Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:14, контрольная работа
Аристотель - величайший древнегреческий философ, жил в 384 - 322 гг. до н. э. Родина Аристотеля - полис Стагира, расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией, от которой она зависела. Отец Аристотеля Никомах - придворный врач македонского царя Аминты III, а сам Аристотель - сверстник сына Аминты, будущего македонского царя Филиппа II [1].
Монархия - первая и
наиболее древняя форма политического
устройства, она допустима лишь при
наличии в государстве
Что касается неправильных форм политического устройства, то Аристотель выделяет тиранию, утверждая, что "тираническая власть не согласна с природою человека", что она наиболее гнусная форма правления. Выделяет он - олигархию, при которой у власти стоят немногие богатые люди, но наиболее сносной формой считает демократию и то, при условии, что власть в государстве принадлежит закону, а не толпе (охлократия). Итак, хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими -тиранию, возникающую как деформация монархии, олигархию как деформация аристократии и демократию как деформация политеи [7].
Назначение государства "состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо". По Аристотелю, это возможно лишь в государстве, которое служит "общему благу" и которое относится лишь к правильным формам. Что же касается неправильных форм: тирании, олигархии и демократии, то они служат лишь частным интересам то ли одного лица, то ли группы. Выбирая наилучшее политическое устройство, Аристотель не утопист. Он умеет четко отличить абсолютно наилучшую форму от реально возможной.
В отличие от Платона,
который видел в частной
Аристотель пытается осмыслить общество свободных людей с промежуточных позиций, подобно тому, как осмысливали мироздание все ионийские философы. По Аристотелю, оно состоит из трех основных классов граждан. Первый класс составляют очень богатые люди, тогда как их противоположностью будут самые бедные. Между ними находится средний класс, относительно которого и происходит деление всего спектра социальных различий на классы (противоположности).
Если бы Аристотель был хорошо знаком с учением Гераклита, то он бы естественно пришел и к пониманию движения классов, т.е. к пониманию их "борьбы" как возникновение одной пары классовых различий, по мере уничтожения другой, как "сходящееся расходящееся". Но Аристотель понимал только милетскую парадигму - отношение противоположных тенденций.
С этих позиций Аристотель
анализирует имущественные
Философ стремится найти наилучший способ теоретического построения социальных систем на основе рассмотрения исходных или первичных отношений между людьми. "Так, по мнению Аристотеля, необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга, - женщину и мужчину в целях продолжения потомства; и сочетание это обусловливается не сознательным решением, но зависит от естественного стремления, свойственного и остальным живым существам...
Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному...". А поскольку исследование каждого социального объекта должно начинаться с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих, то рассматривать отношения в обществе следует с исследования парных отношений в семье: господин и раб, муж и жена, отец и дети. Эти отношения между тремя парными элементами семьи можно охарактеризовать как господские, брачные и отцовские. Аристотель исходит из убеждения, что "во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, непрерывно связанных одна с другой или разъединенных, составляет единое целое, сказывается властвующее начало и начало подчиненное. Это общий закон природы, и, как таковому, ему подчинены одушивленные существа... Тот же самый принцип неминуемо должен господствовать и во всем человечестве" [8].
Аристотеля занимает вопрос, в чем заключается "искусство наживать состояние"? В его решении философ исходит из самых первичных отношений. Он хорошо видит, что пользование каждым объектом владения бывает двоякое: в одном случае - по назначению, в другом не по назначению, например, обувью пользуются и для того, чтобы надевать ее на ноги, и для того, чтобы менять ее на что - либо другое: на деньги или на пищевые продукты. "Так же обстоит дело и с остальными объектами владения - все они могут быть предметом обмена" [9].
Первоначальное развитие меновой торговли связано с обменом предметов первой необходимости, но затем, - пишет Аристотель, - на этой основе возникает торговля как систематическая деятельность, направленная на накопление больших состояний. По мере совершенствования обменов и возникновения денег, торговые обороты приносят огромные прибыли и все занимающиеся денежными оборотами стремяться увеличить количество денег до бесконечности [8].
Аристотель стремится не мудрствовать, а отыскать такой государственный строй, который отличался бы от существующих, ибо существующие в то время государственные устройства, по мнению философа, не удовлетворяют своему назначению. При этом единство в государстве обусловливается принципом взаимного воздаяния, т. е. обусловливается той ли иной формой обмена. Поэтому в состав каждого государства должны входить земледельцы, ремесленники и торговое сословие, но существенную его часть должны составлять "воины и члены совета". Причем, греки не должны быть ни ремесленниками, ни земледельцами, ни торговцами. Но поскольку эти занятия в государстве совершенно необходимы, то ими должны заниматься рабы. Выход - в завоевательской политике греков. Но если Платон выступал против обращения эллинов в рабов другими эллинами, то для Аристотеля этой проблемы не существует: рабство это явление, согласное с природой. Как и во всем другом, Аристотель и здесь исходит из признания существующей действительности [9].
В то же время Аристотель стремиться дать картину лучшего государства и он начал было эту работу, но не довел ее до конца. По замыслу это должно было быть государство мира, а не войны, и его граждане должны были получать такое воспитание и образование, которое сделало бы их годными не только к практической жизни, но и способными к постижению красоты и знания.
Отвергая как утопию "идеальное государство" Платона, Аристотель считает идеальным такое реальное государство, которое обеспечивает в максимально возможной степени счастливую жизнь для наибольшего числа своих граждан. Это рабовладельческое государство, опирающееся на частную собственность. Возможно, что речь здесь идет об идеализации афинского государства времен Перикла [10].
В целом же, Аристотель
разделяет социально-
Выводы
Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и еще большую историческую ценность. Сжатый проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как и всякая утопия, есть, по сути, идеализированный объект по сравнению с существующими формами государственности. Однако присутствуют здесь и черты, отражающие реальные исторические отношения общества, в котором этот проект был разработан. К таким чертам может относиться вопрос о рабстве, проблемы собственности, затронутые Аристотелем. Особенность «Политики» в том, что в ней черты реальные, исторические явно преобладают над утопическими. Путь к наилучшему государству лежит, по Аристотелю, через область познания того, что существует в действительности. Однако необходимо заметить, что философское толкование общества Аристотеля носит и прогностический характер. Теория «среднего элемента» как нельзя более подходит к государственному устройству современных развитых стран, где обострение классовой борьбы, предсказанное Марксом, не произошло благодаря расширению «среднего класса». Таким образом, представления о совершенном государстве Аристотеля более реальны, чем идеальное, требующее разрушения всех существующих форм экономического и политического взаимодействия, общественное устройство Платона.
Реалистичность и
системность социально-
Список использованной литературы
1. Аристотель. Политика. Пер. С. А. Жебелева. М., 1911.
2. Кечекьян С. Ф.
Учение Аристотеля о
3. Аристотель. О душе // Соч. в 4-х т. - т. 1. М., 1983.
4. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-х т. - т. 1. М., 1983.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Мысль, 1981. - 415с.
6. Айзенштадт A.JL, Смолина А.П. История философии. Учеб. пособие. - М., 2000.
7. Б. Рассел. История западной философии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 - 992с.
8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М. 1979.
9. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М., 2006.
10. Зубов В.П. Аристотель. М., 2000.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Политическая наука уделяет большое внимание не только проблемам, раскрывающим различные аспекты современного политического развития, но и политическим явлениям в их историческом движении. В свою очередь, отражением названной тенденции выступает формирование взглядов на государство, политическую власть и политику. В историческом прошлом эти идеи рассматривались в начале в рамках религиозных, этических, философских построений; впоследствии достаточно четко обозначилось направление, связанное с оформлением их в самостоятельную доктрину: политические идеи становятся систематизированными взглядами, совокупностью достаточно автономных, конкретных знаний и положений о политике - политическими учениями. Формирование политических идей было органически сопряжено с уточнением понятийного, категориального аппарата, а также с определением круга проблем, являющихся предметом рассмотрения в политических учениях. Общепринятым считается мнение, что в историю политических учений входят вопросы происхождения государства, его связи с обществом, личностью, отношениями собственности и форм государства, его задач, методов политической деятельности, связи государства и права, прав личности. Актуализация названного круга проблем показывает, что в системе политических знаний особое значение принадлежит концептуально оформленным положениям о политике и политической власти.
Особый интерес
в рассматриваемом ракурсе
Интерес к политической мысли именно классического периода подогревается следующими обстоятельствами. Во-первых, центральные принципы - понятия античных философов и мыслителей, выражающие отношение к социально- историческим и политическим процессам, сложились в систему взглядов, которая выступает как оригинальная и самобытная конструкция. Ставя вопрос о том, каким образом может строиться знание о мире политического, античные мыслители стремились придать своим размышлениям научный характер. В силу этого их построения содержат в начальной форме такие размышления, которые в последующем в западноевропейской политической мысли будут конституированы как самостоятельные области исследования. Во-вторых, античная политическая мысль раннего периода выступает, на наш взгляд, лишь как интеллектуальная предыстория, идейно-теоретическая предпосылка «высокой классики». И хотя в философско-политической литературе отмечается, что «нельзя считать Сократа тем рубежом, который отделяет становление философской и общественной мысли от периода ее зрелости, поскольку Сократ не создал целостной системной политической концепции», тем не менее, духовно именно Сократ ближе к Платону и Аристотелю, и именно сократическое влияние на Платона, а через него и на Аристотеля было решающим и послужило своего рода толчком для последующего перспективного духовного развития.
На мой взгляд, можно
обозначить некоторые проблемные направления,
повторяемость которых в
· Обсуждение политической проблематики на уровне логических определений, понятий, таких как добродетель, благо, справедливость;
· утверждение нравственной направленности полисной жизни в целом, признание полисных порядков воплощением совпадения интересов (единомыслия) его индивидов на основе стремления к благу и справедливости;
· особый интерес к законам как к главному звену, цементирующему внутриполисное единство, полное отождествление законности, разумности и справедливости;
· определение тех категорий людей (лучших), которые были бы допущены к властным структурам на основе некоторых, изначально присущих им, характеристик: мудрости (и в силу этого способности к оптимальному решению внутриполисных проблем) и высоких нравственных черт;
· подчеркивание необходимости политического образования и воспитания полисного индивида в русле демократического идеала «калокагатии», некоего прообраза всесторонне развитой, совершенной личности - сплава красоты, добронравия, благонамеренности, нравственности и политической добродетели.
Рассматривая проблемы политического в наследии античных мыслителей, следует обосновать некоторые принципы применяемых нами подходов.
Изучение истории античной классики, теоретическая реконструкция ее положений невозможны без органического сопряжения ее проблематики с особенностями исторической эпохи. Подобно тому, как философия, по словам Гегеля, - это «эпоха, схваченная в мыслях», так и политическая доктрина выражает в системе понятий уникальность и своеобразие своего времени. Чтобы расшифровать смысл того или иного представленного учения, стать заинтересованным собеседником того или иного мыслителя, необходимо актуализировать смысл конкретных задач и особенностей исторических условий. Связь политической теории с породившими ее социально-историческими условиями является решающей, хотя нередко и опосредуется «исторической саморефлексией», личностными установками их авторов, факторами философско-мировоззренческого и нормативистско-ценностного порядка. Степень учета в той или иной политической теории условий своего времени является в то же время критерием глубины и постановки осознания проблем эпохи.
В античной Греции размышления
над моральными канонами человека были
органически увязаны с
Впрочем, принимая во внимание предпосылки и условия развития античной мысли, следует иметь в виду также и культурную, интеллектуальную среду, существовавшие духовные нормы и ценности. Социокультурный, общефилософский контекст входит, и весьма существенно, в творческую лабораторию того или иного мыслителя, запечатлевается в текстах и источниках. Античная политическая мысль выросла на фундаменте мифологических, религиозных, философских представлений, испытала на себе влияние интеллектуального контекста и сама воздействовала на него. Причем в данном случае мы имеем в виду влияние не только непосредственное, на «близком» расстоянии, подобно, например, влиянию, оказанному Сократом на Платона, но и более опосредованное, косвенное, идущее от общего интеллектуального фона эпохи, господствующего мировоззрения либо другого мировоззрения, приобретающего все больший авторитет и влияние. Нельзя не согласиться с авторами учебного пособия «Политология» под редакцией профессора М.Н. Марченко, которые пишут о том, что «политико-правовое учение выражено в понятиях и образах, свойственных мышлению эпохи, представлениях и доводах, созвучных или совпадающих с массовым общественным сознанием». Причем подобное влияние может идти и от творческого восприятия тех или иных идей, и от прямого усвоения, впитывания идей предшественника, а также и от обоснования собственной системы через критику и теоретическое неприятие тех или иных идей и положений (отношение Аристотеля к наследию Платона). Развитие античной духовной культуры есть внутренне противоречивый процесс слияния названных тенденций в едином процессе интеллектуального поиска. Вот почему античная философская и политическая мысль «была и остается важнейшей стороной духовно-нравственного формирования личности, надежным источником обогащения ума и души, наконец, поистине эстетического удовольствия от приобщения к великим бессмертным мыслям, идеям, интеллектуальным задачам и загадкам».
Мировоззренческая основа политико-философского учения отнюдь не устраняет многовариантности его выражения, своеобразия личностно-индивидуальных форм, не означает сглаживания или элиминирования различий. Так, истолкование политических вопросов у Сократа синкретично с обоснованием этических, нравственных вопросов, нравственность «поглощает» политику. Поэтому удельный вес собственно политической проблематики в его творчестве незначителен. У Платона наблюдается ослабление этической проблематики, зато чрезвычайно усиливается аргументация, связанная с общефилософской позицией объективного идеализма. Представления Платона о формах государства, причинах их смены, политических принципах идеального государства свидетельствуют не только о наметившейся тенденции к детализации политических вопросов, но и о серьезном влиянии общефилософских взглядов. И, наконец, у Аристотеля, политические вопросы прорабатываются столь детально, что становится возможным выделить их в отдельную тему. Подводя итоги достижениям древнегреческой нерасчлененной науки вплоть до конца IV в., Аристотель осуществляет первую плодотворную попытку выделения самостоятельных научных областей: философии, логики, математики, учения о неорганической и органической природе, этики и политики. Хотя он и не завершает этот достаточно сложный интеллектуальный процесс, тем не менее, его наследие теоретически подготавливает возможность дальнейшего отпочкования отдельных наук.
В недалеком прошлом
интерпретация основного
История общественной мысли древнего мира, рассмотренная в русле дихотомии «белое» и «черное», «свои» и «чужие», «прогрессивное» и «регрессивное», обедняла видение всего многообразия политической культуры античного мира и в особенности тех ее направлений, которые напрямую не соотносились с названными направлениями. Идейная нетерпимость, основанная на абсолютизации противоположности философских направлений и мнений, конфликтности природы мира политики, выстроенной на полюсной модели «демократ - аристократ», значительно упрощает процесс интерпретации внутренней логики развития античной политической мысли.
Взгляды на нравственные принципы полисной жизни, органически вплетенные у античных авторов в контекст общефилософских и политических идей, являлись исключительно оригинальными подходами и системами. В них проявлялась неповторимая творческая индивидуальность их авторов. Для каждого из них теоретизирование выступало способом включения в осмысление основополагающих судеб человечества, локализованного большей частью в бытии полиса. Эта систематическая рефлексия была спровоцирована условиями очень непростого времени, когда, по словам выдающегося немецкого исследователя античной культуры Т. Гомперца, чрезвычайно усилилось «беспокойство, свойственное всякой переходной эпохе», и рядом «с пессимизмом обнаружились отсутствие устойчивости, постоянные колебания между крайними противоположными направлениями мысли». Подобная рефлексия являлась для античных авторов своего рода способом самоутверждения в этом мире. Плюрализм, расхождение позиций, а возможно и противостояние по отдельным вопросам отнюдь не устраняли объединения идей, их взаимодействия и переклички, независимо от того, перекликались ли идеи по сознательной воле их создателей или в силу внутреннего родства. Тем теоретическим пространством, в котором могли быть соотносимы позиции греческих мыслителей, была озабоченность за судьбу полиса, незыблемость его установлений и порядков, стремление способствовать его укреплению и процветанию. Великолепно по этому поводу сказал Т. Гомперц: «Сократ болезненно ощущал в своих современниках отсутствие внутренней гармонии и определенной единой воли». И далее не менее характерное признание: «Тот разлад, который мы наблюдаем в драмах Еврипида, должен был заставлять искать нового мировоззрения, которое могло бы также полно охватить человека, как прежде религия». Озабоченность судьбами полиса и была тем самым звеном, тем самым «вечным» и постоянным вопросом, который беспокоил всех представителей античности, создал условия для возможности осмысленного диалога между ними. Нельзя не согласиться в этом плане с виднейшим исследователем античной философии А.С. Богомоловым, что «история философии и общественной мысли - не поле битвы, усеянное мертвыми костями разбитых систем, опрокинутых учений, опровергнутых принципов. Это творческий процесс, в ходе которого происходит взаимное обогащение (иногда, впрочем, и обеднение - когда жесткость и односторонность одного учения препятствуют творческому развитию другого учения)».
Платон. Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах "Государство", "Политик" и "Законы".
Учение Аристотеля было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе "Политика":
1. Отрицал возможность
существования идеального
2. В его представлении
город-государство - это высшая
форма общения людей,
3. Главная цель
государства - достижение "лучшей
жизни". Общего блага для всех
граждан. Государство является
воплощением справедливости, закона,
сферой выражения общего
1. Античная политическая
мысль [Электронный ресурс]: http://www.ckct.org.ru/study/
2. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: МГУ, 2000.
3. Виндельбанд В. Платон. - Киев: Зовништоргвидов, 1993.
4. Гомперц Т. Греческие мыслители. - СПб.: Алтей, 2004.
5. История политических и правовых учений. - М. Зерцало, 2000.
6. История философии. - М.: АН СССР, 1957.
7. Лосев А.Ф. Античная
философия истории. Алтей, СПб.
8. Марченко М.Н. Политология. Курс лекций. - М.: Юрист, 2005.
9. Семенова Р.У.
Некоторые методологические
10. Шичалина Ю.А. История философии. Запад - Россия - Восток. - М.: Греко-латинский кабинет, 2000.
В Древней Греции были созданы политико-правовые теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие политико-правовой мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания.
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ
Реферат
По дисциплине «Философия права»
Тема: «Аристотель о праве и законе»
Руководитель:
Выполнил:
Иван Конин
Юридический
Факультет,
Группа Ю - 22 П
Ярославль 2004
План
Введение - стр.
Основная часть - стр.
Заключение - стр.
Список использованной литературы - стр.
Введение.
В Древней Греции были созданы политико - правовые теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие политико - правовой мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.
Большое внимание рационально - теоретическому анализу права и закона и их социально - политической характеристике уделено в творчестве Аристотеля(384--322 гг. до н. э.).
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя также учение о праве и законе.
Аристотель родился в Стагире, небольшой греческой колонии на полуострове Халкидика (отсюда второе имя философа, получившее распространение в литературе, -- Стагирит). Отец его был врачом при дворе македонского царя. Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а затем преподавал многие годы. Философские воззренья мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном.
После смерти учителя
- в 347 г. до н.э. Аристотель покинул Академию
и несколько лет странствовал
по Малой Азии, занимаясь там научной
и преподавательской
Произведения Аристотеля, делятся традиционно на восемь групп:
1. Логические труды
(«Органон»): «Категории», «Об истолко-
2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О небе» в 4-х кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» ( «Метеорологика ») в 4-х кн.
3. Психология: «О душе»
в З-х кн., а также «Малые
труды по естествознанию»,
4. Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О передвижении животных», «О происхождении животных». Эти аутентичные труды Аристотеля обычно дополня-ются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.
5. Первая философия:
сочинение в 14-ти книгах, получившее
название «Метафизика». В издании
Беккера ему предшествует
6. Этика: « Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики».
7. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был .найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.
8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в З-х кн., за кото-рым печатается неподлинный трактат «Риторика против Александ-ра»-ранняя перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».
Аристотелевское учение о праве содержится в основном в пятой и восьмой книгах трактата «Никомахова этика», а также в трактатах «Большая Этика» и «Риторика». Диоген Лаэртский, перечисляя сочинения Аристотеля, называет среди них также трактаты «О справедливости» и «Законы». Существовали ли эти книги в действительности, неизвестно.
Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная классифи-кация, так что впервые из философии как таковой выделены спе-циальные науки. Каждой работе Стагирита предшествует краткое изложение и критический разбор предшествующих учений по дан-ному вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к пробле-ме, которая затем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний выступает, поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует критического подхода.
Аристотель о праве и законе.
Объектами политической науки являются прекрасно справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение. В “Этике” Аристотель исследует, наряду со специфической, этической темой, также и ряд собственно политико-правовых проблем.
Соотношение этики и политики отчетливо проявляются в освещении проблемы справедливости. Как приобретенное качество души и черта характера справедливость является величайшая из добродетелей (в соотношении с мужеством, умеренностью, великодушием и т. д.) и относится к предмету этики; в этом аспекте справедливость -- часть добродетели. Но у справедливости есть и иной аспект, выражающий отношение одного человека к другим; в таком смысле справедливость представляет всю добродетель в человеческих отношениях и относится к предмету политики.
Характеризуя, соотношение справедливости и добродетели Аристотель (Этика,V, 3) замечает: «По существу они тождественны, но в проявлении они различаются: одна -- справедливость, добродетель, проявляющаяся в отношении к другим, другая, т.е. добродетель, -- приобретенное душевное качество, взятое безотносительно”.
Политика, право и законы под справедливостью имеют всю добродетель, т. е. политическую справедливость.
Отмечая употребление понятия справедливости вообще в различных значениях, Аристотель (Этика, V, 2) пишет: «Итак, понятие “справедливость” означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость -- противозаконное равномерное (отношение к людям)». Неравномерное и противозаконное -- не одно и то же; они отличаются друг от друга, как часть от целого: « ибо все неравномерное противозаконно, но нё все противозаконное неравномерно (Этика,V, 5).
В процессе анализа справедливости как некоторой равномерности Аристотель говорит о «специальной справедливости» и различает два вида ее проявления: справедливость, распределяющую и справедливость уравнивающую. Уяснение содержания этих понятий необходимо для понимания политических и правовых взглядов Аристотеля, поскольку речь здесь по существу идет об объективном смысле той специальной равномерности (т. е. равенства, меры и т. д.), которая обязательна для политических отношений и справедливого закона.
Распределяющая справедливость -- это проявление справедливости при распределении всего того (власти, почести, выплат и т. п.) что может быть разделено между членами общества. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение различных лиц соответствующими благами.
Уравнивающая справедливость
действует в сфере обмена и
«проявляется в уравнивании того,
что составляет предмет обмена»
(Этика, V, 5). Этот вид справедливости
применяется в области
В самом общем виде равномерность характеризуется Аристотелем как середина между излишком и недостатком, и в этом смысле справедливое есть равномёрное. «Итак, -- пишет он (Этика, V, 6), -- необходимо) чтобы справедливое было серёдиной и равномерным (по отношению к известным предметам) и лицам; поскольку оно середина, оно должно быть серединою чего-либо (а это есть избыток и недостаток); поскольку оно есть равномерное, оно равномерно относительно двух прёдметов, а поскольку оно справедливое, оно справедливо относительно известных лиц».
Отсюда Аристотель делает вывод о том, что справедливое предполагает, по крайней мере, четыре условия: два лица, по отношению к которым оно справедливо, и два предмета, по поводу которых оно проявляется. Лишь с учетом правильно найденного соотношения всех этих условий можно установить справедливость. Предметы, говорит Аристотель, относятся друг к другу так же, как и лица: неравному не соответствует равное. Нарушение этого соответствия приводит к тяжбам и спорам, поскольку в таких случаях равные люди владеют неравным или неравным уделено равное.
В качестве принципа распределяющей справедливости Аристотёль -- со ссылкой на поговорку «делить по достоинству» - обосновывает нёобходимость деления соответствующих общих для всех граждан благ по достоинству.
«Все люди, пишет
он (Этика,V,6) -- согласны в том, что
распределяющая справедливость должна
руководствоваться
В уравнивающей же справедливости имеется в виду равенство арифметической пропорции. «Справедливость же в обменах, -- пишет Аристотель (Этика, v, 7) -- также, заключается в своего рода равенстве, но не по такой пропорции, а по арифметической, ибо здесь не имеют в виду разницы, лишил ли порядочный человек дурного чего бы то ни было, или дурной -- порядочного, или же порядочный совершил прелюбодеяние, а не дурной человек; закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем, за исключением различения того, кто совершил преступление, от того, кто страдает, и того, кто нанес ущерб, о того, кто терпит ущерб».
Уравнивающая справедливость -- это середина ущерба и выгоды, ограничивающая произвол. Отход от такой середины есть не равенство. Суд к которому прибегают спорящие, путем наказания вновь восстанавливает равенство, отнимая выгоду у соответствующёго лица. «Идти в суд, --замечает Аристотель (Этика, V, 7), -- значит обратиться к справедливости, ибо судья желает быть как бы олицетворенной справедливостью; к тому же люди ищут беспристрастного судью, и кое-где судей называют «посредниками», чтоб этим обозначить, что люди, достигнув справедливого решения, станут держаться середины».
Все, подлежащее обмену, должно быть известным образом сравнимо. Обмен не может иметь места без равенства; а равенство без соизмеримости. Для воздаяния равным необходимо найти уравнение между различными по ценности обмениваемыми услугами и продуктами. Необходимо сперва найти пропорциональную меру равенства, а затем уже на этой основе совершать воздаяние равным.
В качествё всеобщей меры равной оценки и выступают .деньги, монета. Потребность в монете как посреднике обмена продиктована, по Аристотелю, взаимной нуждой, которая связывает людей в единое общение. «Говоря точно, -- замечает Аристотель (Этика, V, 8), -- невозможно, чтобы столь различные предметы стали сравнимыми, но для удовлетворёния нужды человека это в достаточной мере возможно; для этого должна сущёствовать по общему соглашению одна мера оценки; поэтому-то она называется номизма, ибо деньги делают все сравнимыми благодаря тому, что все измеряется деньгами».
Основным выводом этических исследований Аристотеля, существенным для политики, права и законодательства, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению, и имеёт целью их самоудовлетворенность (автаркию). Политическая справедливость, таким образом, предстает как принцип политической формы властвования (в отличие от власти господина над рабом, отца над детьми, от отношений мужа и жены) и право политического способа организации отношений между людьми.
Трактуя политическую справедливость как политическое право; Аристотель поясняет: «Не должно ускользнуть от нашего внимания то обстоятельство, что искомое нами понятие состоит как в справедливости вообще, так и в политической справедливости (праве). Последнее же имеет место между людьми, принадлежащими, к одному общению, и имеет целью самоудовлетворенность их, при том между людьми свободными и равными, равными в смысле или пропорциональности, или числа вообще. Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг от друга политической справедливости (прав), но имеют некоторого рода справедливость, названную так по сходству с предшествующим видом. Те люди имеют права, для которых существует закон, определяющий их отношения; закон же предполагает преступление, суд -- распределение правды и неправды» (Этика, V, 10).
Существенным моментом правопонимания Аристотеля, как это видно из уже приведенных его суждений, является положение о политическом характере права и закона. И именно политическое право разделяется им на естественное и условное право и лишь в контексте взаимосвязи политики и права законодательство трактуется им как часть политики.
При анализе взаимоотношений господина и раба Аристотель уделяет специальное внимание вопросу о том, «присуща или нет насилию идея права» (Политика, 1,2,17,1255а,19). При рассмотрении этого `вопроса в ёго позиции, правда, отсутствует большая ясность.
Так, исходя в целом из представления о рабстве по природе -- «одни люди, по своей природе -- свободны, другие -- рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо», -- Аристотель в то же время замечает, что в некотором отношении правы и те, кто утверждает противное, а именно -- рабство по закону: «закон является в данном случае своего рода соглашением, в силу которого захваченное на войне становится, как говорят, собственностью овладевших ими» (Политика,.1, 2, 15 -- 16,1254 в, 24). Однако, продолжает Аристотель, данная точка зрения (рабство по закону) тоже вызывает возражение, ибо было бы гнусно и несправедливо сами по себе большую силу и способность к насилию считать источником правомерной власти и господства над насильно захваченным.
Эта точка зрения, по оценке Аристотёля, предполагает, что добродетель может до известной степени прибегать к насилию и что, следовательно, насилию присуще в какой-то мере элемент добродетели. Сторонники рассматриваемой точки зрения приходят к выводу, что рабство как результат войны покоится на основах права. Возражая против такого заключения, Аристотель пишет: «Но уже в одном этом утверждении заключается противоречие. В самом делё, самый принцип войн можно считать противным идее права, и никоим образом нельзя было бы утвёрждать что чёловек, недостойный быть рабом, все-таки должен стать таковым» (Политика 1, 2,18,1255 а, 19).
В конечном счете, сам Аристотель, исходя из представлений о делении людей на свободных и рабов по природе, признает, что хотя природа и стремится к такому делению, однако не всегда можёт этого достигнуть. Подразумёвая, видимо, только те случаи; когда «разделение на рабов и свободных вполне естественно» (т. е. по природе). Аристотель замечает, что «наука о приобретения рабов», «поскольку ее можно - оправдать с точки зрения науки о праве..., является чем-то вроде науки о войнё или науки об охоте» (Политика,1,2,20 22). Речь, следовательно, идет о правомерности насильственного (путем войны или охоты) приобретения лишь тех, кто уже по самой природё является рабом.
Таким образом, насилие само по - себе, согласно трактовке Аристотеля не создает права. Наряду с этим, существенным, для его правопонимания положёнием необходимо отметить и другой принципиальный момент: в ходе критического разбора концепции рабства по закону, согласно которой само насилие создает правовую основу рабства. Аристотель подчеркивает что закон (как часть политики и явление политическое соответствующее принципу политической справедливости) не может насилие сделать правом или трактовать силу в качестве источника права. Такая трактовка соотношения права и насилия направлена в учении Аристотеля на отрицание неполитического (несправедливого и антиправового) использования силы, характерного для деспотизма; где отсутствуют политические (а, следовательно, и правовые) формы и отношения.
Право в целом как явление политическое Аристотель называет «политическим правом». Это - в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствия права вообще в неполитических (деспотических) формах общения, общественного устройства и правления. Как естественное, так и условное право -- явления политическиё и носят политический характер. «Что касается политического права, -- пишет Аристотель (Этика, V, 10), то оно частью естественное, частью условное. Естественное право -- то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть бёз существенного различия таким или иным, но раз оно определено (это безразличие прекращается), и есть разница, выкупить ли пленника за одну мину, и принести ли в жертву одну козу, а не двух баранов. Сюда же относятся законоположения, даваемые для отдельных единичных случаев, например, касательно жертвоприношения Бразиду, законоположения, пол силу путем голосования».
Аристотель выступает против сведения всего права к праву волеустановленному (условному, установленному людьми). Хотя вся область права изменчива, однако понятия о справедливости и праве, согласно Аристотелю, изменчивы только в известной степени. «Ясно, пишет он (Этика, V, 10), -- что из явлений, могущих быть и иными, должно отнести к области естественного права, и что должно отнести не к области естественного права, а установленного законом и всеобщим соглашением».
Аристотель поясняет свое понимание условности права следующим образом. Правовые отношения, основанные на взаимном соглашении (т. е. на, условном праве), подобны мерам. Не везде существуют одинаковые меры, скажем, для вина или хлеба и, например, мера крупных покупщиков большая, чем мера мелких торговцев. Подобным же образом говорит он, и условное (человеческое) право, как и политичёские устройства, не повсюду одинаковы, «хотя лучшее от природы одно» (Этика, V, 10).
Та часть политического права, которую Аристотель называет естественным правом, естественна, прежде всего, потому, что она политична, адекватна политической природе человека и выражает вытекающие отсюда требования и представления о политической справедливости в человеческих взаимоотношениях. В Аристотелевском понятии естественного права фиксируется совпадение и единство естественного, политического, этического (волевого), дианоэтического (интеллектуального) и правового моментов.
Политический характер естественного и условного (волеустановленного) права предопределяет их принципиальную общность и коренящуюся в этой общности необходимость соответствия условного права, праву естественному, необходимость учета принципов и требований политической справедливости при принятий закона, в процессе установления правил условного права. Под условным (волеустановленным) правом в концепции Аристотеля подразумевается все то, что в последующем слов стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений.
При этом он говорит о писаном и неписаном законе. Под неписаном законом, тоже относящимся к волеустановленному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право).
Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. «Всякий закон, -- пишет он (Политика, 1,2,18,1255 а ,19), -- В основе предполагает своего рода право». Следовательно, это право должно найти своё выражение, воплощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона, --подчеркивает он (Политика, 2,4,1324в ,11), -- властвование не только по праву; но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».
Подобно тому, как
право в трактовке Аристотеля
носит политический характер, так
же и различные формы
Политическое устройство
(государство) и право необходимо
предполагают свободу членов данного
политико - правового общёния. Тем
самым политика (государство) и право
являются, по Аристотелю, формами свободы,
формами общения свободных
Принципиальная общность
политических и правовых форм и явлений,
противопоставляемых
Для Аристотеля, как и для Платона, полис (государство) представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую. попытку сделать государство «чрезмерно единым»; Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства. С этих позиций Аристотель обстоятельно критикует оба проекта платоновского государства и выступает убежденным защитником прав индивида, частной собственности и семьи.
Частная собственность, в конечном счете, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. Уже в «Этике» (IХ, 8) себялюбие трактуется как весьма ценная добродетель: «каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя». Такой эгоизм, по Аристотелю, разумен и прекрасен в отличие от несправёдливого эгоизма в распространенном, постыдном, значении слова. Законодатель поэтому должен признать частную собственность как разумное и добродетельное начало.
Но Аристотель также и против корыстолюбия, чрезмерною обогащения и т. п. Его позиция состоит в том, что собственность должна быть частною, а пользование ее плодами -- общим.
Платоновская же общность собственности, жен и детей ведет, по оценке Аристотеля, к обезличке, бесхозяйственности и лени, сопровождаясь всякого рода путаницей, сварами и раздорами, тогда как дружелюбные отношения -- величайшее благо для государства. Смешение «своего» и «чужого», переход от «это -- мое» и «это -- наше» чреваты многочисленными неурядицами в частной и политической жизни.
Законодательство -- часть
политики, и искусство законодателя
состоит в умелом и адекватном
отражении в законах
Политическое правление -- это, по Аристотелю, правление закона, а не людёй. «Итак -- пишет он (Политика, III, 11, 4, 1287 в 5) кто требует, чтобы закон властвовал, требует, кажется, того, чтобы властвовало только божество и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это свое требование своего рода животный элемент, ибо страстность есть нечто животное, да и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были и наилучшими людьми напротив, закон -- уравновешенный разум». Господство человека (вместо разума и закона), по мысли Аристотеля, чревато злоупотреблениями властью и возможной тиранией (Этика,V, 10).
Разумность закона в интерпретации Аристотеля означает его правильность и правомерность, его соответствие политической справедливости и праву. Закон разумен, поскольку в нем правильно выражена его политическая природа, идея права.
Вместе с тем разумность закона в трактовке Аристотеля означает, что его требования свободны от аффектов и эгоистических интересов, присущих людям вообще и властителям в особенности. Поэтому в поисках справедливости следует обращаться к чему- либо нейтральному, а «это нейтральное и есть закон» (Политика, 11, 6,1287 в 6). Нейтральность закона здесь означает его надличностный, надперсональный характер, одинаковое возвышение закона над всеми, общеобязательность его велений и запретов.
Закон, будучи общей мерой, не может предусмотреть все возможные конкретные случаи жизни. Когда частный случай не подходит под общее положение закона, необходимо исправить недостаток и восполнить пробел, оставленный законодателем.
Подобное преодоление
отрицательных последствий
В целом концепция Аристотеля предстает как определенный синтез и дальнейшее развитие предшествующих подходов. Так, софисты в своей интерпретации положения о человеке как «мере всех вещей» в той или иной форме склонились к неизбежной субъективизации и релятивизации представлений о справедливости, праве, законе. Чтобы справиться с этой трудностью, Сократ и Платон, отстаивавшие объективный характер политических и правовых явлений, вновь -- в противоположность софистам -- стали апеллировать к богу как мере всех вещей. В концепции, Аристотеля эти два направления поисков - поиски софистами человеческой основы меры в политических и правовых явлениях и сократовско - платоновские поиски начал, определяющих объективный характер меры в человеческих отношениях. Соединяются и синтезируются благодаря представлению о политической природе человека, трактуемой в качестве естественно - человеческого источника объективного характера меры справедливости в политико-правовых явлениях и отношениях.
Современная
политическая наука опирается на
фундамент политической мысли предшествующих
эпох. К глубокой древности - периоду
возникновения раннеклассовых обществ
и государств - восходят первые попытки
осмысления сущности политических явлений.
Исторически первой формой объяснения
новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое
истолкование природы властных отношений
и социальной иерархии. Согласно древним
мифам, земная организация жизни имеет
божественное происхождение и является
отражением общемирового космического
порядка. Боги передают власть земным
правителям либо наряду с последними продолжают
оставаться вершителями земных дел.
Конфуций. Позже политическая
мысль, порвав с мифологией, приняла более
рациональную форму. При рассмотрении
проблем власти и социального порядка
стал доминировать философско-этический
подход, объясняющий эти явления через
призму достижения общего блага и справедливости.
Подобная тенденция прослеживается в
учениях Конфуция, греческих философов
и политико-правовой мысли Рима. В центре
внимания древних мыслителей - такие вопросы,
как принципы организации государства,
проблема законов и справедливости, обоснование
идеальной формы правления.
Китайский философ Конфуций - один из самых
известных представителей политической
мысли Древнего Востока. Он отказался
от идеи божественного происхождения
государства и развил концепцию патриархального
аристократического государства. Согласно
его учению, государство возникает из
объединения семей и уподобляется семье,
где император - отец, заботящийся о своих
подданных - детях. Конечная цель государственной
власти - достижение общего блага. Хотя
Конфуций отрицательно относился к крайностям
имущественной дифференциации (к делению
общества на богатых и бедных), он оправдывает
моральную иерархию: деление людей на
"благородных мужей" и "темных
людей" - простолюдинов. Первых от простолюдинов
отличают такие качества, как знания, справедливость,
чувство долга, уважение к старшим, следование
моральным нормам. Политический идеал
древнекитайского мыслителя - власть,
осуществляемая аристократами, добродетели,
строгое соблюдение каждым человеком
своих обязанностей и следование сложившимся
ритуалам. Конфуция отличало недоверие
к законам, он считал, что общественный
порядок должен поддерживаться ритуалами
и моралью.
В трудах мыслителей
Древней Греции анализируется античная
социально-политическая практика. Государственность
этого периода воплотилась в форме полисов -
небольших городов-государств и прилегающих
к ним селений. Центром древнегреческой
цивилизации стал афинский полис периода
расцвета демократии (VI-V вв. до н.э.). Демократические
процедуры предусматривали участие свободного
мужского населения в работе народного
собрания и принятии решений, равенство
граждан перед законом, право на занятие
выборной общественной должности. Практика
функционирования демократии оказала
влияние на представления древнейших
мыслителей Эллады о желательной форме
государства. Многие из них сделали свой
выбор не в пользу демократии. Среди тех,
кто разделял аристократические взгляды
на правление, были Пифагор, Гераклит, Сократ
Править, по их мнению, должен не весь народ,
а только лучшие люди, добродетелью которых
является мудрость. Сторонником "умеренной"
У античных авторов присутствует понимание
Закона, преобразующего Хаос в Космос.
Полис, в их представлении, выступает отражением
космического порядка. Так, в учении Пифагора
содержится мысль о законе космической
гармонии, определяющем порядок для всего
сущего.
Сократ. Яростным защитником идеи компетентного
правления и господства законов в организации
полисной жизни был Сократ. Он утверждал,
что править должны знающие люди - философы,
а само правление представляет собой искусство,
к которому предрасположены лишь отдельные
"лучшие" люди, благодаря своему рождению,
воспитанию и обучению. Его критика демократии
имела под собой реальное основание: иррациональность
принимаемых афинскими гражданами решений
часто приводила к нестабильности политической
жизни. К другим известным идеям Сократа
относится его требование соблюдения
законов. Он разделил законы на божественные,
независимые от воли людей, и человеческие.
И те, и другие законы требуют повиновения,
так как законное и справедливое - одно
и то же. Сократ собственной смертью показал
пример законопослушности. Приговоренный
к смерти афинским демосом (народом), он
отказался от предложенного ему плана
побега, ссылаясь на то, что общество может
погибнуть, если судебные решения не будут
иметь никакой силы.
Платон. Дальнейшее развитие античной
политической мысли связано с именем знаменитого
философа Платона. Впервые политические
идеи были изложены в отдельных политических
трактатах, написанных в форме диалогов:
"Государство", "Политик", "Законы".
Древнегреческий философ продолжил уже
наметившуюся традицию обоснования идеальной
формы государства. Отметим, что античная
политическая мысль отождествляла общество
и государство. Подобный подход сохранится
вплоть до эпохи Нового времени. Другая
проблема, которую затронул Платон, - смена
государственных форм.
По мнению Платона, идеальное государство
можно обосновать, уподобив его телу или
душе человека (Аним.
1).
Подобное
выделение сословий определяется необходимостью
разделения труда, ибо каждый вид деятельности
требует определенных знаний и навыков.
Идеальное государство Платона иерархично.
Высшим сословием являются правители,
так как они, обладая мудростью, способны
обеспечить общее благо. Низшее положение
занимают производители. Для закрепления
социальной иерархии философ использует
миф о примешивании богом к каждому сословию
определенного металла: правителям - золота,
воинам - серебра, производителям - меди
и железа. Справедливость как принцип
совершенного государства заключается
в том, что каждое сословие занимается
свои делом и имеет свое особое положение
в общественной иерархии.
Другая черта идеального государства (рис.) - аристокра
В
то же время в проекте идеального
государства Платона
Аристотель. Большой вклад в развитие
политической мысли внес Аристотель. Его можно назвать
"отцом" использования сравнительного
метода в политологии. Вместе с учениками
он проанализировал 158 конкретных видов
государственного устройства и создал
классификацию государственных форм,
которая в течение последующих веков считалась
классической. Он использовал два критерия
для выделения форм правления. Количественный
критерий указывает на то, сколько властвуют:
один, немногие, большинство (Аним. 3). Своеобразным качественным
критерием являются принципы, лежащие
в основе власти: законность и забота об
общем благе. Формы государства, базирующиеся
на этих принципах, Аристотель признал
правильными и соответственно те из них,
где правители нарушают законы и заботятся
только о собственных интересах, - неправильными.
Подобный подход уже встречался у Платона,
но Аристотель внес существенные изменения
в схему своего учителя. Хорошая власть
одного - это монархия, извращением
которой является тирания. Власть немногих,
основанная на добродетели и воспитании,
- аристократия - "правительство,
сформированное из самых лучших людей".
Ее искажением является олигархия -
власть, основанная на богатстве и устранении
от власти большинства населения. Третьей
правильной формой Аристотель признает
политию, или конституцию - правление большинства,
признающего закон. Ей противопоставляется демократия
Многие идеи Аристотеля противоположны
позиции его знаменитого учителя Платона.
В Ватикане хранится известная картина
Рафаэля "Афинская школа". Великий
художник отразил на этом полотне спор
древнегреческих мыслителей. Платон указывает
вверх, тем самым подчеркивая, что подлинное
бытие имеет мир идей, а земной мир - лишь
видимость действительности, представляющая
собой отражение идей. Оба мира, согласно
мыслителю, соединяются с помощью мировой
души. Аристотель, напротив, указывает
вниз. Он считал, что земную жизнь можно
рационально осознать и усовершенствовать.
Это относится и к политической жизни.
Учитель и ученик разошлись и по вопросу
о наилучшем социально-экономическом
строе полиса. Аристотель критиковал идею
Платона об упразднении частной собственности
и семьи как противоречащую природе человека.
В то же время он предупреждал об опасности
чрезмерного имущественного расслоения
в обществе, чреватого общественной нестабильностью
и бунтами бедных против богатых. Выход
из этого положения ему виделся не в уничтожении
частной собственности, а в ее относительном
выравнивании и формировании зажиточного
среднего слоя. Именно в политии, где, по
его мысли, преобладают люди среднего
достатка - люди не бедные, но и не слишком
богатые, - достигаются общественное равновесие
и политическая стабильность. Гениальная
догадка о "среднем элементе" опередила
свое время и нашла продолжение в современной
теории "среднего класса" как социальной
основы стабильных демократических режимов.
Марк Туллий Цицерон. Древнеримская
политическая мысль продолжила греческую
традицию обоснования наиболее правильной
формы правления, но уже с учетом новой
политико-правовой практики. В 509 г. до
н.э. в Риме утверждается республиканская
форма правления. Виднейшим представителем
политической мысли этого периода и защитником
республиканского правления был знаменитый
римский оратор и политик - Марк Туллий Цицерон. Он определял республику
как "дело", "достояние народа",
подчеркивая, что сам народ есть объединение
людей, связанных согласием в вопросах
права и общностью интересов. Обращаясь
к проблеме правильно устроенного государства,
он отдает предпочтение смешанной государственной
форме, сочетающей в себе одновременно
царский (монархический), аристократический
и демократический элементы (Аним. 5). Идеализируя действительность,
он видел аналог подобного правления в
Римской республике, в частности в распределении
властных полномочий между магистрами
и, прежде всего, консулами, отвечающими
за общую политику и командующими армией
(царское начало), сенатом (аристократическое
начало), народным собранием и народными
трибунами (демократическое начало). В
идеях Цицерона о правовом объединении
граждан республики и правовой регламентации
государственной деятельности, о распределении
полномочий между республиканскими институтами,
их взаимном равновесии лежат истоки теории
"правового государства".