Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:07, реферат
Три измерения существования человека: биологическое, психическое и социальное. Физиологические основы развития человека. Феномен здоровья человека, определение его критериев. Роль и значение эмоций в жизни человека. Понятие творчества и работоспособности.
Человек как биопсихосоциальное существо.
Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биологическим, психическим и социальным.
Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. Но, ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности.
Человек, говорим мы,
есть разумное существо. Что же в
таком случае представляет его мышление:
подчиняется ли оно лишь биологическим
закономерностям или только социальным?
Любой категорический ответ был
бы явным упрощением: человеческое
мышление являет собой сложноорганизованный
биопсихосоциальный феномен, материальный
субстрат которого, конечно, поддается
биологическому измерению (точнее, физиологическому),
но содержание его, его конкретная наполненность
- это уже безусловное взаимопереплетение
психического и социального, причем такое,
в котором социальное, опосредуясь, эмоционально-интеллектуально-
Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы "спустимся" на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека как личности. Организм и личность - две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.
"Первая предпосылка
всякой человеческой истории
- это, конечно, существование
живых человеческих индивидов.
Поэтому первый конкретный
Когда же мы рассматриваем
социальную природу человека или
говорим о человеке как о личности,
мы отвлекаемся не от биологического
компонента вообще, а только от антропологических
особенностей его, от изучения его телесной
организации и некоторых
Переход от "телесности"
как объекта естественных наук к
"телесности" как субстрату
социально-психологических
Человек появился на
Земле в результате длительной эволюции,
приведшей к изменению