Безумие как язык субъекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:51, монография

Краткое описание

Каково же место безумия в современном мире? Понятно, оно является здесь официально отрицательной категорией. Мало кто захочет квалифицировать как нечто безумное свое поведение, свои мысли, свои поступки... Сама догадка о том, что человек становится безумным, доставляет невыносимый страх... Отрицательными свойствами мы привыкли наделять только других, нежели самих себя. Опыт безумия по-прежнему таится в темных глубинах наших невысказанных мыслей, в снах, в ночных кошмарах. Безумие не исчезло, оно лишь было искусственно погружено во тьму, в самые отдаленные уголки нашего разума. Трагическое сознание безумия не дремлет, подспудное его признание и присутствие по-прежнему ощущается вне сознания. Мы никогда не сможем вытеснить то, что находится там, так зачем этому сопротивляться? В конечном итоге, в этом-то и заключается наша индивидуальность, то, что отличает нас друг от друга. Но надо помнить всегда о том, что «сон разума порождает чудовище», и для того, чтобы не быть таковым, вы найдете спасение в своем безумии.
И если выдастся такая возможность, то обязательно следуйте за белым кроликом.

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Тема: «Безумие как язык субъекта»

«Все  люди неизбежно безумны,

                     Так что не быть безумным,

                         означает только страдать

                          другим видом безумия». 
               

      «Боже мой! Какой сегодня ужасный день! А ведь еще вчера я жила нормальной, спокойной жизнью. Неужели все так сильно изменилось за ночь? Позвольте, но сегодня утром я-то проснулась прежней! Хотя нет, чувствовала я себя как-то уже не так. Ну, хорошо, если я – уже не я, тогда кто я? Как все запутано! Кстати, надо проверить знаю ли я то, что знаю, то есть то, что до этого знала, в смысле…»

      Весьма  странно звучат слова этой маленькой  девочки. В них есть логика, однако, в них присутствует то, что сегодня вы бы назвали безумием. Традиционно разум всегда рассматривается и ставится выше безумия,  он правит миром. Современное общество старается огородить себя от ненормальности, но весь вопрос в том, что нормы, как таковой, сегодня просто нет. Вряд ли где-то вы найдете определение нормы. Все рамки сместились, что было недопустимо раньше, сейчас считается нормальным. Не наталкивает ли вас это на вопрос: «А кто же я?». Что для вас является разумным, а что вызывает неприязнь, непонимание и даже страх?

     Все запретное, странное, необъяснимое –  табуируется обществом. Так и  безумие – о нем мало говорят, его пытаются проинтерпретировать, людей отличающихся, по мнению общества, от нормальных и здоровых, элементарно изолируют. Безумие рассматривается как явление исключительно негативное. Вот как, к примеру, толкуется это понятие в словаре Даля: БЕЗУМИЕ или безумство отсутствие, недостаток, бедность ума; малоумие, сумасшествие, помешательство; тупость, глупость; сумасбродство, шаль, дурь; нерассудительность, безрассудство. Безумный, безумленный, малоумный, помешанный; безумный также значит глупый, шальной, безрассудный., лишенный ума; поступающий безрассудно. Безумщина, бессмыслица, бестолочь, бестолковщина; сумасбродство. Безумить кого, делать без ума, сбивать с толку; выводить из себя; лишаться ума, рассудка, памяти. Счастье обезумило его, он забылся. Никак ты сдуру обезумел? Безумничать, безумствовать, дурить, дурачиться; поступать как безумный, делать глупости, несообразности. По Ожегову: - БЕЗУМИЕ: безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении, сумасшествие. По Ушакову: БЕЗУМНЫЙ 1. Крайне безрассудный. Безумная отвага. Ваш безумный план обречен на неудачу. Любить безумно (нареч.). 2. Отличающийся крайней степенью чего-н., очень напряженный. Выдался сегодня какой-то безумный день. Безумная усталость. 3. Сумасшедший, умалишенный (устар.). Безумный человек.

     Эти термины построены на негативной дихотомии безумия. Ум, делая их негативными, лишен права голоса выступать как самостоятельный дискурс, он не имеет права на собственную речь. Безумие всегда находится на дистанции по отношению к разуму, между ними огромная пропасть, заполненная пустотой.

     Зато  в классическую эпоху безумие  трактуется совершенно иначе. Оно становится формой, соотнесенной с разумом. В Средние века безумец был привычной для человеческого рода фигурой. Можно сказать, что безумие спокойно разгуливало при свете дня, открывая окно в бездну ночи. Вот  средневековое определение безумия – это нижняя граница истины человека; это незамеченный аспект порядка, и благодаря ему, человек, даже помимо собственной воли, становится инструментом некоей мудрой силы, чья цель ему неведома; безумие – мерило того расстояния, которое разделяет предусмотрительность и провидение, расчет и целесообразность. В нем кроется вся толща коллективной мудрости, неподвластной времени.  Безумие есть отсутствие разума, но отсутствие, принимающее позитивную форму – форму почти подобия, форму сходства, доходящего почти до неразличимости, но неспособного кого-либо обмануть. Безумец уклоняется от разума, но прибегает при этом к образам, взглядам, рассуждениям, которые в том же виде мы обнаруживаем и у человека разумного. Таким образом, безумец может быть безумным не сам по себе, но лишь в глазах кого-то третьего, единственно способного отличить собственный разум от имитации.

        Интерпретационная система, в которой рассматривается отношение между двумя элементами: означающим и означаемым, в нашем случае разумом и безумием, связывает объекты (понятия, явления) разного порядка, и поэтому это отношение является отношением эквивалентности, а не равенства. Разум всегда ставится выше безумия. Но кроме этих двух элементов, мы имеем третий, а именно знак. Ведь то, что мы воспринимаем в реальности, является взаимосвязанностью, корелляцией разума и безумия, общественных норм и личностного отношения. В классическую эпоху безумный  человек не рассматривается как больной. В самом деле: его животное начало оберегает безумца от той хрупкости, неустойчивости, болезненности, какая свойственна человеку. Звериная крепость безумия делает человека устойчивым к голоду, жаре, холоду, боли. До конца XVIII в. было общепризнанной истиной, что безумцы могут переносить тяготы жизни сколь угодно долго. Сэмьюэл Тьюк посетив в 1811 г. Один workhouse в южных графствах, обнаруживает там камеры, куда свет проникает лишь через проделанные в дверях зарешеченные окошки. Все женщины, находящиеся там, раздеты до гола. Однако же, температура была чрезвычайно низкой, накануне вечером термометр показывал восемнадцать градусов мороза. А в госпитале Бисетр в одном месяце в течение нескольких дней термометр падал до 110, 100 и даже 160 ниже нуля, и один умалишенный никак не хотел лежать под шерстяным одеялом, и все время сидел на ледяном дощатом полу своей камеры. По утрам только ему открывали дверь, как он уже бежал в одной рубахе во внутренний двор, хватал горстями снег, прикладывал к груди и ждал, пока он растает.

     В Традиции существует парадоксальное определение  разума, часто в традиционалистских текстах мы встречаем такие выражения, как «мудрость идиотов» или «ученое  невежество» (Николай де Куза). Симметрично  этому, можно выделить две взаимодополняющие модели понимания безумия в Традиции. С одной стороны, можно сказать, что есть священное безумие, которое и является прямой интуицией мира или реальности, предшествующей их разделению. Такое безумие традиционно считалось качеством пророков, святых, посвященных, высших сущностей. А, с другой стороны, существует рассудок или низший разум, который при необходимости позволяет отделить одно от другого. Традиция утверждает между этими инстанциями не противоречие, но иерархическое соподчинение.

           Современный мир  отрицает ту логику, которой руководствовались  множество поколений наших предков, логику сакрального, изотерического мировоззрения, где все существует во всем. Современный мир начал свое становление через рациональный уровень человеческого мышления. И мы сейчас живем в современной цивилизации, в матрице языка современности, которая глубинным образом предопределяет наше поведение, влияя на нашу биологию вплоть до генного уровня. Наши родители воспитывают нас с младенчества под чарами рассудочности, и именно в этом ключе осмысливают наше с вами появление на свет. Рационализм и современный мир пропитали наше бытие на уровне минеральных слоев, и мы едва ли можем помыслить себе наше бытие вне рамок парадигм современного мира. Тот, кто осмелится идти наперекор современному обществу, автоматически выпадает из него. Если есть что-то что не в состоянии принять наш разум, это сразу отталкивается, это получает негативную оценку. Иными словами, даже если человек не разумен или недостаточно разумен, он должен, обязан стать таковым.

     Для того, чтобы понять, что существуют иные возможности мыслить, иные возможности  быть, иные парадигмы в восприятии мира, реальности, радикально отличные от современных, надо произвести над  собой колоссальное усилие. Чрезвычайно сложно даже представить себе, что-то, что мы понимаем под разумом, есть не разум как таковой, а навязанная нам, неявно и глубоко внедренная гипнотическая установка... Весь контекст нашего существования, архитектура, социальные институты, лексика, быт - все базируется на определенных языковых установках современности, на конкретных гносеологических векторах, и связаны эти фундаментальные вектора с глубоко запрятанным представлением о том, что ограниченность человека своими видовыми качествами и, в первую очередь, рассудком является высшей ценностью. А, следовательно, эта граница - рассудок - является тем, что необходимо всячески утверждать, укреплять и развивать.

     В продолжении темы, я не зря начала свое выступление с отрывка из «Алисы в стране чудес» Льюиса Керола. Эта сказка, которую он написал для своей маленькой дочери, стала поистине известна на весь мир, и не случайно. То самое безумие, о котором мы говорили, находит здесь свое воплощение в сновидениях (дреме) Алисы. Вся эта запутанная история наполнена неисчисляемым количеством символов. Начинается она с появления белого кролика, из-за которого Алиса попадает в туннель, другими словами кролик – это ее проводник в другой мир. В этом царстве безумия все меняется местами, и все то, что было скрыто, теперь выходит наружу, разум теряет свою силу, открывая место безрассудству. Ее не удивляют изменения в росте, вот что она говорит по этому поводу: «Бедные, бедные мои ножки! И кто же теперь будет натягивать на вас чулки и обувать, дорогие вы мои? Я буду слишком далеко, чтобы заботиться о вас. Надеюсь, вы как-нибудь уж там без меня справитесь. Нет, так дело не пойдет! Надо будет почаще уделять вам внимание, а то они совсем забудут про меня и начнут ходить куда хотят без моего ведома». 

      Заключение: Каково же место безумия в современном мире? Понятно, оно является здесь официально отрицательной категорией. Мало кто захочет квалифицировать как нечто безумное свое поведение, свои мысли, свои поступки... Сама догадка о том, что человек становится безумным, доставляет невыносимый страх... Отрицательными свойствами мы привыкли наделять только других, нежели самих себя. Опыт безумия по-прежнему таится в темных глубинах наших невысказанных мыслей, в снах, в ночных кошмарах. Безумие не исчезло, оно лишь было искусственно погружено во тьму, в самые отдаленные уголки нашего разума. Трагическое сознание безумия не дремлет, подспудное его признание и присутствие по-прежнему ощущается вне сознания. Мы никогда не сможем вытеснить то, что находится там, так зачем этому сопротивляться? В конечном итоге, в этом-то и заключается наша индивидуальность, то, что отличает нас друг от друга. Но надо помнить всегда о том, что «сон разума порождает чудовище», и для того, чтобы не быть таковым, вы найдете спасение в своем безумии.

      И если выдастся такая возможность, то обязательно следуйте за белым кроликом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Министерство образования и науки Российской Федерации

Тверской  государственный технический университет

Кафедра психологии и философии 
 
 
 
 
 
 

 Доклад 

 на  тему:

«Безумие как язык субъекта» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка 2-го курса

                специальности «Психология», гр. 0603

                 Чистякова ДарьяДмитриевна 

                Науч.рук:_________________________ 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Тверь – 2008

Список  использованной литературы: 

  1. Фуко М. Ненормальные: курс лекций, прочитанных в Колледж де Франс в 1974-1975 учебном году. – Спб.: Наука, 2005
  2. Мишель  Фуко. История безумия в классическую эпоху. – Спб, 1997.
  3. Барт Ролан. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр/Г.К.Косикова. – М.: изд. «Прогресс», «Универс», 1994
  4. Сартр Ж.-П. Фрейд: Киносценарий. – Харьков: «Фолио», М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
  5. Зигмунд Фрейд. Анализ масс и анализ человеческого «Я». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004
  6. Зигмунд Фрейд. Сновидения. Сексуальная жизнь человека. Избранные лекции. – Алма-Ата: Наука, 1990
  7. Лотреамон. Песни Мальдорора: пер с фр./Г.К.Косиков. – изд. «Ad Marginem», 1998

Информация о работе Безумие как язык субъекта