Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:43, реферат
Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе.
Большое место в системе отношений человека к обществу занимают принципы, идеалы и нормы гражданственной ориентации: патриотизм (альтернативой ему может быть космополитизм), национальное самосознание (или его отсутствие), активная гражданская позиция (или политическое равнодушие). Однако наличие или отсутствие их у человека еще не является показателем уровня его нравственной культуры. Многое здесь зависит от содержания этих качеств.
Так, патриотизм, заключающийся в беззаветной любви и преданности своему отечеству, может проявляться как в безоговорочном принятии и оправдании любых действий и политики своего государства и его властей, так и в критичном отношении к негативным моментам, препятствующим развитию общества.
Космополитизм — осознание себя «гражданином мира», включенным в систему планетарных отношений, предполагает, как правило, равнодушие или даже нелюбовь к своему отечеству, однако он может сочетаться и с любовью к нему.
Чувство национального самосознания может быть продуктивным, нацеленным на процветание нации и ее культуры, а может быть деструктивным, несущим в себе элементы национализма или шовинизма, враждебности к другим народам. Отсутствие национального самосознания может свидетельствовать как о равнодушии к судьбе собственной нации, так и об уважении и терпимости к другим народам.
Активная
гражданская позиция
Моральное сознание — это субъективный способ бытия нравственных отношений. Бытие нравственных отношений «во мне» предполагает их отражение, осмысление, становится их основанием и обоснованием. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный.
Эмоциональный уровень морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на событие, отношение, явление. Он формируется стихийно, связан с психическими особенностями личности и ее подсознательными влечениями. Включает в себя:
Чувства — это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание. Способность испытывать их, руководствоваться ими является показателем уровня человеческого в человеке. Возникают чувства на основе непосредственных эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть — сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе иногда и безнравственными средствами. Страсть сама по себе нейтральна — ни хороша, ни плоха; ее нравственный статус зависит от целей, на которые она направлена.
Настроение — особое состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором протекает деятельность человека. В приподнятом, оптимистическом настроении человек доброжелателен, приветлив, проявляет повышенную работоспособность. В подавленном настроении может быть груб, раздражен и даже неработоспособен. Стихийность эмоционального уровня не исключает, а напротив, предполагает его обязательную регуляцию и саморегуляцию. Но осуществляться они могут лишь благодаря достаточно развитому рациональному уровню морального сознания.
Рациональный уровень — способность личности к логическому анализу и самоанализу — результат целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итог — моральная компетентность личности, включающая три компонента:
1.
Знание принципов, норм и
2.
Понимание сущности моральных
норм и принципов и
3.
Принятие нравственных норм и
принципов, согласие с ними, включение
их в собственную систему
Важнейшей проблемой морального сознания является соотношение рационального и эмоционального. Их единство обеспечивает внутреннюю целостность личности. К сожалению, в реальной жизни механизм взаимопроникновения эмоционального и рационального нередко дает сбой, и потому их гармония выступает скорее желательным и должным, в то время как реальным и «сущим» часто бывает противоречие между ними.
Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения, является итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. Если моральное сознание выступает субъективированной формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. И в этом смысле поведение человека — показатель его нравственной культуры.
Центральным моментом нравственного поведения является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Поступок должен рассматриваться в совокупности с предшествующей и последующей деятельностью морального сознания, в общем контексте моральных отношений обществе. Совокупность этих элементов и составляет содержание нравственного поступка.
Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок.
Рассмотрение структуры морали позволяет выявить механизм взаимодействия ее элементов.
Во-первых, моральные отношения, моральное сознание и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве. Только условно, при анализе структуры морали их можно рассматривать в отдельности; в реальной жизни они взаимопроникают и обусловливают друг друга.
Во-вторых, структура морали выявляет противоречия между отдельными элементами морали: сознанием, отношениями и поведением. Личность может скрывать свои подлинные чувства и взгляды или демонстрировать поведение, противоположное ожиданиям окружающими. Это может касаться и ее отношений к обществу, другим людям, самой себе.
В-третьих, противоречивость морали может проявляться внутри ее отдельных элементов:
-
в моральном сознании — между
его рациональной и
-
в моральном поведении — между
возможным, желаемым и должным,
-
в моральных отношениях —
Исследуя вопрос о функциях морали выделяют:
Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.
Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.
С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание выступает основой нравственного воспитания личности. Давая человеку адекватное знание — необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.
Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, невозможно без морали и вне морали.
Мораль
рассматривают и как особую
форму общественного сознания, и
как вид общественных
Мораль
нельзя сводить только к
Моральные
отношения возникают между
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
Совокупность
поступков человека, имеющих нравственное
значение, совершаемых им в относительно
продолжительный период в
Нравственная
деятельность характеризует
Мораль
и право – необходимые, взаимосвязанные
и взаимопроникающие системы регуляции
общественной жизни. Они возникают в силу
потребности обеспечить функционирование
общества путем согласования различных
интересов, подчинения людей определенным
правилам. Мораль и право выполняют единую
социальную функцию – регулирование поведения
людей в обществе. Они представляют сложные
системы, включающие общественное сознание
(моральное и правовое); общественные отношения
(нравственные и правовые); общественно
значимую деятельность; нормативные сферы
(нравственные и правовые нормы).