Взаимосвязь права и морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:17, реферат

Краткое описание

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.

Содержание и само понимание терминов "мораль" и "нравственность" в огромной степени зависят от историко-культурных факторов, традиций, а также от идентификации источников.

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь права и морали.docx

— 51.57 Кб (Скачать)

   Совершенно  обратно с этим, право, как только оно достигнет известного развития, должно усвоить для себя твердые и определенные нормы, принудительно господствующие в жизни. Будучи призвано к тому, чтобы устранять споры, возникающие в обществе, оно должно выработать точные и подробные правила, определяющие устои общественной жизни. В то время, когда судебные приговоры постановляются по свободному усмотрению судей, они находятся в полной зависимости от всех колебаний их нравственного чувства. Не связанные в своих решениях ничем, кроме своей совести и своих нравственных воззрений, судьи могут постановлять различные приговоры в сходных случаях в зависимости от своего настроения и чувства. Но именно этого не может допускать развитый юридический оборот. Предназначенное для того, чтобы создавать надежную почву для разрешения споров, право само должно быть бесспорным. Имея своей целью охранять отдельных лиц от произвола, оно не может зависеть от субъективного усмотрения судей. Оно должно быть свободным от изменчивых и временных колебаний личного чувства, ибо только в этом случае может оно служить задаче установления общественного мира. Оно должно установить определенные нормы, наделенные авторитетом непререкаемостью и с неизменной последовательностью применяющиеся ко всем случаям, которые под них подходят. В этих качествах – твердости и определенности – заключается главный залог успешного действия права в жизни; без них оно лишается своего существенного значения. Эти свойства организованного правового порядка и составляют то, что называется положительным характером его. Стремление к усвоению этого характера составляет самую основную черту в развитии права.

   Угрозы, содержащиеся в законах, прямое побуждение к осуществлению юридических  норм, наказание за их неисполнение – такой аппарат внешних средств, и которых выражается принудительный характер права и с помощью  которых поддерживается его обязательное значение. Но чем белее право усваивает  подобный характер, тем более стремится  оно к отрешению от непосредственной связи с нравственностью, идеалом  которой является свободное осуществление  закона независимо от контроля власти и силы принуждения. 
Чем более право приобретает черты положительного и принудительного порядка, чем живее сказываются потребности в обособлении нравственности от тесного с ним союза. Эта потребность возникает обыкновенно в тех случаях, когда личное нравственное сознание отказывается следовать авторитету общественного мнения и заявляет притязания на свободу нравственных действий. С постепенным усложнением общественных отношений и с постоянно возрастающим разнообразием положений и мнений сама собой открывается возможность столкновения между нравственным сознанием отдельных лиц и убеждениями среды, к которой они принадлежат. Если в случаях подобных столкновений общество рассматривает все свои этические требования как нормы, подлежащие принудительному осуществлению, это должно вызывать протесты и противодействие со стороны лиц, не согласных с этими требованиями. Поступать сообразно с общей нормой, но вопреки своему нравственному решению для нравственно развитой личности представляется таким невыносимым внутренним противоречием, что рано или поздно она должна потребовать и завоевать для себя свободу в этом отношении. Принудительная система нравственности в случае несогласия лица с общими требованиями не оставляет иных выходов, как лицемерие для слабых и мученичество для сильных. Отнимая у человека возможность делать добро по собственному побуждению и постичь истину силой собственного внутреннего развития, она, в сущности, преграждает доступ к высшему нравственному совершенствованию. "Что может быть тягостнее для развитого нравственного сознания, как не средневековый способ нравственно-религиозного восприятия при помощи костров инквизиции и государственного меча? Там, где водворяется подобная система, рано или поздно должен явится и Лютер со своими протестами".

   "Общество  не может не высказываться  относительно поведения своих  членов, и чем сильнее говорит  в нем голос нравственного  чувства, тем резче и решительнее  будет оно осуждать отдельных  лиц за отступление от заветов  морали". Общественное мнение  воздействует, поэтому с неизбежной  необходимостью на нравственное  настроение отдельных лиц, и  устранить подобное воздействие  не представляется возможным. 
Право, например, разрешает согнать с квартиры бедняка, не уплатившего вовремя деньги, ибо оно позволяет требовать своего, допуская в известных пределах эгоизм. Напротив, мораль при всех условиях, требует сострадания к ближнему, она зиждется на любви, а любовь, по известному изречению, тем и отличается, что "не ищет своего". Во многих случаях то, что дозволяется правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими.

   Разграничивая нравственность и право, утверждая  практическую необходимость разделения их сфер, мы не можем, однако, отрицать несомненной и не превращающейся связи их между собой. Жизнь приводит к их обособлению, но она не может  устранить их взаимодействия.

   Гегель: "Право и мораль отличаются друг от друга. Нечто вполне позволительное с точки зрения права быть чем-то таким, что моралью запрещается. Право, например, мне разрешает распоряжаться  своим имуществом, совершенно не определяя  пределов этого распоряжения, и только мораль содержит определения, которые  его ограничивают".

   6. Отличительные особенности.

   В этой главе я попытаюсь раскрыть аспекты отличий норм права от норм морали. Как отмечает Новгородцев "…в последнее время все чаще высказывается утверждение, что  право есть минимум требований, предъявляемых  обществом к лицу". Более важные для внешнего порядка юридические  предписания охраняются более строгим  контролем общественной власти, но по своему содержанию они представляются более ограниченными, чем нормы  нравственные. Если прибавляют иногда к этому, что право есть минимум  нравственных предписаний, или, как  говорят иначе – этический  минимум, то в этом нельзя не видеть известного недоразумения. Несомненно, что в области права могут  относиться не только действия, безразличные с нравственной точки зрения, но даже и запрещаемые нравственностью. Право, никогда не может всецело  проникнуться началами справедливости и любви. Но если оно вступает в  известных случаях в противоречие с нравственными заветами, то его  нельзя называть нравственным, даже и  в минимальной степени. Это, конечно, не исключает того, что находится  под влиянием нравственности и отчасти  воплощает в себе ее требования.

   Не  будучи всецело нравственным, право  дает известный простор личным интересам  и стремлениям, даже в их эгоистическом  и своекорыстном проявлении. Напротив, нравственность представляет собой  более чистое воплощение альтруистических начал, и соответственно с этим ее требования имеют всеобъемлющий  и безусловный характер. Это проявляется  по преимуществу в двух направлениях.

   1. Право, по сравнению с нравственностью, отличается точностью и ограниченностью своих предписаний. Подобно нравственности, оно ограничивает произвол отдельных лиц, налагая на них известные обязательства во избежание общих споров и столкновений. Но в то время как право ограничивает свои требования строго обозначенными пределами, устанавливая в каждом случае совершенно ясные и определенные предписания, нравственность, как мы понимаем ее в настоящее время, не составит каких-либо границ для своих предписаний. Требуя от нас служения людям, исполнения закона любви, нравственность не определяет подробно ни формы, ни пределов этого служения, предоставляя нам самим найти в каждом отдельном случае соответствующий способ выполнения нравственных заветов. Для достижения нравственного совершенства нет, и не может быть, никаких заранее установленных рамок; это область постоянного стремления к добру, высшая цель которого переходит за пределы всяких личных соображений и расчетов, чтобы торжествовать победу над эгоизмом и подвигах самозабвения и самопожертвования. По глубокому замечанию Канта, "моральное состояние человека, в котором он всегда должен находиться, есть добродетель, т.е. моральное настроение в борьбе, а не святость, в виде мнимого обладания полной чистотой настроений воли". В отличие от этого право и для наиболее важных обязанностей, возлагаемых им на нас, - например, в области общественной, - всегда устанавливает сроки, размеры, формы. Вводя, таким образом, свои предписания в определенные границы. Эта ограниченность права, по сравнению с безграничностью морали, является первой чертой их различия, заставляющей характеризовать юридическую область как минимум общественных предписаний.

   2. Нравственность, не удовлетворяется,  подобно праву, требованием внешних  действий, но вменяет людям в  обязанность также и добрые  чувства, без которых исполнение  заветов лишается истинной цены. Для права безразлично, например, уплачивается ли долг по чувству  честности, или же из одной  боязни законного преследования;  но для нравственности это  не безразлично: она осуждает  те действия, которые имеют одну  видимость добрых, а на самом деле подсказываются своекорыстными побуждениями. Если право и принимает во внимание внутренние мотивы, то не при исполнении, а при нарушении закона, там, где требуется определить виновность лица, что, конечно, не может быть сделано без освещения субъективной стороны правонарушения.

   Развитие  жизни приводит к тому, что право  и нравственность обособляются друг от друга, не утрачивая своей связи, но приобретая более самостоятельное  значение.

   Новгородцев объясняет это тем, "...что в  самих требованиях общества по отношению  к исполнению своих предписаний  заключается известная двойственность, рано или поздно приводящая в раздвоении этих предписаний на две самостоятельные  области". Условия общественной жизни  требуют, чтобы известные предписания  исполнялись, во что бы то ни стало, все равно, соответствуют они  или нет желаниям и мнениям  отдельных лиц. Сожитие людей  в обществе было бы немыслимо, если бы такие деяния, как воровство  и убийство, ставились исключительно  в зависимость от добровольного  усмотрения отдельных лиц. Общество должно требовать обязательного  исполнения норм, запрещающих подобные деяния, одинаково от всех своих  членов, без различия их воззрений. С другой стороны, развитое нравственное сознание признает истинную цену лишь за таким исполнением моральных требований, которое сопровождается соответствующим внутренним настроением. "Одно внешнее исполнение без надлежащего нравственного чувства, с подобной точки зрения, не имеет никакого этического значения".

   Право очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным  по отношению к его внутренним мотивам. Иное дело мораль, она не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения  личности. В этом смысле мораль –  неформальный определитель свободы.

Информация о работе Взаимосвязь права и морали