Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 07:47, реферат

Краткое описание

Аристотель - одно из самых знаменитых древнегреческих имен. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель школы Перипатетиков, Аристотель стал первым систематизатором философского знания Древней Греции.
Труды Аристотеля отличаются потрясающей ум широтой охвата изучаемых проблем. Недаром считается, что многое было осмыслено с помощью воспитанников Ликея (Лиция).

Оглавление

Введение 3
1. Учение Аристотеля об обществе и государстве 4
1.1 Сущность государства 7
1.2 Структура общества 13
1.3 Формы государства 23
Литература 31

Файлы: 1 файл

Аристотель.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Согласно Аристотелю, монархия — первоначальная и самая божественная из всех форм государственного строя. Если она не звук пустой, а существует реально, то она может основываться только на высоком превосходстве монарха. По-видимому, однако, наибольшие симпатии Аристотеля склонялись на сторону политии. Именно в политии достижим тот строй, при котором власть находится в руках «среднего элемента» общества, так как в политии руководящей силой общества может стать и становится элемент, находящийся между противоположными полюсами чрезмерного богатства и крайней бедности. Люди, принадлежащие обоим этим полюсам, не способны повиноваться доводам разума: трудно следовать за этими доводами человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому, или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхнизкому по своему политическому положению Люди первой категории чаще всего становятся наглецами и крупными мерзавцами; люди второй категории — подлецами и мелкими мерзавцами. Люди сверхбогатые не способны и не желают подчиняться; люди слишком бедные живут униженно, не способны властвовать, а подчиняться умеют только той власти, которая проявляется у господ над рабами. В результате вместо государства из свободных людей получается государство, состоящее из господ и рабов,* или государство, где одни полны зависти, другие — презрения. Напротив, в правильно устроенном государстве, кроме власти господствующих классов над рабами, должно существовать правильное господство одних свободных над другими и Правильное подчинение вторых первым Поэтому человек свободный сам должен научиться повиновению, прежде чем он научится повелевать и властвовать. Проявлять государственную власть правитель должен научиться, пройдя сам школу подчинения; нельзя хорошо начальствовать, не научившись повиноваться. Именно в политии это двойное умение повелевать и повиноваться достигается всего лучше.

Но все правильные формы государственного устройства могут при известных  условиях отклоняться и вырождаться  в неправильные. Таких — неправильных — форм существует три: 1) тирания, 2) олигархия и 3) демократия. При этом тирания — в сущности та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного лишь правителя; олигархия отстаивает и соблюдает интересы зажиточных «классов», а демократия — интересы неимущих «классов» Одинаковой чертой всех форм Аристотель считает то, что ни одна из них не имеет в виду общей пользы.

Тирания — наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит  от его сущности. Тирания — безответственная власть монарха, не направленная на защиту интересов подданных; она всегда возникает против их желания; никто из свободных людей не согласится добровольно подчиняться такого рода власти. Тираны — враги всех нравственно-благородных людей, опасных для их господства: люди нравственно-благородные, поскольку они не претендуют на деспотическую власть и в силу этого пользуются доверием как в своей среде, так и среди других, не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих. Тиран стремится вселить малодушное настроение в своих подданных, поселить среди них взаимное недоверие и лишить их политической энергии [см. 11, V, 9, 8 — 9].

Олигархия — вырожденная форма  аристократии. Это своекорыстное  господство меньшинства, состоящего из богатых. Демократия — такая же своекорыстная  форма господства большинства, состоящего из бедных.

По мнению Аристотеля, все эти  три формы государственного строения, вообще говоря, ошибочны. Все же Аристотель подробно рассматривает возможные  виды и монархии, и олигархии, и  демократий. Но в настоящей книге, которая представляет сжатый очерк истории античной философии, а не монографию об Аристотеле, нет возможности проследить за Аристотелем в этом его рассмотрении.* Отметим только, что согласно его убеждению, демократический строй «представляет большую безопасность и реже влечёт за собой внутренние возмущения, чем строй олигархический».

Политическое учение Аристотеля имеет  чрезвычайно большую теоретическую  и еще большую историческую ценность. Сжатый проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как и всякая утопия, есть по сути смесь черт вымышленных, надуманных в отличие от существующих форм государственности, с чертами, отражающими реальные исторические отношения общества, в котором этот проект был разработан. Особенность «Политики» в том, что в ней черты реальные, исторические явно преобладают над утопическими. Путь к наилучшему государству лежит, по Аристотелю, через область познания того, что существует в действительности. Именно поэтому «Политика» Аристотеля — ценнейший документ как для изучения политических взглядов самого Аристотеля, так и для изучения древнегреческого общества классического периода и имевших в нем свою опору политических теорий.

 

Литература

 

    1. Философия. Учебное пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 1998. – 448с.
    2. Философия. Мифология. Культура. – Лосев.А.Ф.,М., 1991.
    3. История философии. – Фейербах Л.,М.,1967 .
    4. Философия, религия , культура .- М., 1982
    5. Дж. Реале, Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т 1. Античность. - М.: ТОО ТК Метрополис, 1994. -336 с.
    6. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. - М.: ВЛАДОС Русский двор, 1997. -576 с.
    7. Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1./Под ред. Фролова И.Т.. -М.: Политиздат, 1989.
    8. Страницы истории философской мысли: Антология. Ч.1./Составитель А.А. Биневский, А.Г. Третьякова. - Владивосток: Из-во Дальневосточного Университета, 1997. -196 с.
    9. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М.: Логос. Владос. Наука, 1997. -352 с.
    10. Краткая история философии. - М.: Олимп, 1996. -254 с.

 


Информация о работе Аристотель