Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа
Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский социальный психолог Б. Вул «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их.
«молчун» — держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом срывает зло на ком-то;
«тайный мститель» -человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;
«ложный альтруист» — якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.;
«хронический обвинитель» — всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, а, обвиняя, можно решить проблему.
Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними, в общем, одинаковы.
6. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта.
В психологии проведено много исследований по изучению возможностей индивидуальной и групповой психокоррекции конфликтного поведения:
1) социально-психологический тренинг;
2) аутогенная тренировка;
3) самоанализ конфликтного поведения;
4) индивидуально-психологическое консультирование;
5) посредническая деятельность психолога.
Вот некоторые из методов, приемов, благодаря которым можно снять напряжение, освободиться от раздражения и гнева.
Метод переключения на другой вид деятельности - связан с двигательной активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин.
Метод визуализации - мысленно выразите свои чувства и переживания или что-то сделайте человеку, который вызвал негативную реакцию. Он приемлем тогда, когда не можете излить свое раздражение, например, на руководителя или если предполагаете, что ваш гнев только ухудшит и без того напряженную ситуацию. В результате добьетесь освобождения от гнева, ничем при этом не рискуя.
Метод «уменьшения оппонента в росте» - представьте себе, что в ходе общения ваш оппонент настолько уменьшается в росте, что превращается в комок грязи, в которую можете наступить, а голос его при этом становится все слабее и слабее. В результате он покажется менее значительным и влиятельным.
Метод «внутренний луч» - можно использовать на начальной стадии раздражения, когда происходит нарушение самоконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение.
Заключение
Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который – один из самых главных врагов менеджера, т. к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум.
Поэтому одна из функций
менеджера, как человека, работающего
с людьми, – предотвращение возникновения,
сглаживание последствий
Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами. Управление конфликтом требует от руководителей высокой компетентности не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и организации рационального взаимодействия людей в условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность. Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.
Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. В завершение выше перечисленного можно добавить, что умелое поведение и, как следствие, разрешение конфликта может быть получено при учете менеджером личностных качеств каждого члена коллектива, его темперамента, характера, интересов. Но зато в конечном итоге можно иметь коллектив друзей, сплоченных общей идеей, где ссоры могут уже не нести значения и не затрагивать душевных качеств индивида.
Список литературы
Содержание
Введение
1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания………………………….2
1.1 Типология конфликта……………………………………………………2
1.1.1 Внутриличностный конфликт……………………………………..2
1.1.2 Межличностный конфликт………………………………………...4
1.1.3 Конфликт между личностью и группой…………………………..6
1.1.4 Межгрупповой конфликт.………………………………………….6
1.2 Стадии и структура конфликта………………………………………….7
2. Предпосылки возникновения
конфликта в процессе общения……
2.1 Несовпадение рассуждений.………………………………………….…
2.2 Особенности восприятия………………………………………………..
2.3 Субъективная предрасположенность к конфликтам……………….....15
3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации…………………………....17
3.1 Стиль конкуренции или соперничества.……………………………….17
3.2 Стиль сотрудничества…………………………………………
3.3 Стиль компромисса…………………………………………………
3.4 Стиль уклонения………………………………………………………
3.5 Стиль приспособления…………………………………………
4. Правила поведения
в условиях конфликта…………………………
5. Типы конфликтных
личностей……………………………………………...
6. Методы снятия
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ
Специальность: Социально-Культурный Сервис и Туризм
Курсовая работа
Выполнила: студентка
Курск 2011