Буддизм и мадхьямики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:40, реферат

Краткое описание

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью - праджней.

Оглавление

Введение 3
Буддизм 4
Концепция сознания в буддизме 6
Мадхьямики 9
Концепция сознания в школе мадхьямиков 11
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

1112р9--Буддизм и мадхьямики (реф, 14 стр.).doc

— 78.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Буддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии на основе идей Будды Шакьямуни1.

В основе буддизма лежит  учение о Четырёх Благородных  Истинах: о страдании, о происхождении  и причинах страдания, о подлинном  прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях  к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью - праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Традиционно буддизм  делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу  и Учение старейших.

Отличительной чертой Махаяны  является учение о Бодхичитте —  безграничной любви ко всем без исключения живым существам, и проистекающем из него понятием Бодхисаттвы — готовности отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ.

К Махаяне относится  тибетский буддизм, китайский буддизм  и несколько отдельных буддийских школ.

Последователи Махаяны  подразделяют буддизм на Великую  Колесницу (собственно махаяну) и Малую  Колесницу («хинаяну»).

 

 

 

Буддизм

 

Самым важным аспектом в изучении буддийской догматики  выступает понятие «дхармы», ибо  только она становится «ключом» к пониманию метафизики, психологии и этики буддизма. Ее роль настолько важна, что в известном смысле это учение может быть названо «теорией дхарм».

Каждая дхарма выступает носителем специфического признака - ощущения, частота проявления которого в сознании субъекта равна -1/75 секунды. Но именно из таких фрагментов - дхарм - и образуется индивидуальное восприятие мира и себя в нем2. Иначе говоря, совокупность дхарм так же образует поток сознания, как ряд кинематографических кадров, пропущенных через кинопроектор, создает иллюзию жизни на экране кинотеатра. Здесь роль дхарм для сознания человека можно грубо сравнить с просмотром индивидуального кино, благодаря которому в разуме человека возникает иллюзия существования как внешнего мира, так и внутреннего2.

Иллюзорное  многообразие мира и содержание сознания становится следствием комбинирующихся между собой дхарм, организация которых отдаленно напоминает неоплатоновскую эманацию, то есть истечение низших дхарм из высших. Хотя на самом деле это не совсем так4. Дело в том, что роль дхармы заключается еще и в осуществлении связей между разными их комбинациями, образующих определенную иерархию. Здесь, в отличие от неоплатонизма, низшие дхармы стремятся «подняться» к высшим, обеспечивая свою эволюцию от проявленного состояния к непроявленному. В результате рождается видение несуществующего мира, которое, по сути, есть модификация связанных между собой дхарм.

Так частной формой скомбинированных между собой дхарм выступают карма, сансара и даже нирвана, образующие метафизическую иерархию. Низшей формой проявленных дхарм становится карма, обеспечивающая способ сплетения между собой всех видов телесно-чувственных ощущений. Именно от них зависит характер переживаний иллюзорной личности. Добрая Карма, вызывая приятные ощущения, создает иллюзию счастливой судьбы. Злая Карма так сплетает между собой дхармы, что возникает иллюзорное ощущение злой судьбы. А между тем, карма, будучи «нравственным законом» иллюзорного мироздания, на самом деле остается способом соединения между собой метафизических элементов5, вызывающих определенный ряд устойчивых переживаний, невежественно воспринимаемых как «мое Я». Поэтому карма - это такой способ соединения дхарм, который обеспечивает постоянство иллюзорного ядра, именуемого индивидуальным сознанием.

На более  высоком метафизическом уровне стоит сансара, управляющая самой кармой. Сансара часто именуется «колесом рождений и смертей». Роль сансары заключается в том, что в момент наступления иллюзорной смерти несуществующего субъекта сансара меняет способ, благодаря которому комбинируются между собой дхармы. И если карма представляет способ комбинации дхарм, то сансара - форму воздействия или метафизический пульс, обеспечивающий изменчивость или постоянство этого способа.

Буддизм утверждает иллюзионизм по отношению к существованию мира и пребывающего в нем субъекта. И в то же время это реалистичная религия, утверждающая существование многочисленных дхарм, играющих роль плюралистичного Абсолюта, высшая форма которого называется нирваной. Нирвана - это онтологическое и психическое Небытие дхарм, перестающих проявлять себя в возбужденном состоянии в виде субъективного сознания человека.

Концепция сознания  в буддизме

 

В VI веке до нашей эры в небрахманских кругах Индии происходило сильное брожение философской мысли, страстно ищущей пути выхода из оков феноменального мира. Именно в этот период Будда предложил систему, отрицающую существование индивидуального сознания и сводящую феноменальное бытие психики к сочетанию отдельных элементов - дхарм. В основе учения лежит концепция «Четырех благороднейших истин», открывшихся скитающемуся монаху в момент мистического озарения. Они отражают закономерную связь между энергией, сознанием и миром, определяя, таким образом, новую эпоху в представлении о природе человеческого сознания. В целом буддийские истины гласят, что жизнь во всех формах ее проявления есть страдание. Источником страданий выступают желания. Если искоренить желания, то как неминуемое их следствие исчезнут и страдания. Для этого есть путь, благодаря которому психическая энергия приходит к затуханию, Небытию, нирване. Это состояние и становится венцом, конечной целью для всякого сознания человека в религиозно-философском учении буддизма. Однако рассмотрим становление сознания человека к Небытию более подробно3.

Всякое сознание не является самобытной субстанцией, а остается лишь простым следствием комбинирующихся между собой дхарм. Иначе говоря, изменчивое качество сознания так же обусловливает комбинации дхарм, как утро обязано своему рождению восходящему над горизонтом солнцу. Собственно говоря, сознания как такового не просто нет. Оно есть постоянно меняющаяся сумма ощущений, идей, желаний, вниманий, пониманий, которые возникают из движения дхарм. В психической жизни субъекта буддизм обнаружил фундаментальные элементы - дхармы, которые, не имея своего вместилища, проявлялись и исчезали, подобно сменяющимся кадрам на экране. Следовательно, с буддийской точки зрения не существует ни «я», ни души, ни личности. Апологеты часто используют метафору, сравнивая природу сознания с пламенем. Подобно тому, как его языки каждый миг сменяют старый огонь на новый, так и сознание, сотканное из череды возникающих и исчезающих комбинаций дхарм, делают его лишь следствием более глубокой субстанции. Индивид становится временной интеграцией отдельных элементов, образующих поток сознания. Имеется особая сила, называемая кармой, которая держит комбинацию этих элементов в определенном порядке. Карма действует в границах одного потока, не вторгаясь в другой. Удерживаемая кармой комбинации дхарм в отдельном сознании берет свое начало в прежних существованиях и будет иметь свое продолжение и в будущих воплощениях4.

Если карма  обусловливает активность сознания через сочетание между собой дхарм, то становится совершенно ясно, что, с буддийской точки зрения, самостоятельно существующего внутреннего мира личности и окружающего его внешнего мира на самом деле нет. Внешний мир, как и внутренний, есть результат мимолетного образования дхарм. Здесь объект и субъект одинаковым образом иллюзорны. Однако как же объяснить тот факт, что разные люди видят одно и то же: солнце, горы, небо и т. д.? Схожие иллюзии различных потоков дхарм группируются одной общей кармой, которая, довлея над индивидуальными, формирует близкие представления о времени и пространстве. Однако различное восприятие общего времени и пространства организует уже индивидуальная карма, от которой зависят личные переживания, связанные с чувствами скуки, веселья, радости, страдания и т. п.

Количество  впечатлений от «картинок» внешнего и внутреннего миров в потоке индивидуального сознания не безгранично, а строго ограничено силой кармы. Чем сильнее карма, тем большее число «иллюстраций» предстоит пережить иллюзорному субъекту, тем дольше группе его дхарм «идти» к успокоению. И наоборот, чем меньше переживаний и «картин», тем ближе так называемый сгусток сознания к освобождению из оков кармы, в котором вибрация дхарм прекращается. Однако до тех пор пока этого не произойдет, индивидуальный поток дхарм проходит согласно своей организации через неограниченное число эмпирически иллюзорных жизней. Каждая жизнь является всего лишь частичкой, эпохой в бесконечном процессе бытия данного потока дхарм. Таким образом, говоря о теории «перерождения», следует иметь в виду, что не «душа» переходит из одного тела в другое, а данный один и тот же внеопытный комплекс дхарм, проявляющийся в данное время как одна личность - иллюзия, после определенного промежутка времени проявляется в виде другой, третьей, четвертой и так далее - до бесконечности. Следовательно, в буддизме нет трансмиграции души, а есть бесконечная трансформация комплекса дхарм5.

Спецификой  буддийского идеала сознания становится такое состояние, в котором нет ни ощущений, ни представлений, ни волевых актов, ни даже самого сознания. Это состояние именуется нирваной, в которой есть только одно блаженство Небытия. Ведь быть -значит страдать, а в нирване все уничтожается, но остается только пустота дхарм, их покой и бесконечность. Особенностью нирваны выступает «уничтожение всего» через успокоение главного носителя сознания -волнующихся дхарм. Поэтому буддисты часто сравнивают сознание с огнем, а дхармы - с дровами. Как только дрова прогорают - пламя гаснет. Как только дхармы успокаиваются, опустошаясь, - сознание гаснет, как огонь. Карма «производит» сознание и ведет его долгой дорогой к эволюции, к состоянию вечного успокоения, где нет жизни и нет смерти, но есть покойное блаженство Небытия нирваны, которое, как полагает современная наука, будет иметь место, когда действие всех энергий прекратится, и тогда останется одна покойная ни в чем себя не проявляющая вечная и неуничтожимая энергия покоя.

Мадхьямики

Школа шунья-вада мадхьямиков оценивается как «полный и чистый нигилизм», как законный логический вывод из принципов, лежащих в основании древнего буддизма. Мадхьямики утверждают, что все наши идеи основаны на не-сущем или на пустом. Школа Нагарджуны, а именно он является ее основателем, предстает перед нами как «негативизм, который опустошает бытие до полного его отрицания, как доктрина,4 чья концепция реальности заключается в «абсолютном ничто». В соответствии с подобными убеждениями мадхьямики именуются наиболее радикальными нигилистами из всех когда-либо существовавших.

Нагарджуна  назвал свою философию «Мадхьяма-ка-шастра». Это название происходит от древнего буддийского выражения «Мадхьяма-пратипад», означающего «средний путь», точка зрения которого не допускает самой возможности теоретического описания реальности при помощи любого из определений, таких как «это есть» или «этого нет»6.

Он утверждает, что  есть лишь четыре альтернативных пути, рассматривающих бытие и Небытие вещи: 1) «Это есть, то есть предмет существует», 2) «Этого нет, то есть предмет не существует», 3) «Это одновременно и есть, и нет, то есть предмет как существует, так и не существует», 4) «Это ни есть, ни нет, то есть предмет ни существует, ни не существует». Однако применительно к высшей реальности - Небытию - ни один из этих четырех способов не является надежным, так как каждый из них содержит внутреннее противоречие, а Небытие свободно от каких-либо противоречий. Следовательно, делает вывод Нагарджуна, эти способы описания относятся к видимой реальности, но не к Высшей.

Другое название философии Нагарджуны - шу-нья-вада, то есть теория (вада) пустоты, или «ничто» (шунья). Иначе говоря, понятие «шуньи» (и образованного от него абстрактного существительного «шуньята» или «пустотность») занимает основное место в его философии.

Концепция «шуньи», или пустоты, трактуется Нагарджуной с двух точек зрения: зримого бытия и Высшей реальности - Небытия. Центральным утверждением индийского мистика выступает положение, что «нет дхармы, которая не была бы шуньей» (Мадхьямака-шас-тра, 24, 18). Исходя из этого, философ утверждает, что все в материальном мире есть лишь пустота и «ничто». В то же время высшая реальность - Небытие - тоже описывается как «шуньята», что означает ее лишенность в развитии и проявленности, множественности и разнообразии.

Пустота неотделима от формы, и форма неотделима от пустоты. Где форма, там и пустота, где пустота, там и форма. Такова истина в чувствах, восприятии, движении, сознании... Все дхармы можно обнаружить в пустоте. Они не возникают и не прекращаются, они не осквернены и не безупречны, не ущербны, и не полны... В пустоте нет формы, нет чувства, нет восприятия, нет движения, нет сознания. Нет глаза, уха, носа, голоса, тела, разума. Нет форм, звуков, запахов, вкусов, не того, что можно взять, не того, что можно помыслить. Нет ни чувственно воспринимаемых, ни постигаемого разумом. Нет неведения, нет прекращения неведения, нет разрушения и смерти. Нет страсти, нет возникновения, нет прекращения, нет пути. Нет познания, нет постижения, нет непостижения».

Для того чтобы  описать все возможные формы  пустоты, которые «маскируются» под наполненные формы, Нагар-джуна в «Мула-мадхьямаке» дает восемнадцать способов самоскрытия пустоты: 1) пустота сознания, 2) пустота внешних вещей, 3) пустота внутренних вещей, 4) пустота пустоты, 5) великая пустота, 6) пустота абсолютной истины, 7) пустота сотворенных вещей, 8) пустота несотво-ренных вещей, 9) абсолютная пустота, 10) пустота начала и конца, 11) нетеряемая пустота, 12) пустота природы вещей, 13) пустота всех элементов, 14) пустота собственных свойств, 15) пустота бесцельности, 16) пустота Небытия, 17) пустота бытия, 18) пустоты бытия и Небытия.

Здесь постижение подлинной реальности может осуществляться посредством мистического осознания, которое называется «праджня-парамита». Достижение этого состояния связано со спасением, которое, с одной стороны, освобождает от иллюзорной видимости мира, а с другой - свидетельствует о достижении нирваны, которую Нагарджуна именует термином шуньята. А между тем и нирвана, и пустая дхарма, и шунья (шуньята) - все это разноименные названия единого по сути Небытия.

Концепция сознания в школе мадхьямиков

Информация о работе Буддизм и мадхьямики