Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:37, доклад
Наиболее крупным среди русских философов конца XVII в. был Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802). Он вошел в историю русской просветительской философской мысли, как смелый и решительный противник самодержавия и крепостничества. Радищев, начав образование в России, продолжил его в Лейпцигском университете, где он основательно познакомился с идеями западных философов.
Вернувшись в Ро
Наиболее крупным среди
Вернувшись в Россию в 1771 г., он активно
включился в идейную борьбу, сочетая
ее со службой в Сенате и литературной
деятельностью. В своих литературных
произведениях Радищев
“В трудах Радищева можно выделить три основные политические проблемы, поставленные им. Первая и основная — описание и анализ русских общественных отношений, критика крепостного права и абсолютизма. Вторая — поиски путей и средств освобождения крестьян, обоснование и необходимость народной революции как естественного акта в тех случаях, когда социальный гнет становится нетерпимым, а власть узурпируется тиранией. И третья, намеченная слабее других, — построение общества, действительно удовлетворяющего потребности трудящихся”.
“Критика крепостничества и абсолютизма ведется Радищевым с экономической, политической и моральной точек зрения. Общественный порядок, при котором трудящееся население, обеспечивая все труды страны, влачит нищенское существование, а дворянство ведет паразитический образ жизни, он считал несправедливым”. Крепостничество, по его мнению, экономически изжило себя ввиду незаинтересованности крестьян трудиться на помещиков. Радищев полагал, что интересы крепостных крестьян и их господ непримиримы.
Идеалы просвещенной монархии не были для Радищева реальным средством изменения положения крепостных. И все же, будучи ограниченным господствующими представлениями и условиями, осознавая, что в России в тот период не было революционных сил, способных изменить общество, отменить крепостное право, ему оставалось лишь уповать на постепенное освобождение крестьян с помощью реформ сверху.
Возможность революции представлена в “Путешествии из Петербурга в Москву” и оде “Вольность” как относящаяся к весьма отдаленному будущему России.
Следует отметить, что идеи Радищева оказались связующим звеном в движении от философии дворянского просвещения к идеям дворянской революционности.
Радищев написал свой основной труд “О человеке, о его смертности и бессмертии” в ссылке. Он состоит из четырех книг. Все они подчинены решению вопроса о сущности человеческой души, т. е. о природе сознания и механизме познания. Изложение содержания трактата осуществляется как выражение полемики между материалистом и идеалистом. Первые две книги посвящены рассмотрению материалистического понимания смертности человеческой души, а в третьей и четвертой книгах даются аргументы, которые используются идеалистами для доказательства ее бессмертия. В этом трактате сталкиваются диаметрально противоположные системы взглядов французских и английских материалистов XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха, Пристли) и немецких идеалистов XVII-XVIII вв. (Лейбница, Мендельсона, Гердера).
Сопоставляя доводы материалистов и идеалистов, Радищев показывает их неравноценность. Позиция идеалистов казалась ему противоречащей фактам. Однако недостаточность развития естествознания не позволила Радищеву, как это сделают материалисты после него, полностью отвергнуть бессмертие души. Хотя он признавал его недоказуемость с точки зрения науки, но допускал возможность веры в него.
Мыслитель считает понятие “бытие” наиболее общим философским понятием, без него не может быть никакого существования. Бытие, по Радищеву, распадается на формы. К ним он относит: а) “первичный хаос”, б) “земную природу”, в) “человека и человечество” , г) “Вселенную” (“Мироздание”).
Философ выводит сущность человека из единства материальной и духовной натур. Согласно Радищеву, органы чувств связывают человека с действительностью.
Мыслитель считал мозг особым орудием познавательной деятельности и в то же время вместилищем души. Человек, по его мнению, обладает активностью и познавательные усилия есть результат этой активности. В познающем разуме Радищев выделяет разум теоретический, исполнительный и общественный.
Теоретический разум способен “пронизать завесу неведомого”, ибо его активная сила всеядна. Исполнительный разум имеет своим началом “жизненные потребности”, соединяет разум с опытом, помогает человеку приспособиться к миру. Наконец, общественный разум всесилен, способен, по Радищеву “делать все”, ибо по своему происхождению связан с родовыми функциями человека.
Заблуждения, по его мнению, происходят чаще всего от неверного восприятия человеком предметов по причине отклонения чувств мышления от нормы, т. е. вследствие слабости зрения, слуха, обоняния, осязания человека.
Он вслед за Локком считал основой
познания ощущения, чувственные восприятия.
Однако Радищев стремился избежать
крайностей эмпиризма. Мыслитель полагал,
что представления о реальных
вещах могут быть связаны, благодаря
рациональному, абстрактному мышлению.
Это делает познание богаче. В своих
рассуждениях о познании Радищев
анализирует значение и чувственной
и рациональной ступени познания,
уделяя при этом внимание проблемам
языка, логики в познании. Радищев
отстаивал идею восходящего характера
исторического процесса. Он считал,
что движение к совершенству осуществляется
не одним поколением, но многими. Движение
общества от рыболовства и охоты
к скотоводству и земледелию и
даже к строительству городов, накоплению
богатства вызывается к жизни
согласно Радищеву: а) “по нужде”, имеющей
тенденцию к росту; б) в связи
с ростом “хозяйственного
Блага же обеспечиваются, по мнению Радищева, благодаря “общим усилиям” людей, которые наращивают взаимодействие между собой в экономических и моральных отношениях.
В этических воззрениях Радищев отстаивал идею моральной автономии личности. При этом он доказывал, что рабство, возведенное в жизненный принцип, разлагает души и рабов, и господ. Рабство лишает человека инициативы, заинтересованного отношения к труду.
Задача воспитания, по Радищеву, состоит наряду с прочим в формировании гражданственности, добродетельности, т. е. умения быть человеком среди других людей. Радищев высоко оценивал моральные качества русского народа: твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении намеченного.
Эстетический идеал Радищева — естественная красота, не испорченная модой, ибо “все украшения уродуют тело вместо усугубления его красоты”. Прекрасное в человеке он рассматривал как единство нравственного и эстетического.
Историческая ценность философии второй половины XVIII в. заключается не только в ее практической направленности, но и в постановке целого ряда вопросов, на которые искали ответ мыслители последующего времени. Особое значение для развития философии в XIX в. имело творчество названных философов в области языка отечественной гуманитарной науки.
Александр Николаевич Радищев
(1749—1802) — зачинатель революционной
мысли в России, выдающийся борец
против крепостного права и
Радищев происходил из дворянской среды.
Учился он сначала у профессоров Московского
университета, затем в Пажеском корпусе
и в Лейпцигском университете. По возвращении
из-за границы некоторое время служил
в сенате, в государственной коммерц-коллегии
и таможне. В 80-х годах им было написано
революционное произведение — ода «Вольность»,
в 1790 г. — книга «Путешествие из Петербурга
в Москву». За эти произведения Радищев
был посажен в Петропавловскую крепость
и осужден сенатом на смертную казнь, замененную
ссылкой на десять лет в Илимск. В сибирской
ссылке, продолжавшейся до 1796 г., Радищев
написал философский трактат «О человеке,
о его смертности и бессмертии». После
возвращения из ссылки Радищев, работая
в Комиссии по составлению свода законов,
составил ряд законопроектов, направленных
на облегчение участи крепостных и трудового
народа вообще. Эти проекты были встречены
крепостниками в штыки, и составителю
их пригрозили новой ссылкой в Сибирь.
Жизненный путь Радищева трагически оборвался
в 1802 г.
В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев встал на защиту угнетенного народа, прежде всего крепостных крестьян, обрушился на крепостное право и самодержавие, которое он еще ранее объявил «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием». Радищев верил, что рано или поздно народ восстанет против своих угнетателей, свергнет силой власть царей и помещиков, осуществит равенство людей перед законом, равенство во владении имуществом, установит свободу, уничтожит сословное деление, крупную частную собственность, тунеядство и праздность верхов. В будущем обществе, по мнению Радищева, жизнь будет строиться на принципах общественного договора, на разумном законодательстве, народовластии и щественном равенстве.
Выступая за революционный
путь преобразования России, Радищев
не отказывался использовать для
облегчения участи народа реформы. В
ряде мест «Путешествия из Петербурга
в Москву», в законодательных
проектах, составленных в период создания
«Путешествия...» и по возвращении
из ссылки, он взывает к разуму образованного
дворянства, обращается к помещикам
с призывом добровольно отказаться
от притеснения крестьян, освободить
крепостных. Основываясь на этом, идеологи
буржуазии и помещиков
Материалистические идеи Радищева опирались
на достижения естествознания XVIII в., учения
французских энциклопедистов и русскую
материалистическую традицию, идущую
от Ломоносова. Материализм Радищева в
основе своей был механистическим и метафизическим,
сочетался с идеалистическими воззрениями
на общественную жизнь и не был полностью
свободен от элементов деизма.
Философия Радищева была направлена против
идеалистической и религиозно-мистической
идеологии крепостников. Радищев критиковал
мистическое учение масонов, реакционные
идеалистические направления в философии
и естествознании. Он осуждал церковь
за то, что она выступает на стороне царской
власти против народа, что она «сковать
рассудок тщится» и что священнослужители
всегда были изобретателями оков человеческого
разума.
Вслед за Ломоносовым и французскими материалистами XVIII в. Радищев рассматривал природу как проявление разных форм «телесности» (материи). К проявлениям «телесности» он относил свет, магнетизм, электричество, эфир, а также возникновение жизни, утверждая, что, «опричь телесности», ничего другого в мире нет. Природа, по Радищеву, состоит из материальных предметов, которые обладают протяженностью, образом (формой), делимостью, твердостью, движением, притяжением и отталкиванием (отражением). Предметы, тела всегда находятся в пространстве. Движение — постоянное свойство материи, оно немыслимо без материи. Радищев признавал закон сохранения вещества и движения в природе, считая, что вещественный мир складывается из материальных атомов, что ни один атом в природе не пропадает, не превращается в ничто. Он отверг учение идеалистов о так называемой первопричине, отождествляемой с «существом неопределенным и бесконечным», которое «понято быть не может».
Убежденный в материальности природы, Радищев утверждал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе». Человека он рассматривал как высшее проявление телесности, «совершеннейшей из тварей», подчеркивая сходство человека со всей живой природой и считая, что человечество развивается по тем же законам, что и вся природа. «Мы не унижаем человека, — писал он, — находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ними законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?»2 Это не значит, что человек может быть уподоблен растению: «Мы не скажем, как некоторые умствователи: человек есть растение, ибо хотя в обоих находятся великие сходства, но разность между ими неизмерима».
Радищев пытается найти то, что отличает человека от животного и растительного мира. Он указывает на «прямохождение», на речь, наличие у человека более изящных и изощренных чувств, нравственных принципов, изобретательности, разума, склонности к общественной жизни. Радищев высоко ценил мысль Гельвеция о значении рук в становлении человека. «Гельвеций не без вероятности утверждал, что руки были человеку путеводительницы к разуму».
По Радищеву, речь у человека
связана с его мышлением, она
«средство к собранию мыслей воедино»,
развивает и расширяет
В трактовке развития животного мира,
в том числе человека, Радищев придерживался
теории эпигенеза, отвергая как ненаучную
теорию преформизма Галлера и Боннэ, которую
называл «семенным любомудрием». Отрицая
идеалистическое учение о врожденности
идей и понятий, Радищев доказывал, что
первое время дитя не мыслит, а чувствует,
его мозг еще не орган мысли, а источник
чувственности. Умственные силы в ребенке
формируются постепенно под воздействием
внешних предметов и климата, упражнений
и воспитания, нравов и обычаев. Вместе
со смертью тела умирает орган мысли и
уничтожается мыслительная способность.
Отмечая, что человек питает надежду на
бессмертие и вечность, Радищев спрашивает,
правомерна ли такая надежда, поскольку
в природе все рождается, развивается,
подвержено смерти или разрушению. Разумеется,
говорит он, сама по себе смерть для человека
есть нечто ужасное, и «человек взоры свои
отвращает от тления, устремляет за пределы
дней своих, и паки надежда возникаете
изнемогающем сердце» 1. Однако душа не
может быть отделена от тела, она гибнет
вместе с телом; душа смертна. «Не с телом
ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится,
не с ним ли вянет и тупеет?.. — пишет Радищев.
— Скажи, о ты, желающий жить по смерти,
скажи, размышлял ли ты, что оно (бессмертие.
— Лет.) не токмо невероятно, но и невозможно?..
Итак, о смертный! оставь пустую мечту,
что ты есть удел божества! Ты был нужное
для земли явление вследствие законов
предвечных».
Информация о работе Александр Радищев и его философские воззрения