Аристотель, его место и роль в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:02, реферат

Краткое описание

Аристотель (ок. 384–322 до н.э.) , древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр

Оглавление

Введение
§1. Место и роль Аристотеля в философии.
§2. Проблема бытия в философии Аристотеля.
§3.Учение Аристотеля о политике и морали.
§4.Учение о государстве.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ БАБАК.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В отличие от Платона Аристотеле придает искусству большое значение. Это видно уже из того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности Эстетической проблематике и вопросам искусства посвящены труд Аристотеля "Поэтика", часть "Риторики" и часть "Политики". И Аристотель в своих суждениях об искусстве употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином значении, чем Платон.

Искусство не является внешним, поверхностным уподоблением, но отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения (изложения) конкретного. Поэтому нередко искусство (в частности, поэзия) бывает более правдивым в изображении действительности, чем, например, история.

Важными для понимания Аристотелем искусства являются мысли, касающиеся взаимоотношения содержания и формы произведения. В этом вопросе он опирается на свое решение вопроса с отношении материи и формы, как он его разрабатывал в своей философии. Форма как активный принцип творит из материи (как пассивного принципа, как возможности) действительность.

Однако, несмотря на это Аристотель в вопросах художественного творчества не подчиняет строго содержание форме. Художественность формы оценивается в соответствии с тем, насколько выражение внутренних взаимосвязей, характерных для изображаемой действительности, делает это изображение правдоподобным. Воззрения Аристотеля на искусство по сравнению со взглядами Сократа и Платона содержат значительно больше материалистических элементов.

§4.Учение о государстве.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обусловливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.[2]

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________

[2] Философия: учебник / А. Г. Спиркин. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2010. — 66 С

Заключение

Аристотель особое внимание уделяет в своих трудах наиболее важным вопросам философии, ядром которой он считал антологию - "науку о сущем". Основу всякого бытия составляет, по Аристотелю, так называемая первая материя, которая является потенциальной предпосылкой всякого существования. Четыре элемента - огонь, воздух, вода, земля - лежат в основе реальных вещей. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих элементов. Они суть соединения материи и образа, формы. Форма, согласно Аристотелю, образует из потенциального (первой материи, четырех основных элементов) действительное реальное бытие. Таким образом, действительное бытие представляет единство материи и формы.

Аристотель различает шесть видов движения "возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изменение места". Согласно характеристике философа, движение есть реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность , становясь практически универсальным свойством сущего. Шаг вперед по сравнению с предшествующей ему философией сделал Аристотель в понимании проблемы пространства и времени. Он видел тесную связь между конкретным бытием и временем, отмечал взаимосвязь времени и движения. Пространство философ также связывал с движением тел, однако понимал его как "особую" необходимую реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя независимо от них.

Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три - неправильными: тиранию, олигархию и демократию.

Значительное место в философии Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. Аристотель выстраивал уже социальную систему моральных отношений и в общественных же отношениях искал основной принцип нравственности. В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. По своему характеру его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных, в частности естественнонаучных, исследований. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны. Длительное время его определяли как Философа с большой буквы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Асмус В.Ф. "Античная философия": 3-е изд.- М.; Высш. школа,1999 - 400 с.

2. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю, Смирнов Ю.Б. "Философия". Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.; 2002 - 137 с.

3. Губин В.Д. Ф "Философия" учеб. - М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 - 336 с.

4. Лукашевич В.К. Белакурский В.М. Мамыкин И.П. "Философия": 2-е изд. - Мн.: БГЭУ, 2002 - 431 с.

5. Энциклопедия "История  Философии" - Мн.: Интерпрессервис, Книжный дом, 2002 - 1376 с.

 


Информация о работе Аристотель, его место и роль в истории философии