Детерменизм и диалектика: общее и отличное

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:55, реферат

Краткое описание

Проблема соотношения необходимости и свободы, детерминизма и ответственности занимает особое место в философии, а именно – в характеристике причинной обусловленности событий и явлений.
История развития философской мысли не раз наглядно подтверждала, что всякие попытки обойти эту проблему, объявить ее ненужной, метафизической, попытки разрешить ее вне рамок соотношения необходимости и свободы, детерминизма и ответственности терпели неудачу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
1 ДЕТЕРМИНИЗМ И ДИАЛЕКТИКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………………………………….........4
2 ДЕТЕРМИНИЗМ И ДИАЛЕКТИКА: ОБЩЕЕ И ОТЛИЧНОЕ……..…........6
3 ДЕТЕРМИНИЗМ И ДИАЛЕКТИКА: СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ, СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…………..………………………….…...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………….......14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ГОТОВАЯ.docx

— 36.29 Кб (Скачать)

Это противопоставление свободы  принуждению принципиально важно, поскольку принуждение не тождественно необходимости. На этот момент обращал  внимание Б. Спиноза. «Вы полагаете, - писал он своему оппоненту, - никакого различия между необходимостью  и  принуждением, или насилием. Стремление человека жить, любить  и  т.п. отнюдь не вынужденно у него силой,  и, однако, оно необходимо...» [15, стр.161].

То, что свобода и необходимость не являются антиподами, предполагает признание возможности существования свободы без отказа от необходимости.

Человеческий опыт  и  наука показывают, что даже самые на первый взгляд иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли - это абстракция от реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором целей  и  мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является в конечном счете отражением этого внешнего объективного мира, и диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взаимообусловленности явлений в мире внешнем. Объективная детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются в мире сознания в виде логической  и  психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия  и  представления.

Реальное свободное действие человека выступает прежде всего  как выбор альтернативных линий  поведения. Свобода есть там, где  есть выбор; выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достижению целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации  и  т. д.

Основанием для ситуации выбора является существование объективного спектра возможностей, а объективным  основанием возможности является закономерность  и  совокупность различных условии, необходимых для се реализации. Возможно то, что не противоречит объективным  законам, для реализации чего существуют необходимые условия. Другими словами, мера возможности того или иного  события прямо пропорциональна  мере его необходимости. Однако сама ситуация выбора - это не свобода, а  лишь необходимая предпосылка свободы, свободного действия. Сам акт свободного действия связан с выбором определенной альтернативы в ситуации выбора  и  ее реализацией в действительности. Выбор альтернативы поведения определяется прежде всего целевыми установками  человека, а они в свою очередь  определяются характером практической деятельности  и  той совокупностью  знаний, которой человек располагает. Знание же, на которое опирается  субъект в своем выборе альтернатив, есть прежде всего знание необходимости. Человек выбирает ту линию поведения, которая для него обладает внутренней необходимостью в свете имеющегося в его распоряжении знания.

Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность  человека преобразовывать окружающий его мир, его способность преобразовывать  самого себя  и  тот окружающий социум, частью которого он является. Предпосылка этой способности творить самого себя также возникает еще на досоциальном уровне эволюции материи с возникновением систем с органической целостностью.

Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность  перед обществом за свой поступок. Свобода  и  ответственность - это  две стороны одного целого - сознательной человеческой деятельности. Свобода  есть возможность осуществления  целеполагающей деятельности, способность  действовать со знанием дела ради избранной цели,  и  реализуется  она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель  и  средства ее достижения соответствуют объективным  условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность  же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием  и  субъективно  поставленной целью необходимость  выбора способа действия, необходимость  активной деятельности для осуществления  этой цели. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу [9, стр.13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, взаимосвязь диалектики и детерминизма проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения, развития.

Эти две категории, с одной  стороны, выступают как категории  диалектической концепции развития, с другой — как категории детерминизма. Весь процесс развития в самом  общем виде может быть охарактеризован  как процесс зарождения и действительного  определения спектра возможностей, дальнейшего сужения этого спектра  до одной реальной возможности и  дальнейшего ее превращения в  новую действительность. Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития: действительность через порождение возможностей и  их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления  во времени.

Вместе с тем в категориях возможности и действительности раскрывается сущность объективного процесса обусловливания, в них выражается закономерный характер процесса становления, конкретизируется диалектика взаимосвязи  сущности (закона) и явления, необходимости  и случайности, причины и следствия.

Подводя итог всему, что было сказано выше, в пользу широкого использования идей развития и детерминизма в их диалектической связи является заключенный в них эвристический, в том числе, и предсказательный потенциал, реализация которого на сегодняшний день по-прежнему не приводит исследователей в логические тупики, однозначно отвергая тем самым необходимость пересмотра гегелевских представлений. Осмысление позволило адаптировать их к широкому эмпирическому материалу вплоть до формулирования идей глобального эволюционизма и описания процессов, имеющих место в биологии и обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волчек Е. З. Философия: Пособие для студентов. Второе, исправленное, издание. - Минск, 1995. С. 107-131.
  2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие для студентов вузов / В.Н.Калмыков. - Минск, 2006. - 431 с.
  3. Кедров Б.М. Научная концепция детерминизма // Современный детерминизм, законы природы. М., 1973. С.8.
  4. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн. собр. соч. С.26.
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.20. - С.22.
  6. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч.1.
  7. Огородников В.П, Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения. М., 1985, раздел «Индетерминизм и метафизика против науки».
  8. Основы философии: от классики к современности: учеб. пособие. - М., 1998.
  9. Парнюк М.А. Концепция детерминизма в диалектическом материализме // Современный детерминизм и наука. Т. 1. Новосибирск, 1975. С. 13.
  10. Руткевич М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994. С. 9-33.
  11. Сокулер З.А. Спор о детерминизме во французской литературе // Вопросы философии. 1993. № 2.
  12. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений/ отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов на/Д., 1999.
  13. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. - Минск, 2001.
  14. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /B.C. Степин [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич. - Минск, 2006.
  15. Философия: учебник / под ред. В. Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М, 2004. С. 154-255.
  16. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. - Минск, 2006. С. 490-496.

Информация о работе Детерменизм и диалектика: общее и отличное