Человек как биопсихосоциальное существо

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:07, реферат

Краткое описание

Три измерения существования человека: биологическое, психическое и социальное. Физиологические основы развития человека. Феномен здоровья человека, определение его критериев. Роль и значение эмоций в жизни человека. Понятие творчества и работоспособности.

Файлы: 1 файл

Человек как биопсихосоциальное существо.docx

— 16.33 Кб (Скачать)

Человек как биопсихосоциальное существо.

Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями  его существования: биологическим, психическим и социальным.

Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. Но, ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности.

Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в  таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим  закономерностям или только социальным? Любой категорический ответ был  бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается биологическому измерению (точнее, физиологическому), но содержание его, его конкретная наполненность - это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причем такое, в котором социальное, опосредуясь, эмоционально-интеллектуально-волевой сферой, выступает как психическое.

Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют  лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы "спустимся" на уровень существования его  организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных  на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека как личности. Организм и личность - две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.

"Первая предпосылка  всякой человеческой истории  - это, конечно, существование  живых человеческих индивидов.  Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию, - телесная организация этих индивидов  и обусловленное ею отношение  их к остальной природе"Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М.: ИНФРА -М, 1990, с.190.

Когда же мы рассматриваем  социальную природу человека или  говорим о человеке как о личности, мы отвлекаемся не от биологического компонента вообще, а только от антропологических  особенностей его, от изучения его телесной организации и некоторых элементарных психических процессов и свойств (например, простейших инстинктов) в  их сугубо естественнонаучной специфике. Мы отвлекаемся, например, от естественнонаучного  смысла химических реакций, протекающих  в функционирующем живом организме, - это задача специальных наук. При  рассмотрении личности человека имеют  в виду такие ее свойства, которые  могут быть описаны в социальных или социально-психологических терминах, где психологическое начало, берется  в его социальной обусловленности  и наполненности. И телесная организация  человека, рассматриваемая уже не с абстрактно-научной стороны, а  как материальный субстрат личности, безусловно, не может не влиять на психологические  особенности человека. Телесная организация  человека, его биология рассматриваются поэтому уже как особый вид материальной действительности, имеющий тесную связь с социальным понятием личности человека.

Переход от "телесности" как объекта естественных наук к "телесности" как субстрату  социально-психологических свойств  человека осуществляется только на личностном уровне его изучения. Биологическая  сторона человека детерминируется  главным образом наследственным (генетическим) механизмом Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология.- Спб: Питер, 2001.- с. 15. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то, ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальное начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории возникновения человека как биологического вида.

Человек появился на Земле в результате длительной эволюции, приведшей к изменению собственно животной морфологии, появлению прямохождения, освобождению верхних конечностей и связанному с этим развитию артикуляционно-речевого аппарата, что в совокупности повлекло за собой и развитие головного мозга. Можно сказать, что его морфология явилась как бы материальной кристаллизацией его общественного, точнее, коллективного существования. Таким образом, на определенном уровне антропогенез, движимый удачными мутациями, трудовой деятельностью, общением и формирующейся духовностью, как бы "перевел стрелки" с биологического развития на рельсы исторического становления собственно социальных систем, в результате чего и сформировался человек как биосоциальное единство.

Информация о работе Человек как биопсихосоциальное существо