Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:27, реферат
Сформировалась этика в лоне философии, поэтому она родственна со всеми основными ее разделами - онтологией (учением о бытии), гносеологией (теорией познания), аксиологии (учением о ценностях), праксеологии (учением о бытийную практику человека).
Выясняя смысл жизни, этика вынуждена выйти на основополагающие онтологические проблемы, в частности бытия человека как личности. Этику как науку нормативную, определяющий поведение индивида в конкретных случаях, интересует прежде потенциальное бытие, мир должного. Однако она обращает внимания и на реальные нравственные отношения людей, то есть на нравственность.
5 Структура этики
В структуре этики выделяют следующие блоки:
1. История:
а) морали;
б) этических учений.
2. Теория морали: структура и функции.
3. Нормативная этика. Высшие моральные ценности.
4. Прикладная этика.
История морали и этических учений описывает:
- процесс развития этических учений;
- генезис и эволюцию морали с древности до наших дней;
- дескриптивную этику, которая описывает социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т.п.).
Теория морали
- объясняет развитие и механизм действия морали;
- представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.
Нормативная этика дает обоснование моральных принципов и норм помогает человеку стратегию и тактику добродетельной жизни.
Прикладная этика на основе нормативной этики выполняет практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их деятельности. В прикладную этику входят:
- экологическая этика и биоэтика;
- этика гражданственности;
- этика межличностного общения;
- ситуативная этика;
- этика делового общения;
- профессиональные этики;
- этикет.
Взаимосвязи этики
с другими науками
Сформировалась этика
в лоне философии, поэтому она родственна
со всеми основными ее разделами - онтологией
(учением о бытии), гносеологией (теорией
познания), аксиологии (учением о ценностях),
праксеологии (учением о бытийную практику
человека).
Выясняя смысл жизни, этика
вынуждена выйти на основополагающие
онтологические проблемы, в частности
бытия человека как личности. Этику как
науку нормативную, определяющий поведение
индивида в конкретных случаях, интересует
прежде потенциальное бытие, мир должного.
Однако она обращает внимания и на реальные
нравственные отношения людей, то есть
на нравственность.
Родство этики с гносеологией
обусловлена ??необходимостью осмысления
природы, сущности, структуры и функций
морали, подъема моральных представлений,
которые в целом относятся к обыденного
сознания, до уровня научных понятий.
С аксиологией этику роднит
анализ природы и сущности абсолютных,
безусловных ценностей, к которым относится
прежде добро.
Решает этика и праксеологични
проблемы, в частности создает образцовые
и практичные модели человеческих отношений
и средства их реализации, предлагает
определенные рекомендации. Следовательно,
она является практической философией,
находится в органической связи с праксеологии,
которая исследует активное, действенное,
практическое отношение человека к миру,
возможности, способы и пределы ее деятельности,
В частности проблему свободы и необходимости
и различные способы ее решения - фатализм
(господство над человеком неотвратимых
сил); волюнтаризм (провозглашение свободы
как первоосновы и создателя действительности);
концепции, в которых преодолеваются крайности
фатализма и волюнтаризма.
Как наука о должном этика
находится во взаимосвязях с футурологией
(лат. futurum - будущее и греч.
Logos - слово, учение) - наука
о будущем человечества.
Кроме того, она взаимодействует
с эстетикой, психологией, педагогикой,
историей, этнографией, культурологией,
искусствоведением другими науками, которые
исследуют бытие человека. Однако координировать
исследования морали может только этика.
6 Понятие нравственного воспитания
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. [1] Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. [2]
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.