Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:17, реферат
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Содержание
Категория бытия в философии
Периоды в трактовке бытия
Бытие человека и бытие мира
Список литературы
Исходный пункт
философских рассуждений
Эти линию развивает
немецкий философ Г. Лейбниц, который
выводит понятие бытия из внутреннего
опыта человека, а крайнего выражения
она достигает у английского философа
Дж. Беркли, отрицающего существование
материального бытия и выдвигающего субъективно-идеалистическое
положение “быть – это значит быть в восприятии”
.
И. Кант
Не отрицая
существования вещей самих по
себе, И. Кант рассматривает бытие
не как свойство вещей, а как связку
суждения. “…Бытие не есть реальный
предикат, иными словами, оно не есть
понятие о чем-то таком, что могло
бы быть прибавлено к понятию вещи…
В логическом применении оно есть лишь
связка в суждении” . Прибавляя к понятию
характеристику бытия, мы не прибавляем
ничего нового к его содержанию.
Диссертация “О
форме и принципах чувственно
воспринимаемого и
Основу всех
трех “Критик” составляет учение Канта
о явлениях и о вещах, как они
существуют сами по себе, - “вещах в себе”
. Познание наше начинается с того, что
“вещи в себе” воздействуют на органы
внешних чувств и вызывают в нас ощущения.
В этой предпосылке своего учения Кант
– материалист. Но в учении о формах и
границах познания Кант – идеалист и агностик.
Он утверждает, будто ни ощущения нашей
чувственности, ни понятия и суждения
нашего рассудка не могут дать никакого
теоретического знания “о вещах в себе”
. Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические
знания могут неограниченно расширяться
и углубляться, но это ни на йоту не приблизит
нас к познанию “вещей в себе” .
И. Фихте
Для И. Фихте
подлинным бытие является свободная,
чистая деятельность абсолютного Я,
а материальное бытие есть продукт
этой деятельности. У Фихте впервые
в качестве предмета философского анализа
выступает бытие культуры, бытие, созданное
деятельностью человека.
В основе философии
Фихте лежит убеждение в том,
что практически-деятельное отношение
к предмету предшествует теоретически-созерцательному
отношению к нему. Сознание не дано,
а задано, порождает себя. Очевидность
его покоится не на созерцании, а на действии,
она не усматривается интеллектом, а утверждается
волей. Сознай свое Я, создай его актом
этого осознания – таково требование
Фихте. Этим актом индивид рождает свой
дух, свою свободу.
“От природы” индивид
есть нечто непостоянное: его чувственные
склонности, побуждения, настроения всегда
меняются и зависят от чего-то другого.
От этих внешних определений он освобождается
в акте самопознания: его самотождественность
– “Я есмь Я” – результат свободного
действия Я. Самоопределение предстает
как требование, задача, к решению которой
субъекту суждено вечно стремиться.
Ф. Шеллинг
Этот тезис
развивает Ф. Шеллинг, согласно которому
природа, бытие само по себе есть лишь
неразвитый, дремлющий разум. В своем труде
“Система трансцендентального идеализма”
он отмечает, что “свобода является единственным
принципом, к которому здесь все возводится,
и в объективном мире мы не усматриваем
ничего вне нас существующего, но лишь
внутреннюю ограниченность нашей собственной
свободы деятельности” .
Г. Гегель
В системе Г.
Гегеля бытие рассматривается как
первая, непосредственная и весьма
неопределенная ступень в восхождении
духа к самому себе, от абстрактного
к конкретному: абсолютный дух лишь
на мгновение материализует свою энергию,
а в своем дальнейшем движении и деятельности
самопознания он снимает, преодолевает
отчужденность бытия от идеи и возвращается
к самому себе, так как сущность бытия
составляет идеальное. Для Гегеля подлинное
бытие, совпадающее с абсолютным духом,
есть не косная, инертная реальность, а
объект деятельности, полный беспокойства,
движения и фиксируемый в форме субъекта,
то есть деятельно.
С этим связан и
историзм в понимании бытия, который
берет свое начало в немецком классическом
идеализме. Правда, история и практика
здесь оказываются производными от духовной
деятельности.
Установка на рассмотрение
бытия как продукта деятельности
духа характерна и для философии
конца XIX – начала XX веков. При этом
по-новому истолковывается само бытие.
Основная тенденция в развитии представлений
о бытие совпадает с тенденцией развития
научного знания, которое преодолевает
как натуралистичски-
3. Бытие человека
и бытие мира
Почему же особое
внимание философов различных
В противовес классическому
онтологизму и гносеологизму
представители анализируемых
Итак, путь феноменолога,
экзистенциалиста, персоналиста - не путь
от Sein, бытия вообще, не от мира как бытия
к бытию человека, как это было в классической
онтологии. Избирается обратный путь -
от человеческого Dasein к миру, как он видится
человеку и "выстраивается" вокруг
него. Такой подход представляется философам
XX века предпочтительным не только с реалистической
точки зрения (ведь по-другому, говорят
они, человек и не осваивает мир) , но и
с точки зрения гуманистическая: в центр
ставится человек, его активность, возможности
свободы, открываемые самим его бытием.
В ряде философских
концепций акцент делается на специфической
форме бытия – человеческом существовании.
Понятие “существование”
произошло от латинского existo – существую.
В истории философии понятие “существование”
употреблялось обычно для обозначения
внешнего бытия вещи, которое в отличие
от сущности вещи, постигается не мышлением,
а опытом.
Принципиально
новый категориальный смысл существование
получает у Кьеркегора. Он противопоставляет
рационализму понимание существования
как человеческого бытия, которое постигается
непосредственно. Существование, по Кьеркегору,
- единично, личностно, конечно. Конечное
существование имеет свою судьбу и обладает
историчностью, ибо понятие истории, согласно
Кьеркегору, неотделимо от конечности,
неповторимости существования, то есть
от судьбы.
В ХХ веке кьеркегоровское
понятие существования
Отсюда характерный
для экзистенциализма интерес к так
называемым “пограничным ситуациям”
– страдание, страх, тревога, вина, в которых
выявляется природа существования.
У немецкого
философа Ф. Ницше, например, понятие
бытия толкуется как обобщение
понятия жизни. Он стремится преодолеть
рациональность философского метода.
Понятия не выстраиваются у Ницше в систему,
а предстают как многозначные символы.
Таковы понятия “жизнь” , “воля к власти”
, которая есть само по себе бытие в его
динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения,
и движущая обществом энергия и т.д.
Еще более резко
этот тезис проводится в философии
жизни немецкого философа В. Дильтея,
для которого подлинное бытие
совпадает с целостностью жизни,
постигаемой науками о духе.
Центральным у
Дильтея является понятие жизни
как способа бытия человека, культурно-исторической
реальности. Человек не имеет истории,
но сам есть история, которая только и
раскрывает, что он такое. От человеческого
мира истории Дельтей резко отделяет мир
природы. Задача философии, как “науки
о духе” – “понять жизнь, исходя и нее
самой” . В связи с этим выдвигается метод
“понимания” как непосредственное постижение
некоторой духовной целостности, целостного
переживания. Понимание, родственное интуитивному
проникновению в жизнь, он противопоставляет
методу “объяснения” , применимому в
“науках о природе” , имеющему дело с
внешним опытом и связанному с конструирующей
деятельностью рассудка. Понимание собственно
внутреннего мира достигается с помощью
интроспекции, самонаблюдения, понимание
чужого мира – путем “вживания” , “сопереживания”
, “вчувствования” .
В качестве исходного
выдвигается понятие “жизнь”
как некая интуитивно постигаемая
целостная реальность, не тождественная
ни духу, ни материи. Здесь внимание
приковано к индивидуальным формам
реализации жизни, ее неповторимым, уникальным
культурно-историческим образам.
Немецкий философ
Г. Риккерт, как и все неокантианство,
различает чувственно-реальное и
ирреальное бытие. Если естествознание
имеет дело с реальным бытием, то
философия – с миром ценностей,
то есть бытие, которое предполагает долженствование.
Отвергая с
позиций неокантианства “вещь в
себе” как объективную
Бытие – не ощущаемое,
а категориально мыслимое бытие.
Пространство и время – не формы
чувствительной интуиции, а категории
логического мышления. Отсюда – тезис
об имманентности бытия сознанию.