Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:52, шпаргалка
Ответы на некоторые вопросы
11. Вульгарна
философия греко-римского
мира.
После образования на руинах империи Александра
Македонского ряда эллинистических государств
античная философия выходит за рамки Греции.
К ней, к античной философии, приобщаются
новые народы, в нее проникают "свежие
идеи", она наполняется "новым"
духом. Следует сказать, что в общем виде
такое состояние не способствовало улучшению
качества и обогащению содержания античного
философского мышления. Уже стоицизм,
обобщая и развивая философскую мысль,
в ряде положений уступал уровню философии
классического периода Греции. "Ухудшение
философии" стало еще более заметным
с 1-го столетия до нашей эры. - с начала
политического, экономического, культурного
и морального разложения (упадка) греко-римского
мира, собственно - Римской империи. Подчинив
себе эллинистические государства, Римская
империя включила в себя греческую культуру
и полностью прониклась ею. Именно в рамках
Римской империи и стает очевидным упадок,
вульгаризации античной философии.
3.11.а. В историю исследования философской
мысли понятие "вульгарной" философии
внес Гегель. При этом он исходил из своей
собственной концепции развития Духа.
Классик немецкой философии считал, что
Абсолютный Дух в процессе познания действительности
подымается все выше и выше. Таким образом
мировоззрение, по Гегелю, развиваясь,
проходит сначала этап обыденного представления
(то есть, с того, что мы называли наивным
реализмом), затем подымается на уровень
художественного видения (на уровень художественного
постижения действительности), после этого
- на уровень религиозной веры, и, наконец,
достигает уровня философского мировоззрения.
Чистая философия (философское мировоззрение,
философского постижение мира) имеет дело
с абстрактными идеями, с философскими
категориями. Задача философии и заключается
в том, чтобы путем "движения" категорий
показать необходимость становления действительности,
наиболее адекватно отобразить эту действительность.
А вульгаризация философии, по Гегелю,
- это опускание мышления (Абсолютного
Духа) на низшую ступень - на уровень религиозных
представлений или художественных образов.
Если сказать упрощенно, то вульгаризация
философской мысли - это наполнение ее
религиозными представлениями и художественными
образами (мифами).
Вульгаризация античной философии в условиях
греко-римского мира на протяжении первого
столетия до нашей эры - 4 столетие нашей
эры конкретно проявилось в упрощенном
и огрубленном восприятии философии прошлого,
в догматизации философских постулатов,
в начетничестве, в отсутствии новизны,
с одной стороны, а с другой - в уступках
религиозному мировоззрения, в попытках
"органически" соединить философские
знания с религиозной верой, в попытках
теоретического оправдания веры в Бога.
В результате всего этого в вульгарной
философской мысли начинает доминировать
иррационализм, мистицизм, восхваление
невежества. В это же время как разновидность
вульгаризации философской мысли начинает
процветать эклектицизм - сваливание
"в одну кучу" различных и несовместимых
между собой философских принципов, направлений
и взглядов; проявление, так сказать, философской
всеядности.
3.11.б. Наиболее влиятельными течениями
вульгарной философии того времени было
неопифагорейство и неоплатонизм.
Неопифагорейство
было исторически, организационно и идеологически
связано с учением, деятельностью и мировоззрением
видного аристократа из острова Самоса
Пифагора (571-497 года до нашей эры). Пифагор
жил в то время, когда в Древней Греции
философия еще не осознала своей собственной
специфики и самостоятельности. После
установлении на родине жестокого правления
тирана Поликарпа, Пифагор эмигрирует
в италийский город Кротон, где объединяет
вокруг себя недовольную аристократию
Так был создан Пифагорейский союз, беспрекословным
главой и богом которого был признан Пифагор.
Вот это дофилософское направление просуществовало
весь период философского расцвета Греции
уже в начале нашей эры вступило в период
своего второго и небывалого расцвета
под именем неопифагорейство.
Мировоззрении самого Пифагора и его позднейших
последователей неопифагорейцев держалось
на трех китах: морали, религии и знаниях.
Центральной фигурой неопифагорейцев
был Аполлоний Тианский (вторая половина
1-го столетия), который сначала призывал
поклонятся божественному Пифагору, считать
его учение о гармонии чисел священным
писанием. Позднее Аполлоний Тианский
провозгласил себя богом, спасителем,
исцелителем душ и телес. Путешествуя
по Римской империи, он в самом деле пытался
исцелять, творить чудеса. Аполлоний Тианский
учил своих последователей о своей божественной
природе, о переселении душ, о воскресении,
о превосходстве небесного духа над земной
материей... Уже в наши времена создатели
теософии Блаватская, Безант и Олкот много
позаимствовали у Аполлония Тианского
текстов и идей для написания своих философских
сочинений.
В начале нашего летоисчисление раввин
Филон Александрийский (20- 54 года нашей
эры) предпринял попытку сочетать философское
учение Платона с вероучением библейского
иудаизма. Он создал учение о едином Боге,
который творит мир через порожденного
Богом Логоса. Этого единого Бога он отождествил
с библейским богом Яхве, а его Логоса
- с библейским Ангелом бога Яхве. Творчество
Филона Александрийского, выйдя за рамки
иудаизма и александрийской диаспоры
евреев, положило начало образованию философии
неоплатонизма, видными представителями
которого были Аммоний Саккас, Ямвлих,
Плотин, Порфирий, Прокл, император Юлиан
Отступник.
Творчество раввина Филона Александрийского
(а позднее и всего неоплатонизма) и стоика
Сенеки оказали решающее философское
влияние на формирование христианского
религиозного мировоззрения. В рамках
христианства свульгаризированная философия
греко-римского мира подверглась еще большей
вульгаризации в разных направлениях
гностицизма. - сборищах различного рода
мистиков, которые свои "видения"
и "прозрения" выдавали за знания
высочайших и непререкаемых истин. Гностики
Валентин, Василид, Маркион, Монтан и много
других способствовали выходу христианства
за национальные рамки евреев на просторы
народов всей римской империи. В то время
гностицизм перестал быть философией
в прямом значении этого слова. Главная
цель гностиков, как они сами об этом постоянно
заявляли, заключалась не в том, чтобы
ответить на проблемы мировоззрения, а
в том, чтобы сообщить людям такие знания,
которые помогут им достичь спасения в
потустороннем мире.
12. Конец
античной философии..
Античная философия на доступном ей научном
и социальном уровне решила все поднятые
ею философские проблемы. К началу нашей
эры она по своему содержанию уже исчерпала
себя. На заложенных ею основаниях ей уже
нечего было решать, а подымать качественно
новые и более глубокие философского мировоззрения
у нее не было ни потребностей, ни возможностей.
Вульгарна философия засвидетельствовала
упадок античной философии. А физически
и духовно античную философию прикончило
христианство.
Христианство воспользовалось плодами
вульгаризации античной философии для
укрепления своего мировоззрения. После
завоевания господствующего положения,
а потом и статуса единой государственной
религии, решительно выступило против
языческой античной культуры. В этих условиях
античная философия подвергнута была
всеобщему унижению. Ее школы одна за одной
закрывались. Наибольшее терпение христианство
проявило к философии неоплатоников. В
этой школе получили предбогословское
образования все творцы канонического
христианского вероучения: Климент Александрийский,
Ориген, Кирилл Иерусалимский, Василий
Великий, Григорий Богослов, Григорий
Назианзин Афанасий Великий, Августин
и много других. Стараниями этих Отцов
и Учителей церкви философское учение
неоплатоников о Троице, о Логосе - Сыне
Божьем, о животворящем Духе Святом, о
творении из ничего, об искуплении и много-много
другого было перенесено в решения церковных
соборов и канонизировано, как собственно
христианское вероучение. Неоплатонизм
в новых исторических условиях исчерпал
себе. Да и его философские запасы были
исчерпаны христианскими богословами.
Таким образом последняя философская
школа античности была также обречена.
В 529 году боголюбивый и святой византийский
император Юстиниан Великий издает специальный
Декрет о закрытии последней, в Афинах,
школы неоплатоников, а деятельность языческих
философов запрещает. На этом античная
философия прекратила свое существование.