Часть и целое. Единичное, особенное, общее

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:26, доклад

Краткое описание

Часть и целое – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Понятия части и целого присутствовали в философии с самого начала ее возникновения. Одно из первых определений целого принадлежит Аристотелю: «Целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно».

Файлы: 1 файл

Часть и целое. Единичное, особенное, общее.docx

— 137.16 Кб (Скачать)
 

            Доклад на тему:

    «Часть  и целое. Единичное, особенное, общее» 

      Часть и целое.

      Часть и целое – философские категории, выражающие отношение между некоторой  совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Понятия части и целого присутствовали в философии с самого начала ее возникновения. Одно из первых определений  целого принадлежит Аристотелю: «Целым называется то, у чего не отсутствует  ни одна из тех частей, состоя из которых  оно именуется целым от природы, а также то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние  образуют нечто одно». Категории  части и целого определяются посредством  друг друга: часть – это элемент  некоторого целого; целое – то, что  состоит из частей. В каком отношении  находятся целое и его части? В философии эта проблема формулировалась  в самом общем виде: что является более фундаментальным, исходным, важным – целое или его части? Ее решения  постепенно оформились в виде двух альтернативных позиций, противоположные  исходные принципы которых образовали так называемые «антиномии целостности». Важнейшие из этих антиномий таковы: 1) тезис: целое есть не более чем  сумма своих частей; антитезис: целое  есть нечто большее, чем сумма  его частей; 2) тезис: целое познается  через знание его частей; антитезис: знание целого предшествует познанию его частей; 3) тезис: части предшествуют целому; антитезис: целое предшествует своим частям. Философская позиция, сводящая целое к его частям и  рассматривающая свойства целого только как сумму свойств его частей, получила наименование меризма (от греч. «meros» – часть). Противоположная  позиция, подчеркивающая несводимость целого к его частям, обретение  целым новых свойств по сравнению  с его частями, называется холизмом (от греч. «holos» – целый).

      Представители как той, так и другой позиции  приводили немало примеров, подтверждающих обоснованность их исходных принципов  суммированием свойств входящих в них предметов. В физике и  биологии выражением этой позиции явились  механицизм и редукционизм. Холистическая  позиция проявилась в теории эмерджентной эволюции, в витализме, в гештальтпсихологии.

      В истории философии и познания практически все мыслители склонялись либо к меризму, либо к холизму, причем порой один и тот же мыслитель  при решении одних вопросов отдавал  предпочтение меризму, а при решении  других – холизму. Платон и средневековые  схоласты склонны были подчеркивать примат целого по отношению к его  частям. Английские эмпирики 17–18 вв. и  представители французского Просвещения  под влиянием успехов ньютоновской механики полагали, что всякое целое  может быть без остатка разложено  на составные части и познание этих частей полностью раскрывает природу  любой целостности. Немецкая классическая философия (напр., Шеллинг и Гегель) разработала идею о различии между  органичной (способной к саморазвитию) и неорганичной целостностью.

      В современной науке соотношение  части и целого получило более  точную разработку в системном подходе. Выделяют т.н. «суммативные» и «интегративные» системы. К суммативным системам относят такие совокупности элементов, свойства которых почти целиком исчерпываются свойствами входящих в них элементов и которые лишь количественно превосходят свои элементы, не отличаясь от них качественно. Вхождение какого-либо элемента в такую совокупность ничего или почти ничего ему не добавляет, связи между элементами в таких системах являются чисто внешними и случайными.

      Интегративные системы можно назвать органично  целым. Такие целокупности предметов  отличаются следующими особенностями: 1) они приобретают некоторые новые  свойства по сравнению с входящими  в них предметами, т.е. свойства, принадлежащие  именно совокупности как целому, а  не ее отдельным частям; 2) связи между  их элементами имеют законосообразный характер; 3) они придают своим  элементам такие свойства, которыми элементы не обладают вне системы. Именно такие системы представляют собой  подлинные целостности, а их элементы являются их подлинными частями. 

    Единичное, особенное, общее.

    Единичное — это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его  от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и  количественную определенность.

    Представление о мире только как о бесконечном  многообразии индивидуальностей односторонне, а потому неверно. Бесконечное многообразие — это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается  в общности вещей, их свойств и  отношений. С той же определенностью, с какой мы утверждали, что нет  двух абсолютно тождественных вещей, можно говорить, что нет двух абсолютно  различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Все звезды обладают общими чертами, отличающими их от всего другого. То же можно сказать про минералы, растения, животных и т.д. Общее — это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий и обозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон», «причина» и т.д.

    В каждом единичном заключается общее  как его сущность. Например, утверждение, что данный поступок есть подвиг, означает признание за данным единичным действием  некоего общего качества. Общее — это как бы «душа», суть единичного, закон его жизни и развития.

    Предметы  могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть особенное. При этом общее может выступать в двояком отношении: по отношению к единичному оно выступает как общее, а по отношению к большей степени общности — как особенное. Итак, единичное, особенное и общее — это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.

    Действие  общей закономерности выражается в  единичном и через единичное, а всякая новая закономерность вначале  выступает в действительности в  виде единичного исключения из общего правила, будь то рождение нового биологического вида, новых общественных отношений и т.д. Ничто не может возникнуть иным путем. Потенциальное общее в виде единичного, будучи вначале случайным, постепенно увеличивается в числе и набирает силу закона, приобретая статус и власть общего. Так возникли нормы морали, так появляются новые моды на что-либо и т.п. При этом в общее превращаются такие единичные «исключения», которые соответствуют тенденции развития, вытекающей из всей совокупности условий. Случайные единичные отклонения отсеиваются и исчезают, взаимно погашая друг друга, дают среднюю равнодействующую, общую закономерность. Общее не существует до единичного и вне его; единичное не всегда можно обобщать. Их единство и есть особенное. Эта категория преодолевает односторонность, абстрактность того и другого и берет их в конкретном единстве.

    Правильный  учет единичного, особенного и общего играет огромную познавательную и практическую роль. Наука имеет дело с обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает возможность устанавливать законы и тем самым вооружать практику предвидением. В этом сила науки, но в этом же кроется ее слабость. Единичное и особенное богаче общего. Только через строгий анализ и учет единичного, особенного путем наблюдения, эксперимента достигаются углубление, конкретизация законов науки. Общее раскрывается в понятии только через отражение единичного и особенного. Благодаря этому научное понятие воплощает в себе богатство особенного и индивидуального. Если игнорируется изучение единичного, то тем самым обедняется знание общего, особенного там, где индивидуальные особенности составляют существенную сторону данного объекта. Искусство как раз и заключается в отражении общего в форме единичного и особенного. Но принцип индивидуализации важен не только в искусстве, где без него вообще нечего делать, но и в науке и практике.

Информация о работе Часть и целое. Единичное, особенное, общее