Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 18:45, доклад
Если обратиться к этимологии слова, то в переводе с древнегреческого
философия означает «любовь к мудрости». По словам Диогена Лаэртского
(конец II — начало III вв. н. э.), первым назвал себя философом
древнегреческий мыслитель и ученый Пифагор. О том, кто такие философы,
он говорил так: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них
состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в
жизни иные, подобно рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между
тем как философы — до единой только истины»1.
Если обратиться к этимологии слова, то в переводе с древнегреческого
философия означает «любовь к мудрости». По словам Диогена Лаэртского
(конец II — начало III вв. н. э.), первым назвал себя философом
древнегреческий мыслитель и ученый Пифагор. О том, кто такие философы,
он говорил так: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них
состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в
жизни иные, подобно рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между
тем как философы — до единой только истины»1. Сегодня трудно
согласиться с тем, что поиски истины являются исключительной монополией
философии. Можно не быть философом и стремиться к знаниям и истине,
будь то в физике, медицине, художественном творчестве или просто в
повседневной жизни. Однако осознанные поиски истины начинались именно
с философии.
Вопрос «Что такое философия?» — не из легких. Интуитивно каждый из нас
чувствует, относятся ли те или иные тексты и речи к философским или нет.
Но дать строго научное определение философии непросто. Достаточно
попытаться, чтобы убедиться в этом. Намного легче определить, что не
является философией. Например, философия не занимается выяснением
структуры ДНК, не решает дифференциальные уравнения, не изучает
химические реакции, не исследует движение земной коры и т. д.
Если взять определения предмета, скажем, ботаники или лингвистики, то
имеющиеся расхождения, как правило, не затронут принципиального
существа дела. Ни один ботаник не будет спорить с тем, что предметная
область его науки — растительный мир. И любой лингвист согласится с тем,
что предмет его науки – язык. Иное дело в философии. Философия в
определении одного философа может оказаться совсем не философией в
определении другого.
Однако есть простой эмпирический факт. Сами философы, независимо от
того, к какому направлению они принадлежат, не сомневаются в том, что они
занимаются философией. И, несмотря на все ярлыки, которыми они
награждают своих противников и оппонентов, за последними также
признается право быть философами, в качестве «путаных»,
«заблуждающихся», но все же философов. Иначе говоря, есть нечто такое в
занятиях философов, что дает основание им называть себя философами,
независимо от того, что же именно каждый из них понимает под философией
— логический анализ высказываний, учение о первоначалах бытия или
критическую оценку данных опыта.