Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:52, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на некоторые вопросы

Файлы: 1 файл

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ..doc

— 126.50 Кб (Скачать)

11. Вульгарна философия греко-римского мира.  
После образования на руинах империи Александра Македонского ряда эллинистических государств античная философия выходит за рамки Греции. К ней, к античной философии, приобщаются новые народы, в нее проникают "свежие идеи", она наполняется "новым" духом. Следует сказать, что в общем виде такое состояние не способствовало улучшению качества и обогащению содержания античного философского мышления. Уже стоицизм, обобщая и развивая философскую мысль, в ряде положений уступал уровню философии классического периода Греции. "Ухудшение философии" стало еще более заметным с 1-го столетия до нашей эры. - с начала политического, экономического, культурного и морального разложения (упадка) греко-римского мира, собственно - Римской империи. Подчинив себе эллинистические государства, Римская империя включила в себя греческую культуру и полностью прониклась ею. Именно в рамках Римской империи и стает очевидным упадок, вульгаризации античной философии. 
3.11.а. В историю исследования философской мысли понятие "вульгарной" философии внес Гегель. При этом он исходил из своей собственной концепции развития Духа. Классик немецкой философии считал, что Абсолютный Дух в процессе познания действительности подымается все выше и выше. Таким образом мировоззрение, по Гегелю, развиваясь, проходит сначала этап обыденного представления (то есть, с того, что мы называли наивным реализмом), затем подымается на уровень художественного видения (на уровень художественного постижения действительности), после этого - на уровень религиозной веры, и, наконец, достигает уровня философского мировоззрения. Чистая философия (философское мировоззрение, философского постижение мира) имеет дело с абстрактными идеями, с философскими категориями. Задача философии и заключается в том, чтобы путем "движения" категорий показать необходимость становления действительности, наиболее адекватно отобразить эту действительность. А вульгаризация философии, по Гегелю, - это опускание мышления (Абсолютного Духа) на низшую ступень - на уровень религиозных представлений или художественных образов. Если сказать упрощенно, то вульгаризация философской мысли - это наполнение ее религиозными представлениями и художественными образами (мифами). 
Вульгаризация античной философии в условиях греко-римского мира на протяжении первого столетия до нашей эры - 4 столетие нашей эры конкретно проявилось в упрощенном и огрубленном восприятии философии прошлого, в догматизации философских постулатов, в начетничестве, в отсутствии новизны, с одной стороны, а с другой - в уступках религиозному мировоззрения, в попытках "органически" соединить философские знания с религиозной верой, в попытках теоретического оправдания веры в Бога. В результате всего этого в вульгарной философской мысли начинает доминировать иррационализм, мистицизм, восхваление невежества. В это же время как разновидность вульгаризации философской мысли начинает процветать эклектицизм - сваливание "в одну кучу" различных и несовместимых между собой философских принципов, направлений и взглядов; проявление, так сказать, философской всеядности.  
 
3.11.б. Наиболее влиятельными течениями вульгарной философии того времени было неопифагорейство и неоплатонизм. 
Неопифагорейство было исторически, организационно и идеологически связано с учением, деятельностью и мировоззрением видного аристократа из острова Самоса Пифагора (571-497 года до нашей эры). Пифагор жил в то время, когда в Древней Греции философия еще не осознала своей собственной специфики и самостоятельности. После установлении на родине жестокого правления тирана Поликарпа, Пифагор эмигрирует в италийский город Кротон, где объединяет вокруг себя недовольную аристократию Так был создан Пифагорейский союз, беспрекословным главой и богом которого был признан Пифагор. Вот это дофилософское направление просуществовало весь период философского расцвета Греции уже в начале нашей эры вступило в период своего второго и небывалого расцвета под именем неопифагорейство.  
Мировоззрении самого Пифагора и его позднейших последователей неопифагорейцев держалось на трех китах: морали, религии и знаниях. Центральной фигурой неопифагорейцев был Аполлоний Тианский (вторая половина 1-го столетия), который сначала призывал поклонятся божественному Пифагору, считать его учение о гармонии чисел священным писанием. Позднее Аполлоний Тианский провозгласил себя богом, спасителем, исцелителем душ и телес. Путешествуя по Римской империи, он в самом деле пытался исцелять, творить чудеса. Аполлоний Тианский учил своих последователей о своей божественной природе, о переселении душ, о воскресении, о превосходстве небесного духа над земной материей... Уже в наши времена создатели теософии Блаватская, Безант и Олкот много позаимствовали у Аполлония Тианского текстов и идей для написания своих философских сочинений. 
В начале нашего летоисчисление раввин Филон Александрийский (20- 54 года нашей эры) предпринял попытку сочетать философское учение Платона с вероучением библейского иудаизма. Он создал учение о едином Боге, который творит мир через порожденного Богом Логоса. Этого единого Бога он отождествил с библейским богом Яхве, а его Логоса - с библейским Ангелом бога Яхве. Творчество Филона Александрийского, выйдя за рамки иудаизма и александрийской диаспоры евреев, положило начало образованию философии неоплатонизма, видными представителями которого были Аммоний Саккас, Ямвлих, Плотин, Порфирий, Прокл, император Юлиан Отступник.  
Творчество раввина Филона Александрийского (а позднее и всего неоплатонизма) и стоика Сенеки оказали решающее философское влияние на формирование христианского религиозного мировоззрения. В рамках христианства свульгаризированная философия греко-римского мира подверглась еще большей вульгаризации в разных направлениях гностицизма. - сборищах различного рода мистиков, которые свои "видения" и "прозрения" выдавали за знания высочайших и непререкаемых истин. Гностики Валентин, Василид, Маркион, Монтан и много других способствовали выходу христианства за национальные рамки евреев на просторы народов всей римской империи. В то время гностицизм перестал быть философией в прямом значении этого слова. Главная цель гностиков, как они сами об этом постоянно заявляли, заключалась не в том, чтобы ответить на проблемы мировоззрения, а в том, чтобы сообщить людям такие знания, которые помогут им достичь спасения в потустороннем мире.

12. Конец античной философии.
Античная философия на доступном ей научном и социальном уровне решила все поднятые ею философские проблемы. К началу нашей эры она по своему содержанию уже исчерпала себя. На заложенных ею основаниях ей уже нечего было решать, а подымать качественно новые и более глубокие философского мировоззрения у нее не было ни потребностей, ни возможностей. Вульгарна философия засвидетельствовала упадок античной философии. А физически и духовно античную философию прикончило христианство. 
Христианство воспользовалось плодами вульгаризации античной философии для укрепления своего мировоззрения. После завоевания господствующего положения, а потом и статуса единой государственной религии, решительно выступило против языческой античной культуры. В этих условиях античная философия подвергнута была всеобщему унижению. Ее школы одна за одной закрывались. Наибольшее терпение христианство проявило к философии неоплатоников. В этой школе получили предбогословское образования все творцы канонического христианского вероучения: Климент Александрийский, Ориген, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Назианзин Афанасий Великий, Августин и много других. Стараниями этих Отцов и Учителей церкви философское учение неоплатоников о Троице, о Логосе - Сыне Божьем, о животворящем Духе Святом, о творении из ничего, об искуплении и много-много другого было перенесено в решения церковных соборов и канонизировано, как собственно христианское вероучение. Неоплатонизм в новых исторических условиях исчерпал себе. Да и его философские запасы были исчерпаны христианскими богословами. Таким образом последняя философская школа античности была также обречена. В 529 году боголюбивый и святой византийский император Юстиниан Великий издает специальный Декрет о закрытии последней, в Афинах, школы неоплатоников, а деятельность языческих философов запрещает. На этом античная философия прекратила свое существование.

Информация о работе Античная философия