Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:22, доклад
1Философия-это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Ф. неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Ф. как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.
1Философия-это форма
общественного сознания; учение об общих
принципах бытия и познания, об отношении
человека и мира; наука о всеобщих законах
развития природы, общества и мышления.
Ф. направлена на выработку обобщённой
системы взглядов на мир и на место в нём
человека; она исследует познавательное,
ценностное, социально-политическое, нравственное
и эстетическое отношение человека к миру.
Как мировоззрение Ф. неразрывно связана
с социально-классовыми интересами, с
политической и идеологической борьбой.
Будучи детерминирована социальной действительностью,
она оказывает активное воздействие на
общественное бытие, способствует формированию
новых идеалов и культурных ценностей.
Ф. как теоретическая форма сознания, рационально
обосновывающая свои принципы, отличается
от мифологической и религиозной форм
мировоззрения, которые основываются
на вере и отражают действительность в
фантастической форме.
-это дисциплина,
изучающая наиболее общие
2 Религия, как
и философия, является
“...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных”.[1]
Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Долгое время считалось, что религия — плод невежественности первобытного человека, не знавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море и огонь, звезды и ветер и т.д. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.
Таким образом объясняют
возникновение политеистических религиозных
систем, в которых множество богов олицетворяют
разные природные стихии, например, Бог
Грома и Молнии принимался за Верховное
божество и древними греками (Зевс), и римлянами
(Юпитер), и древними славянами (Перун).
Мифы. Мифология
Термин “мифология” имеет два значения. В первом значении (от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.[2] Во втором, “наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности”.[3]
Место мифотворчества в культурно-историческом процессе разные философы определяли по-разному. Так, например, Гегель и Маркс считали, что миф, мифотворчество – это давно пройденный этап культуры. С их точки зрения миф и философия были непосредственно связаны в истории лишь один раз – в момент возникновения философии из мифологии; в последствии их пути разошлись, они стали антиподами.
Миф выполнял многообразные
функции. Главной же функцией мифа являлось
не повествование о прошлом, а
иногда и будущем, а обоснование
существующего в природе и
обществе миропорядка, и, как следствие,
- регулирование сложившихся
С мифом и мифологией тесно связана и религия. Их содержание на начальных этапах развития человечества во многом совпадает, поскольку они обусловлены уровнем освоения индивидом окружающего мира, степенью его зависимости от природы и социального бытия. Но мифы, в отличие от религии, не требуют веры в реальность представлений и апеллируют не только к чувству, но и к разуму.
Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при которых земные силы принимают вид неземных.[7]
Специфической особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого ирреального, сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир постижим лишь с помощью веры в сверхъестественные силы, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо “священное” начало, находящееся за пределами понимания человека. Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Именно вера в чудо, таинство и авторитет служит способом его существования.
Мифология, религия
и философия тесно
Религия представляет
собой один из основных вариантов
существования системы
Что же касается
мифологии, то она является очень
важной составной частью системы
философского знания. Становление мифологии
выступало и необходимым
В историческом развитии философии мифологии от античности до эпохи романтизма сложился целый ряд трактовок сущности мифа: подлинная реальность, божественное откровение, бессмысленный полет фантазии, пустое воображение, неправильно истолкованное событие, историческая память о деятельности древних великих людей, ставшая фактором властно-идеологических отношений общества.
15
КИНИЗМ (ЦИНИЗМ)
Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем - Диоген Синопский (сам он называл себя Диогеном-собакой). Антисфен вел свои беседы в гимнасии при храме Геракла. Гимнасий (слово гимнасий мужского рода) имел название Киносарг, что дословно означает "злые собаки" (собака - кине). Отсюда произошло название кинизма.
Киники считали
своим учителем Сократа, но они не
смогли по-настоящему продолжить его
дело. За основу своей философии
они взяли практическую мораль Сократа,
присущие ему самообладание, спокойствие,
неприхотливость в еде и
Диоген, согласно
легенде, жил в глиняной бочке, обходился
малым, вел себя вызывающе, не раз
выставлял себя на посмешище. Легенда
гласит, что когда Александр
Латиняне называли киников циниками. Постепенно слово "циник" приобрело негативное значение. Неприемлемым в цинизме обычно считают попрание общественных нравственных норм. В основе такого попрания всегда обнаруживается духовная нищета. В наши дни цинизм не имеет оправданий, это просто-напросто очень бедная, жалкая, вырожденная форма философствования.
Что касается эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, то их философское содержание намного богаче кинизма. При анализе упомянутых философских школ следует иметь в виду, что их представители четко различали три составные части философии: физику, логику и этику
10
Антропология Платона. Концепция любви. У каждого человека есть тело и душа. Душа - главная часть человека, благодаря ей он познает идеи, в этом состоит добродетель. Душа реализует себя в добродетелях умеренности, мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто понимает это, будет лепить себя по образцу идеи блага. Проще всего быть умеренным, сложнее - мужественным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только познание, но и любовь.
Суть любви в движении к благу, прекрасному, счастью. В этом движении есть свои ступени: любовь к телу, любовь к душе, любовь к благу и прекрасному. Согласно обыденным представлениям, платоническая любовь - это любовь, лишенная чувственных влечений. В действительности же Платон воспевал любовь как побудительную силу духовного совершенствования, он выступал против сведения любви к сексуальной простоте. Любовь, по Платону, это мост соединяющий телесное, чувственное с духовно-возвышенным. Читатель, разве тебе не хочется пройти по этому мосту?
19
Основателем античного
скептицизма был Пиррон. Скептики
считали, что всякая истина относительна.
Но как в таком случае, когда
нет четко определенных ориентиров,
жить счастливо? Ответ напрашивался
сам собой: будь бесстрастным, невозмутимым,
всегда сохраняй спокойствие. Нет ничего
предосудительного в том, чтобы
подчиняться традиции, как-то, ведь,
надо поступать. Вопреки мнению ранних
скептиков из относительности истин
не следует их равнозначность.
13
В своем трактате: "О душе" Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехни. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что "душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела" (II, 1, с. 394) 1 /Аристотель. О душе, кн. II, гл. 1./, или: "Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью" (там же, с. 395), или: "Душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого стественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя" (там же). Эти, на первый взгляд, трудные формулировки не должны нас пугать. Аристотель желает сказать, что душа включается лишь при завершенности способного к жизни естественного тела. Душа - спутница жизни. Ее наличие - свидетельство завершенности тела, осуществленности возможности жизни. Но это значит, что Аристотель понимает жизнь очень широко.