Структура этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:27, реферат

Краткое описание

Сформировалась этика в лоне философии, поэтому она родственна со всеми основными ее разделами - онтологией (учением о бытии), гносеологией (теорией познания), аксиологии (учением о ценностях), праксеологии (учением о бытийную практику человека).
Выясняя смысл жизни, этика вынуждена выйти на основополагающие онтологические проблемы, в частности бытия человека как личности. Этику как науку нормативную, определяющий поведение индивида в конкретных случаях, интересует прежде потенциальное бытие, мир должного. Однако она обращает внимания и на реальные нравственные отношения людей, то есть на нравственность.

Файлы: 1 файл

5-6.docx

— 21.47 Кб (Скачать)

5 Структура  этики

В структуре этики  выделяют следующие блоки:

1.    История:

а) морали;

б) этических учений.

2.    Теория морали: структура и функции.

3.    Нормативная этика. Высшие моральные ценности.

4.    Прикладная этика.

История морали и этических учений описывает:

-       процесс развития этических учений;

-       генезис и эволюцию морали с древности до наших дней;

-       дескриптивную этику, которая описывает социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т.п.).

Теория морали

-       объясняет развитие и механизм действия морали;

-       представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика дает обоснование моральных принципов и норм помогает человеку стратегию и тактику добродетельной жизни.

Прикладная этика на основе нормативной этики выполняет практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их деятельности. В прикладную этику входят:

-       экологическая этика и биоэтика;

-       этика гражданственности;

-       этика межличностного общения;

-       ситуативная этика;

-       этика делового общения;

-       профессиональные этики;

-       этикет.

 

Взаимосвязи этики  с другими науками  
 
Сформировалась этика в лоне философии, поэтому она родственна со всеми основными ее разделами - онтологией (учением о бытии), гносеологией (теорией познания), аксиологии (учением о ценностях), праксеологии (учением о бытийную практику человека).  
 
Выясняя смысл жизни, этика вынуждена выйти на основополагающие онтологические проблемы, в частности бытия человека как личности. Этику как науку нормативную, определяющий поведение индивида в конкретных случаях, интересует прежде потенциальное бытие, мир должного. Однако она обращает внимания и на реальные нравственные отношения людей, то есть на нравственность.  
 
Родство этики с гносеологией обусловлена ??необходимостью осмысления природы, сущности, структуры и функций морали, подъема моральных представлений, которые в целом относятся к обыденного сознания, до уровня научных понятий.  
 
С аксиологией этику роднит анализ природы и сущности абсолютных, безусловных ценностей, к которым относится прежде добро.  
 
Решает этика и праксеологични проблемы, в частности создает образцовые и практичные модели человеческих отношений и средства их реализации, предлагает определенные рекомендации. Следовательно, она является практической философией, находится в органической связи с праксеологии, которая исследует активное, действенное, практическое отношение человека к миру, возможности, способы и пределы ее деятельности, В частности проблему свободы и необходимости и различные способы ее решения - фатализм (господство над человеком неотвратимых сил); волюнтаризм (провозглашение свободы как первоосновы и создателя действительности); концепции, в которых преодолеваются крайности фатализма и волюнтаризма.  
 
Как наука о должном этика находится во взаимосвязях с футурологией (лат. futurum - будущее и греч.

Logos - слово, учение) - наука о будущем человечества.  
 
Кроме того, она взаимодействует с эстетикой, психологией, педагогикой, историей, этнографией, культурологией, искусствоведением другими науками, которые исследуют бытие человека. Однако координировать исследования морали может только этика.

6 Понятие  нравственного воспитания

 

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка  навыков и привычек нравственного  поведения. [1] Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие  личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как  единый процесс воспитания:

 

нравственных  чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

нравственной  позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной  любви, готовности к преодолению  жизненных испытаний),

нравственного поведения (готовности служения людям  и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Нравственное  воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии  воспитателей на воспитанников и  в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании  своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. [2]

 

Нравственное  воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс  педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации  всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Специфической особенностью процесса нравственного  воспитания следует считать то, что  он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

 

Существенным  признаком процесса нравственного  воспитания является его концентрическое  построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного  уровня и заканчивается более  высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется  с учетом возрастных особенностей учащихся.

 

Если во все  времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта  проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие  многие социальные условия и биологические  факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку  определенного рода отношений.


Информация о работе Структура этики