Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:11, доклад
Антропологическая концепция Гегеля, как и вся его философия, проникнута идеализмом. Само отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человеческому его человечность. Он с наибольшей силой выразил положение о человеке как субъекте духовной деятельности и носителе общезначимого духа и разума.
Антропологическая концепция Гегеля, как и вся его философия, проникнута идеализмом. Само отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человеческому его человечность. Он с наибольшей силой выразил положение о человеке как субъекте духовной деятельности и носителе общезначимого духа и разума.
Сущность человека в гегелевской концепции – дух, и эта короткая посылка ведет к весьма развернутым следствиям. Человек бесконечно внутренне глубок и сложен, так же сложен, как сам мир, как сам абсолют. И потому его нельзя объяснить, не объяснив самого мира и абсолюта. В этой связи антропология расширяет свои привычные пределы и простирается на все социально-историческое пространство.
При этом Гегель рассматривает человека как сложнейшее, многомерное существо, детерминация деятельности и сама деятельность которого развертывается не в одной плоскости, а на многих уровнях. В человеке есть и субъективное, и объективное, и абсолютное. Он и конкретный субъект со своими индивидуально-природными особенностями, и элемент системы общественных отношений, продукт социализации, и часть Абсолютного, медиум бога. В знаменитой гегелевской триаде «субъективное – объективное – абсолютное» нашлось место для рассмотрения почти всех значимых социально-исторических и природных феноменов, но нигде нет отдельной ступеньки, которая так и называлась бы «человек». Нет и не может быть, потому что человек глобален; он «вмещает в себя все, но сам не вмещается ни во что», как гласит известный афоризм. Человек вбирает в себя всю указанную триаду и предстает как сложный конгломерат различных сущностей и природ. В этой связи справедлива та точка зрения, что Гегель во многом переосмыслил само понятие человеческого индивида, качественно усложнив его по сравнению с предшествующими этапами немецкой классической философии, впрочем, как и по сравнению с предшествующей философией вообще.
«Человек... есть дух» , «Человек, конечное сознание, есть дух в определении конечности», – указывает Гегель. Поэтому в его методологии человек единосущностен с абсолютом и миром.
Человек,
имеющий единую сущность с миром,
столь же внутренне глубок и многообразен,
как и сам этот мир. Поэтому
гегелевская антропология выступает
как некая сущность с бесконечной
периферией: все многообразные
В
связи со сказанным нужно еще
раз подчеркнуть, что Гегель во многом
переосмыслил само понятие человеческого
индивида по сравнению с тем, как
понималось оно в философии ранее.
Человек стал рассматриваться как
многоуровневое существо, как сложнейший
социально-природный и вместе с
тем абсолютный феномен, в котором
сошлись воедино различные
При
этом Гегель исследовал человека как
такового, «усредненного», говоря с
долей условности. Конкретная субъективность
в своем бесконечном
А
человеческая сущность проявляется
в общих закономерностях
Сущность
человека также наиболее ярко проявляется
«в великих характерах». Этот принцип
един с предыдущим. В «великих характерах»
и «всемирно-исторических личностях»,
по Гегелю, находит свое выражение
дух – та же всеобщая сущность, которая
реализуется в процессе исторического
развития Рода. Кумиром Гегеля является
не великий правитель – сколько
их было! – а развивающийся дух.
Если деятельность правителя соответствует
назревшей тенденции развития духа
и выражает собой необходимость,
он занимает место в пантеоне великих
формообразований сознания, если нет
– исчезает во тьме времен, как простой
смертный.
Человек – дитя многих природ и факторов: социальных и биологических, связанных с личными обстоятельствами и общеисторическими законами и т. д. Но важнее всего, что он дитя природы абсолютной – самого божества. Именно этот пласт внутреннего мира человеческого существа является его основанием и конституирует его в качестве единосущего абсолютной форме.
Однако человек – не просто форма духа. Индивидуализация, очеловечивание - это абсолютно необходимая для него форма. Только пройдя через человеческое и «слишком человеческое», говоря словами Ницше, дух может прочувствовать всю ту гамму переживаний и эмоций – да вообще жизнь как таковую, которая необходима ему, чтобы стать собой, ожить, выйти из слепой тьмы состояния в-себе к свету для-себя. Духу нужно жить человеком, чтобы жить вообще.
Подводя итоги предпринятому анализу, надлежит отметить, что сущность человека в гегелевской философии – это дух, но само понятие духа понимается настолько сложно и многоуровнево, что любые попытки идентифицировать его с какой-либо конкретной формой или каким-либо конкретным качеством оказываются неудачны. Дух не исчерпывается ни одной своей характеристикой. Он всегда способен быть иным, способен на диалектическое преображение и самотворчество. Любая дефиниция фиксирует лишь отдельный его модус, но не его самого.