менее, он не
был просто философом становления, как
это нередко принято считать на основе
платоновско - аристотелевской традиции.
В истории философии
нового времени Гераклит, естественно,
привлекал к себе внимание тех
философов и историков
Гераклит привлёк
к себе внимание и Гегеля, который
заявлял, что в философии Гераклита
нет ни одного положения, которое
он, Гегель, не мог бы включить в собственную
философию. Но Гегель был неточен, так
как Гераклит в основных принципах
своей философии - материалист, выводит
всё из огня, а Гегель - идеалист и выводит
всё сущее из абсолютной идеи. Но как бы
ни было преувеличено утверждение Гегеля,
оно говорит о том, что Гегель высоко ценил
диалектику Гераклита.
Стихийная диалектика
эфесского материалиста была исторически
ограничена. Всеобщее движение Гераклит
понимал как замкнутый круговорот природы;
ему была совершенно чужда историчность,
идея бесконечного поступательного развития.
Герцен говорил о "беличьем колесе жизни"
Гераклита, у которого намечалось учение
о "мировом годе", о циклическом развитии
космоса и о возвращении его в первоначальное
состояние. Эту антидиалектическую идею
Гераклита впоследствии разработали стоики.
Высказав стихийную догадку о борьбе,
как об "отце" и "управителе"
всех изменений, Гераклит был совершенно
чужд понимания абсолютного значения
борьбы и относительного значения единства
противоположностей.
При всей своей примитивности
наивный материализм и
За тысячу с лишним лет развития древнегреческой философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся на почве Древней Греции, не оставались в неизменном виде, но претерпели длительную и сложную эволюцию, отражавшую, в конечном счёте, диалектику исторического развития античного рабовладельческого общества.