Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:27, сочинение
Демокри́т Абдерский ( 460 до н. э. — 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Биография
Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.
Демокрит.
Демокри́т Абдерский ( 460 до н. э. — 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Биография
Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.
Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.
Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ»). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры.
Философия
В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим.
Атомистический материализм
Главным достижением философии
Демокрита считается развитие им
учения Левкиппа об «атоме» — неделимой
частице вещества, обладающей истинным
бытием, не разрушающейся и не возникающей
(атомистический материализм). Он описал
мир как систему атомов в пустоте,
отвергая бесконечную делимость
материи, постулируя не только бесконечность
числа атомов во Вселенной, но и бесконечность
их форм (идей, είδος — «вид, облик»,
материалистическая категория, в противоположность
идеалистическим идеям Сократа)
Принцип изономии
Основным методологическим принципом
атомистов был принцип изономии
(буквальный перевод с греческого:
равенство всех перед законом), который
формулируется следующим
Космология
Великая Пустота пространственно
бесконечна. В первоначальном хаосе
атомных движений в Великой Пустоте
спонтанно образуется вихрь. Симметрия
Великой Пустоты оказывается
нарушенной внутри вихря, там возникает
центр и периферия. Тяжелые тела,
образующиеся в вихре, имеют тенденцию
скапливаться вблизи центра вихря. Различие
между легким и тяжелым не качественное,
а количественное, и уже в этом
заключается существенный прогресс.
Сепарацию вещества внутри вихря
Демокрит объясняет следующим образом:
в своем стремлении к центру вихря
более тяжелые тела вытесняют
более легкие, и те остаются ближе
к периферии вихря. В центре мира
формируется Земля, состоящая из
наиболее тяжелых атомов. На внешней
поверхности мира образуется нечто
вроде защитной пленки, отделяющей
космос от окружающей Великой Пустоты.
Поскольку структура мира обусловливается
стремлением атомов к центру вихря,
мир Демокрита имеет
Демокрит — сторонник концепции множественности миров. Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).
Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.
Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалась бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).
По мнению Демокрита, порядок расположения
светил следующий: Луна, Венера, Солнце,
другие планеты, звезды (по мере увеличения
расстояния от Земли). При этом чем
дальше от нас светило, тем медленнее
(по отношению к звездам) оно движется.
Следуя Эмпедоклу и Анаксагору, Демокрит
считал, что падению небесных тел
на Землю препятствует центробежная
сила. Демокриту принадлежит
Этика
Демокрит развивает
Основным принципом
Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.