Нужно также
иметь в виду, что человек совершенствует
свои познавательные способности
с помощью изготовленных и
применяемых орудий познания
— разнообразных приборов и
приспособлений, усиливающих его
органы чувств (микроскоп, телескоп,
локатор и т.п.). Поэтому физиологическая
ограниченность органов чувств
человека не является сколько-нибудь
серьезным препятствием в познании
внешнего мира.
Что касается
достоверности чувственных образов,
их соответствия вещам и их
свойствам, отметим следующее.
Одни и те же предметы вызывают
у разных людей неодинаковые
ощущения, на что обратили внимание
скептики. Субъективность ощущений
обусловлена физиологическими различиями
органов чувств отдельных людей,
их эмоциональным состоянием
и другими факторами. Но было
бы ошибочным абсолютизировать
субъективную сторону познания,
считая, что в ощущениях и восприятиях
объективного, не зависящего от
человека содержания, отражающего
действительность. Если бы это
было так, то человек вовобще
не смог бы ориентироваться в окружающем
его мире. Он не смог бы различать предметы
по их размерам, цвету, вкусу и не зная
реальных свойств дерева, камня, железа,
он не бы изготовить и применять орудия
труда, добывать средства существования.
Поэтому чувственное познание, включая
момент субъективного, имеет объективное,
не зависимое от человека содержание,
благодаря которому органы чувств дают
в основном верное знание о действительности.
Ощущения, восприятия, представления —
это субъективные образы объективного
мира.
Необходимо, кроме
того, подчеркнуть, что познавательная
деятельность не сводится к
чувственному восприятию. Она включает
рациональное познание, которое,
взаимодействуя с чувственным
восприятием, дополняет и корректирует
познавательный процесс и его
результаты.