Сущность, структура и функции морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:43, реферат

Краткое описание

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе.

Файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 34.72 Кб (Скачать)

     Большое место в системе отношений  человека к обществу занимают принципы, идеалы и нормы гражданственной  ориентации: патриотизм (альтернативой ему может быть космополитизм), национальное самосознание (или его отсутствие), активная гражданская позиция (или политическое равнодушие). Однако наличие или отсутствие их у человека еще не является показателем уровня его нравственной культуры. Многое здесь зависит от содержания этих качеств.

     Так, патриотизм, заключающийся в беззаветной  любви и преданности своему отечеству, может проявляться как в безоговорочном принятии и оправдании любых действий и политики своего государства и его властей, так и в критичном отношении к негативным моментам, препятствующим развитию общества.

     Космополитизм — осознание себя «гражданином мира», включенным в систему планетарных  отношений, предполагает, как правило, равнодушие или даже нелюбовь к своему отечеству, однако он может сочетаться и с любовью к нему.

     Чувство национального самосознания может  быть продуктивным, нацеленным на процветание нации и ее культуры, а может быть деструктивным, несущим в себе элементы национализма или шовинизма, враждебности к другим народам. Отсутствие национального самосознания может свидетельствовать как о равнодушии к судьбе собственной нации, так и об уважении и терпимости к другим народам.

     Активная  гражданская позиция характеризуется  чувством сопричастности и ответственности  за судьбу человеческого сообщества и собственного отечества. Проявляться же она может как в серьезном, ответственном стремлении к участию в жизни общества, так и в безудержной фанатичной поддержке власти или, напротив, в столь же фанатичной оппозиции к ней. Важно не допускать здесь максимализма и подходить к собственному выбору ответственно.

     Моральное сознание — это субъективный способ бытия нравственных отношений. Бытие  нравственных отношений «во мне» предполагает их отражение, осмысление, становится их основанием и обоснованием. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный.

     Эмоциональный уровень морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на событие, отношение, явление. Он формируется стихийно, связан с психическими особенностями личности и ее подсознательными влечениями. Включает в себя:

     Чувства — это переживаемые человеком  радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание. Способность  испытывать их, руководствоваться ими является показателем уровня человеческого в человеке. Возникают чувства на основе непосредственных эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть — сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе иногда и безнравственными средствами. Страсть сама по себе нейтральна — ни хороша, ни плоха; ее нравственный статус зависит от целей, на которые она направлена.

     Настроение  — особое состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором протекает деятельность человека. В приподнятом, оптимистическом настроении человек доброжелателен, приветлив, проявляет повышенную работоспособность. В подавленном настроении может быть груб, раздражен и даже неработоспособен. Стихийность эмоционального уровня не исключает, а напротив, предполагает его обязательную регуляцию и саморегуляцию. Но осуществляться они могут лишь благодаря достаточно развитому рациональному уровню морального сознания.

     Рациональный  уровень — способность личности к логическому анализу и самоанализу — результат целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итог — моральная компетентность личности, включающая три компонента:

     1. Знание принципов, норм и категорий,  входящих в систему морали. Именно  на формирование этих знаний  направлено изучение этики. К сожалению, одни этические знания не обеспечивают моральности субъекта: можно прекрасно знать все требования морали и, однако, не соблюдать их.

     2. Понимание сущности моральных  норм и принципов и необходимости  их применения. Ведь в одни  и те же понятия мы иногда  вкладываем разный смысл.

     3. Принятие нравственных норм и  принципов, согласие с ними, включение  их в собственную систему взглядов  и убеждений, их использование  в качестве «руководства к  действию».

     Важнейшей проблемой морального сознания является соотношение рационального и  эмоционального. Их единство обеспечивает внутреннюю  целостность  личности.  К  сожалению, в реальной жизни механизм взаимопроникновения эмоционального и рационального нередко дает сбой, и потому их гармония выступает скорее желательным и должным, в то время как реальным и «сущим» часто бывает противоречие между ними.

     Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения, является итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. Если моральное сознание выступает субъективированной формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. И в этом смысле поведение человека — показатель его нравственной культуры.

     Центральным моментом нравственного поведения  является поступок, который характеризует  способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Поступок должен рассматриваться в совокупности с предшествующей и последующей деятельностью морального сознания, в общем контексте моральных отношений  обществе. Совокупность этих элементов и составляет содержание нравственного поступка.

     Поступку  предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок.

     Рассмотрение  структуры морали позволяет выявить  механизм взаимодействия ее элементов.

     Во-первых, моральные  отношения,  моральное  сознание и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве. Только условно, при анализе структуры морали их можно рассматривать в отдельности; в реальной жизни они взаимопроникают и обусловливают друг друга.

     Во-вторых, структура морали выявляет противоречия между отдельными элементами морали: сознанием, отношениями и поведением. Личность может скрывать свои подлинные чувства и взгляды или демонстрировать поведение, противоположное ожиданиям окружающими. Это может касаться и ее отношений к обществу, другим людям, самой себе.

     В-третьих, противоречивость морали может проявляться  внутри ее отдельных элементов:

     - в моральном сознании — между  его рациональной и эмоциональной  сторонами;

     - в моральном поведении — между  возможным, желаемым и должным,  проявляющееся в рассогласованности  таких мотивов поведения, как  «могу», «хочу» и «надо»;

     - в моральных отношениях — между  индивидуальным, групповым и общечеловеческим.

3 Функции  морали

     Исследуя  вопрос о функциях морали выделяют:

  • регулятивную;
  • воспитательную;
  • познавательную;
  • оценочно – императивную;
  • ориентирующую;
  • мотивационную;
  • коммуникативную;
  • прогностическую и некоторые другие ее функции.

     Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.     

 Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

     С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание выступает основой нравственного воспитания личности. Давая человеку адекватное знание — необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

     Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, невозможно без морали и вне морали.    

 Мораль  рассматривают и как особую  форму общественного сознания, и  как вид общественных отношений,  и как действующие в обществе  нормы поведения, регулирующие  деятельность человека – нравственную  деятельность.     

 Мораль  нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.     

 Моральные  отношения возникают между людьми  в процессе их деятельности, имеющей  нравственный характер. Они различаются  по содержанию, форме, способу  социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем  по отношению к кому, и какие  нравственные обязанности несет  человек (к обществу в целом;  к людям, объединенным одной  профессией; к коллективу; к членам  семьи и т. д.), но во всех  случаях человек, в конечном  счете, оказывается в системе  моральных отношений как к  обществу в целом, так и к  себе как его члену. В моральных  отношениях человек выступает  и как субъект, и как объект  моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.     

 Нравственная  деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.     

 Совокупность  поступков человека, имеющих нравственное  значение, совершаемых им в относительно  продолжительный период в постоянных  или изменяющихся условиях, принято  называть поведением. Поведение  человека – единственный объективный  показатель его моральных качеств,  нравственного облика.     

 Нравственная  деятельность характеризует только  действия, нравственно мотивированные  и целенаправленные. Решающим здесь  являются побуждения, которыми руководствуется  человек, их специфически нравственные  мотивы: желание совершить добро,  реализовать чувство долга, достичь  определенного идеала и т. д.      

 Мораль  и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам. Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).    
 
 

 

     Заключение

 

  1. Бербешина З.А. Этика и практика социального  работника/ Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009 .
  2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Наука. 2009.
  3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008.
  4. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. - Минск, 2008.
  5. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.
  6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.
  7. Ватин И.В., Верещагин В.Ю. и др. Основы философии в вопросах и ответах. 2002г.
  8. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание . 2000 г.

Информация о работе Сущность, структура и функции морали