Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:33, контрольная работа
Исторически первый тип мировоззрения - мифологическое мировоззрение - формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных и т.д. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа - боги, духи герои - наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы схожи с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы проецировались человеческие свойства.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Общая характеристика эпохи Античности…………………………………5
2.Космос и человек в трактовке античной философии………………………9
3.Кенизм…………………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………17
Так Эмпедокл из Агригента установил четыре независимых качественно различных элемента: огонь, воздух, воду и землю, которое, позднее, благодаря Аристотелю, на многие века заняли господствующее положение среди других элементов.
Напротив, разработанная атомистическая "теория Демокрита считает вещественные элементы качественно однородными, различающимися между собой только своими количественными свойствами: величиной, тяжестью и фигурой".5
3.Философские школы и выдающиеся философы античности (Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Диоген, Эпикур, Сенека и др.; элейская школа, кинизм, стоицизм) – одно течение по выбору студента.
В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы.
Основателем кинизма был Антисфен (444–366 до Р.Х.), ученик Горгия, а затем Сократа. Название школы первоначально происходило от гимнасия Киносарги ("собачьи"), где учил Антисфен, а затем закрепилось как презрительное прозвище, данное киникам за их образ жизни (греч. "kyon" – "пес"; отсюда происходит и современное понятие "циник")6.
Самый знаменитый киник — Диоген Синопский (400—323 гг. до н.э.) — ученик Антисфена; часто именно Диогена называют истинным основоположником кинизма.
Ни одна работа киников до нас не дошла. Известны только отдельные фрагменты из них.
Киники не стремились к построению последовательной и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было, скорее, воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их философия — философия отщепенцев, которые сознательно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения, и возводили такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, — духовной свободы, независимости от мира и других людей.
Целью жизни, согласно кинизму, является состояние самодостаточности, при котором человек ни в чем не испытывает нужды. Принцип "ни в чем не нуждаться" определяет направленность всех человеческих усилий.7
Это усилия двоякого рода: во-первых, усилие отказа от всего, что пленяет обычного, общественного человека – от славы, богатства, подчинения обычаям и т. п.; во-вторых, усилие самообладания, которым необходимо справиться с собственными влечениями к наслаждению. Последние соблазняют человека и отдают во власть превратных форм жизни – той же роскоши, честолюбия, разных утех тела и самолюбия.
Символом постоянных сверх усилий самообладания и преодоления требований обычая стал в кинизме Геракл – величайший герой эллинской мифологии. Антигероем – Александр Македонский.
Киники не отрицали существование богов, но считали, что у них ничего не надо просить, чтобы не утратить свою независимость.
Главное благо для человека – свобода, достигаемая через следование своей природе. Как вывод из принципа "следовать природе" кинизм предлагает человеку отказаться от всех социальных, общепринятых форм жизни и вернуться к самым простым, первозданным, природным формам существования. Для киников быть свободным и следовать своей природе – одно и то же.
Киники вели очень простой образ жизни, ходили босиком, носили «кинический плащ» из грубой ткани, надеваемый на голое тело. Диоген одно время жил в бочке (или глиняном сосуде); приучая себя к отказам, просил подаяние у статуй. Сохранился рассказ о встрече Диогена с Александром Македонским, который, приехав в Афины, пожелал встретиться с Диогеном. Увидев Диогена, который лежал и отдыхал на площади, не обращая внимания на окружающих, Александр сказал ему: «Проси у меня чего хочешь». Диоген же ответил: «Отойди и не загораживай мне солнце». На что Александр сказал: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном».
Греческий кинизм открыл животное человеческое тело и его жесты как аргументацию; он развил пантомимический материализм. Диоген опровергает язык философов языком клоунов: «Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: „Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев", Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: „Вот платоновский человек!". После этого к определению было добавлено: „С широкими ногтями"»8.
киники последовательно и даже
шокирующе воплощали свое учение
в жизни. Они отказывались от всего
имущества, которым владели. Оставляли
свои дома и общественное положение.
Вызывающе пренебрегали любыми официальными
правилами и приличиями. такое
поведение возмущало
Кинизм утверждал важную идею автономии и свободы человеческого существа, чья зависимость от общества отнюдь не безусловна.
Тем не менее в практической философии киников был и позитивный элемент: стремление к добродетели как цели человеческой жизни, уважение к труду, преодоление зависимости от материальных благ, чувственных слабостей и социальных стереотипов, отрицание национальных и государственных границ (космополитизм), культивирование самообладания и силы духа.
Учение киников во многом повлияло на этику стоиков; презрение к материальным благам и образ жизни киников способствовал становлению христианских идеалов аскетизма.
Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей античного периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано - она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации, формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока - Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей, ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.
Список использованной литературы
1. Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 83.
2.Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 14.
3.С. В. Пролеев. История античной философии. – М.:"Рефл-бук", К.: "Ваклер", 2001. — 512 c.
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981г.с.123
5.Диоген Лаэрций. О жизни,учениях и изречениях знаменитых философов. VI, 40 (перевод М.Л. Гаспарова)
6.Новая философская энциклопедия / Под ред. Степина В.С., Гусейнова А.А., Семигина Г.Ю., Огурцова А.П. В 4-х т. Т.1.М., 2000
7.Философия: Учеб. пособие / Под ред. Калашникова В.Л., М.: Владос, 2001.
1 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981г.с.123
2 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 125.
3 Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 14.
4 Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 83.
5 Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 85.
6 С. В. Пролеев. История античной философии. – М.:"Рефл-бук", К.: "Ваклер", 2001. — 512 c.
7 С. В. Пролеев. История античной философии. – М.:"Рефл-бук", К.: "Ваклер", 2001. — 512 c
8 Диоген Лаэрций. О жизни,учениях и изречениях знаменитых философов. VI, 40 (перевод М.Л. Гаспарова)