Античная философия. Общая характеристика. Философия И. Канта. Философия природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Слово «античный» означает древний, но так уже повелось, что этот термин исторически закрепился лишь за одним социокультурным регионом Древнего Мира - Грецией и Римом. В этом тандеме определяющая роль, роль лидера, принадлежит Греции.
Греческая философия - одно из величайших чудес древнего мира наряду с наукой, искусством, спортом, демократией - все это без остатка перешло в наследие исторических эпох. Многие достижения греков в этих сферах социокультурного творчества навсегда стали классическими.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

                                                                    Контрольная работа

                                                                      по философии   

                                                                             ст – ки 611 группы

                                                                           Муксуновой А.С

                                                                                                   Специальность «Ветеринария»

                                                                                      № зачетной книжки 003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

 

  1. Античная философия. Общая характеристика.
  2. Философия И. Канта.
  3. Философия природы.

 

 

Вопрос 1:

 

Античная философия

Слово «античный» означает древний, но так уже повелось, что этот термин исторически закрепился лишь за одним  социокультурным регионом Древнего Мира - Грецией и Римом. В этом тандеме определяющая роль, роль лидера, принадлежит Греции.

Греческая философия - одно из величайших чудес древнего мира наряду с наукой, искусством, спортом, демократией - все это без остатка перешло в наследие исторических эпох. Многие достижения греков в этих сферах социокультурного творчества навсегда стали классическими.

Греческая философия выросла из мифа - те же проблемы (что есть мир? Что есть человек? Какое место он занимает?), в начале та же терминология. Потому, что миф основан на традициии фантазии, т.е. как бы обращен назад, к прошлому. А философия - основана на доверии к способностям разума. Миф безличностен, анонимен. Философские учения всегда персонифицированы. Миф как бы заколдовывает мир, философия его расколдовывает в том смысле, что она стремится отыскать причины вещей, явлений, процессов в самих вещах, явлениях, процессах, а не в каких-то сверхъестественных вещах.

Время жизни античной философии  более 1000 лет (до II века н.э.), но наиболее продуктивными в творческом отношении  являются первые три столетия, потом  лишь детализация, разработка тех идей, гипотез, которые были сформулированы на заре Античного Мира.

Античную философию можно разделить  на три относительно самостоятельных  периода:

1. Натурфилософский (натура - природа; VI-V век до н.э.);

2. Классический( V- IV век до н.э.);

3. Эллинистический ( IV век до н.э. - VI век н.э.).

Основные интуиции (прозрения) античной философии:

Всякое знание явно или неявно всегда покоится, исходит из неких явных  или чаще неявных допущений, предпосылок. Эти предпосылки нельзя доказать, обосновать. Они - плод интуитивных  прозрений. У античной философии есть свои допущения, прозрения, на которых она основывается. Важнейшие среди них:

последняя и высшая инстанция бытия, которая объемлет все, это - космос. Люди, боги, души, атомы, пустота … - все объемлется Космосом (сравним с религиозным миропониманием: есть две реальности: высшая божественная, непостижимая для человеческого ума, запредельная и природная, данная человеку в его ощущениях и могущая быть им познанной). Этот Космос огромен, но конечен, он идеальным образом устроен и имеет форму шара, т.е. Космос для античных мыслителей телесен и как бы чувственно нагляден.

Космос живой. Таковым его делает космическая душа.

Космос разумен. Этот разум обнаруживает себя в общем порядке, законосообразности, повторяемости, ритмах, которые наблюдаются и в природе, и в человеческой жизни.

Этот Космос статичен, неизменен.

Человеку дано через его разум словно рентгеном просветить космос и постичь его.

Человек - это маленькая копия  большого Космоса: тело, душа, ум. Т.е. человек - это микрокосмос. Смысл его жизни - обретение гармонии (душевной, внутренней, с Космосом, миром).

Основная проблема греческой философии -  проблема диалектики, т.е. выяснение соотношения материального и идеального. Или другими словами проблема уяснения того, как из хаоса, из некого набора первичных элементов, на которые все распадается, из которых все состоит, образуется упорядоченный, гармоничный космос.

Разные мыслители делали различные  акценты при ответе на основной вопрос философии (что первично, что определяет другое - дух или материя?). Поэтому мы с известной долей условности одних считаем идеалистами, других - материалистами.

Фундаментальная проблема античной философии - проблема смысла человеческой жизни. Общий ответ таков: наилучшая  позиция для мыслителя, философа - это позиция отрешенности от жизни, от ее проблем, суеты. Эта позиция отрешенного созерцания (в таком качестве могут позволить себе жить очень немногие. И в этом одни из причин того, почему собственно философия не может увлечь за собой, объединить большинство людей). Но это единственная возможность узнать нечто новое о мире, и сообщить об этом мире. А знание, генерированное даже одним человеком, способно через его усвоение другими изменять людей, развивать их.

Античность период от изначального до 5 века н.э. Это побережье средиземного моря(современная Турция, Израиль, Египет).Предтечей Античной философии были 7 мудрецов : Фалес, Хилон, Солон, Питтак, Биант, Клеобул, Периандр. К сожалению от них остались только афоризмы «ничего сверх меры» Солон. Их считали мудрецами вот за что: «Подле города Милета рыбаки ловили рыбу. Подошел богатый человек и купил тоню (улов рыбы, получаемый при одной закидке невода). Они продали, взяв деньги и обещали отдать все, что попадется в эту тоню. Закинули невод и вместо рыбы вытащили золотой треножник. Богатый человек хотел взять треножник, а рыбаки не давали ему. Они говорили, что продали рыбу, а не золото. Стали спорить и послали спросить у оракула, кому надо отдать треножник. Пифия сказал:  надо отдать треножник мудрейшему из греков. Тогда все жители Милета сказали, что надо отдать Фалесу.  Послали треножник Фалесу. Но Фалес сказал: “Я не мудрее всех. Много есть людей мудрее меня”. И не взял треножника. Тогда послали к Солону,  и тот отказался, и третий отказался. И таких нашлось 7 человек. Все они не считали себя мудрыми, за то их и прозвали мудрецами.» Фалес, родоначальник милетской философской школы, (родился приблизительно в 625 г. умер в середине VI в. до н.э.) Будучи купцом, он использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений и знания, которые он приобрел в Финикии и Египте – перенес в Грецию. Как учёный он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения, наблюдавшегося в Греции в 585 г. до н.э. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки. По свидетельствам Геродота и Диогена Фалес приобрел славу своей мудростью, причем весьма практической. Например, основываясь на своих знаниях однажды он предсказал обильный урожай оливок, и, арендовав маслобойню, получил большую прибыль. На вопрос, что он видел самого удивительного, Фалес ответил:"Тирана в старости".

Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и бедными гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части  демоса: землевладельцев, купцов, ремесленников. Реформы Солона повлияли на демократизацию Афинского государства ,социальной основой которого стали средние и мелкие землевладельцы, верхушка ремесленников и купцов. Большая часть источников говорит о том, что труп Солона был сожжен на Кипре, а его пепел развеян на Саламине. Когда Солон оплакивал своего сына, кто-то сказал ему: "Зачем ты это делаешь? Ведь это бесполезно!"Солон ответил: "Оттого и плачу, что бесполезно". 

Питтак - один из немногих исторических персонажей периода архаики, получивших достаточно широкую известность в античной литературе. Правда, информация о нем имеет несколько однобокий характер: Питтак прежде всего интересовал античных писателей как один из "семи мудрецов", т.е. как автор метких и поучительных сентенций. Вступая на поприще политической деятельности, Питтак руководствовался прежде всего интересами высшего слоя демоса, к которому он принадлежал. Интересы же эти заключались, как показывают события в Митилене, в ограничении всевластия старой родовой аристократии, а также в расширении политических прав народа, в первую очередь наиболее зажиточной его части.

Периандр был противоречивой и сложной натурой. Древняя традиция включила его в число "Семи мудрецов". Ему приписывают изречение "Управление - это все". В своем споре за Сигей афиняне и митиленцы избрали его третейским судьей. Он находился в дружеских отношениях с Фрасибулом, милетским тираном Периандр первый завел себе телохранителей и установил в городе тиранническую власть. На вопрос, почему он остается тиранном, Периандр ответил: "Потому что опасно и отречение, опасно и низложение".

Хилон-был инициатором и главной  движущей силой всех преобразований, имевших место в Спарте в середине VI в. Он,  не только сам участвовал в изгнании тиранов, но и был идеологом нового направления в спартанской политике, цель которого заключалась в усилении влияния Спарты в Греции, в том числе и посредством уничтожения тиранических режимов. Когда Хилона, бывшего эфором в Спарте приглашали на пир, он долго и подробно расспрашивал обо всех, кто будет на пиру. Он говорил при этом:"С кем приходится плыть на корабле или служить на войне, тех мы поневоле терпим и на борту, и в шатре. Но в застолье сходиться с кем попало, не позволит себе никакой разумный человек".

БИАНТ. Есть рассказ, что когда Алиатт осаждал Приену, то Биант раскормил двух мулов и выгнал их в царский лагерь, – и царь поразился, подумав, что благополучия осаждающих хватает и на их скотину. Он пошел на переговоры и прислал послов – Биант насыпал кучи песка, прикрыл его слоем зерна и показал послу. И узнав об этом, Алиатт заключил наконец с приенянами мир. Вскоре затем он пригласил Бианта к себе. "Пусть Алиатт наестся луку" (то есть пусть он поплачет), – ответил Биант. На вопрос, что человеку сладко, он ответил: "Надежда". Лучше, говорил он, разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – твоим другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2:

 

Иммануил Кант(1724 – 1804)

Родился в скромной семье ремесленника, в Кенигсберге, в Пруссии (соврем. Калининград). 

 

Отец был шорником, а мать - домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого  возраста. Кант всегда вспоминал родителей  с теплотой и благодарностью, видел  в них образец безупречной  честности.     

 

Память философа сохранила образ  матери Анны Регины Рейтер, которая, подобно Монике (матери св. Августина) взрастила в душе сына семена блага, способность переживать красоту природы, наконец, любовь к познанию. Она определила юношу в Collegium Fridericianum (Колледж Фридриха), государственную гимназию, известную суровостью методов воспитания под бдительным руководством пастора Ф. Шульца. Пиетизм, несмотря на попытки освободиться от него, остался с тех пор константой морального учения и поведения философа. Из гимназии он вынес достаточно хорошее знание латинского и весьма посредственное - греческого, что, так или иначе отразилось в акцентах его философских сочинениях.     

 

В 1740 г. Кант поступил в университет Кенигсберга, а по окончании курса философии в 1747 г. получил степень магистра. Покинув Кенигсбергский университет, с 1747 по 1754 гг., Кант вынужден был зарабатывать на жизнь репетиторством, но все же, несмотря на нищету, работал много и продуктивно.   В 1758 г. молодой философ участвовал в конкурсе со своей диссертацией "De mundi sensibilis atque intelUgibilis forma et principiis" ("О форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира"), но без успеха. Только спустя 12 лет после поражения диссертация получила на конкурсе высокую оценку. Во всем полагаясь только на собственные силы, немецкий философ презирал низкопоклонство, карьеризм и протекционизм, благодаря чему он стал символом добропорядочности в науке. Равнодушный к богатству и славе, он отказался от кафедры в Галле, где барон фон Цедлиц назначил ему жалование в три раза большее, чем в Кенигсберге. После напряженной работы в 1781 г. вышла в свет "Критика чистого разума", вслед за ней в 1788 - "Критика практического разума", а в 1790 - "Критика способности суждения".

 
Основные работы Канта  
* "Всеобщая естественная история и теория неба" (1770);  
* "Критика чистого разума" (1781);  
* "Основы метафизики нравов"(1775);  
* "Критика практического разума" (1787);  
* "Критика способности суждения" (1790);  
* "Религия в пределах только разума" (1793).  

Родоначальник немецкой классической философии. Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).

Информация о работе Античная философия. Общая характеристика. Философия И. Канта. Философия природы