Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:33, контрольная работа

Краткое описание

Исторически первый тип мировоззрения - мифологическое мировоззрение - формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных и т.д. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа - боги, духи герои - наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы схожи с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы проецировались человеческие свойства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Общая характеристика эпохи Античности…………………………………5
2.Космос и человек в трактовке античной философии………………………9
3.Кенизм…………………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………17

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 44.42 Кб (Скачать)

Так Эмпедокл из Агригента установил четыре независимых качественно различных элемента: огонь, воздух, воду и землю, которое, позднее, благодаря Аристотелю, на многие века заняли господствующее положение среди других элементов.

Напротив, разработанная  атомистическая "теория Демокрита считает вещественные элементы качественно однородными, различающимися между собой только своими количественными свойствами: величиной, тяжестью и фигурой".5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Философские школы и выдающиеся философы античности (Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Диоген, Эпикур, Сенека и др.; элейская школа, кинизм, стоицизм) – одно течение по выбору студента.

 

В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы.

Основателем кинизма был Антисфен (444–366 до Р.Х.),  ученик Горгия, а затем Сократа. Название школы первоначально происходило от гимнасия Киносарги ("собачьи"), где учил Антисфен, а затем закрепилось как презрительное прозвище, данное киникам за их образ жизни (греч. "kyon" – "пес"; отсюда происходит и современное понятие "циник")6.

Самый знаменитый киник —  Диоген Синопский (400—323 гг. до н.э.) — ученик Антисфена; часто именно Диогена называют истинным основоположником кинизма.

Ни одна работа киников  до нас не дошла. Известны только отдельные  фрагменты из них.

Киники не стремились к  построению последовательной и законченной  теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было, скорее, воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического»  образа жизни. Их философия — философия  отщепенцев, которые сознательно  ставили себя вне общества, отбрасывали  общепринятую мораль и нормы поведения, и возводили такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, — духовной свободы, независимости от мира и других людей.

Целью жизни, согласно кинизму, является состояние самодостаточности, при котором человек ни в чем не испытывает нужды. Принцип "ни в чем не нуждаться" определяет направленность всех человеческих усилий.7

 

Это усилия двоякого рода: во-первых, усилие отказа от всего, что пленяет обычного, общественного человека – от славы, богатства, подчинения обычаям и т. п.; во-вторых, усилие самообладания, которым необходимо справиться с собственными влечениями к наслаждению. Последние соблазняют человека и отдают во власть превратных форм жизни – той же роскоши, честолюбия, разных утех тела и самолюбия.

Символом постоянных сверх усилий самообладания и преодоления требований обычая стал в кинизме Геракл – величайший герой эллинской мифологии. Антигероем – Александр Македонский.

Киники не отрицали существование  богов, но считали, что у них ничего не надо просить, чтобы не утратить свою независимость.

Главное благо для человека – свобода, достигаемая через  следование своей природе. Как вывод  из принципа "следовать природе" кинизм предлагает человеку отказаться от всех социальных, общепринятых форм жизни и вернуться к самым простым, первозданным, природным формам существования. Для киников быть свободным и следовать своей природе – одно и то же.

Киники вели очень простой  образ жизни, ходили босиком, носили «кинический плащ» из грубой ткани, надеваемый на голое тело. Диоген одно время жил в бочке (или глиняном сосуде); приучая себя к отказам, просил подаяние у статуй. Сохранился рассказ о встрече Диогена  с Александром Македонским, который, приехав в Афины, пожелал встретиться  с Диогеном. Увидев Диогена, который  лежал и отдыхал на площади, не обращая внимания на окружающих, Александр  сказал ему: «Проси у меня чего хочешь». Диоген же ответил: «Отойди и не загораживай  мне солнце». На что Александр сказал: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном».

Греческий кинизм открыл животное человеческое тело и его жесты как аргументацию; он развил пантомимический материализм. Диоген опровергает язык философов языком клоунов: «Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: „Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев", Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: „Вот платоновский человек!". После этого к определению было добавлено: „С широкими ногтями"»8.

киники последовательно и даже шокирующе воплощали свое учение в жизни. Они отказывались от всего  имущества, которым владели. Оставляли  свои дома и общественное положение. Вызывающе пренебрегали любыми официальными правилами и приличиями. такое  поведение возмущало окружающих, сделав киников олицетворением бесстыдства, что и закрепилось в самом  их имени – "собачьи".,

Кинизм утверждал важную идею автономии и свободы человеческого существа, чья зависимость от общества отнюдь не безусловна.

Тем не менее в практической философии киников был и позитивный элемент: стремление к добродетели как цели человеческой жизни, уважение к труду, преодоление зависимости от материальных благ, чувственных слабостей и социальных стереотипов, отрицание национальных и государственных границ (космополитизм), культивирование самообладания и силы духа.

Учение киников во многом повлияло на этику стоиков; презрение  к материальным благам и образ  жизни киников способствовал  становлению христианских идеалов  аскетизма.

                                Заключение

Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей античного периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано - она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации, формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока - Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей, ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Список использованной литературы

 

1. Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 83.

2.Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 14.

3.С. В. Пролеев. История античной философии. – М.:"Рефл-бук", К.: "Ваклер", 2001. — 512 c.

4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981г.с.123

5.Диоген Лаэрций. О жизни,учениях и изречениях знаменитых философов. VI, 40 (перевод М.Л. Гаспарова)

6.Новая философская энциклопедия / Под ред. Степина В.С., Гусейнова А.А., Семигина Г.Ю., Огурцова А.П. В 4-х т. Т.1.М., 2000

7.Философия: Учеб. пособие / Под ред. Калашникова В.Л., М.: Владос, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981г.с.123

2 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 125.

3 Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 14.

4 Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 83.

5 Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 85.

6 С. В. Пролеев. История античной философии. – М.:"Рефл-бук", К.: "Ваклер", 2001. — 512 c.

7 С. В. Пролеев. История античной философии. – М.:"Рефл-бук", К.: "Ваклер", 2001. — 512 c

8 Диоген Лаэрций. О жизни,учениях и изречениях знаменитых философов. VI, 40 (перевод М.Л. Гаспарова)

 


Информация о работе Античная философия