Русский язык и культура речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Функционирование языка в социуме характеризует его с разных сторон.
С одной стороны, в мире существует множество разных языков, обслуживающих
этнические сообщества. Эти языки классифицируются лингвистами с точки зрения
сходства/различия их лексических систем, происхождения, родства и т.д. Например,
русский язык входит в индоевропейскую семью языков, к которой, судя по названию,
относятся многие европейские языки, но и не только, в эту семью входит
древнеиндийский язык санскри

Оглавление

Вариативность и развитие языковой нормы (теоретический
вопрос)._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3 стр.
2. Расставить ударения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 стр.
3. Найти значения слов и составить с ними предложения _ 5 стр.
4. Расставить пропущенные знаки препинания, вставить
пропущенные буквы и раскрыть скобки _ _ _ _ _ _ _ _ _5 стр.
5. Найти в конструкциях ошибки. Предложения исправить._ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5 стр.
6. Просклонять словосочетания._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6 стр.
7. Составить словосочетания (прил. + сущ.) с указанными
словами. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _6 стр.
8. Вычеркнуть лишние слова, оставив только синонимы
фразеологизмов. _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6 стр.
Список литературы. _ _ _

Файлы: 1 файл

Контрольная по рус.языку.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание:

 

 

  1. Вариативность и развитие языковой нормы (теоретический вопрос)._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _3 стр.

 

  1. Расставить ударения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ 4 стр.

 

  1. Найти  значения слов и составить с ними предложения _ 5 стр.

 

  1. Расставить пропущенные знаки препинания, вставить пропущенные буквы  и  раскрыть  скобки _ _ _ _ _ _ _ _ _5 стр.

 

  1. Найти в конструкциях ошибки. Предложения исправить._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5 стр.

 

  1. Просклонять словосочетания._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6 стр.

 

  1. Составить словосочетания (прил. + сущ.) с указанными словами. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _6 стр.

 

  1. Вычеркнуть лишние слова, оставив только синонимы фразеологизмов. _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6 стр.

 

Список литературы. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант №  10.

 

  1. Вариативность и развитие языковой нормы (теоретический вопрос).

 

Функционирование языка в социуме характеризует его с разных сторон.  
С одной стороны, в мире существует множество разных языков, обслуживающих этнические сообщества. Эти языки классифицируются лингвистами с точки зрения сходства/различия их лексических систем, происхождения, родства и т.д. Например, русский язык входит в индоевропейскую семью языков, к которой, судя по названию, относятся многие европейские языки, но и не только, в эту семью входит древнеиндийский язык санскрит.  
 
Помимо естественных словесных языков, существуют и другие языки, например искусственные словесные, типа эсперанто, языки машинные, языки условные ‒ азбука Морзе и т.д. Язык как систему в социолингвистике принято называть, как вы уже знаете, кодом. 
 
Однако даже когда речь идет об одном этническом языке – русском, английском или китайском – люди в разных ситуация общения выбирают разные варианты одного языка, то есть используют те словесные средства, которые считаются ими наиболее приемлемыми на службе или в магазине, в разговоре с друзьями или с незнакомыми людьми, с младшими или старшими по возрасту и т.д. Иначе говоря, один и тот же контингент говорящих, которые составляют данное языковое сообщество, владея общим набором коммуникативных средств, используют их в зависимости от условий общения. Например, грамотные, образованные люди, носители литературного языка, в научной деятельности используют средства научного стиля речи, а в делопроизводстве, юриспруденции, административной переписке они же прибегают к средствам официально-делового стиля. Вместе с тем те же самые люди, находясь в кругу друзей, на отдыхе, используют разговорный язык, отличающийся непринужденностью и менее строгим соблюдением языковых норм.  
 
В любом коллективе, даже небольшом, функционируют разные языковые варианты. В некоторых коллективах встречается двуязычие: два разных языка, между которыми говорящие выбирают в зависимости от ситуации. Это явление называется диглоссией и его можно наблюдать достаточно часто даже в так называемом одноязычном социуме. Например, покупая фрукты на рынке, мы слышим, как переговариваются между собой торговцы-южане, однако, обращаясь к покупателю, они переходят на русский язык, потому что этого требует речевая ситуация.  
 
Вариативность проявляется на всех уровнях речевой коммуникации – от владения средствами разных языков (и, следовательно, варьирования, попеременного использования единиц каждого из языков в зависимости от условий общения) до осознания говорящим допустимости разных фонетических или акцентных вариантов, принадлежащих одному языку (в современном русском литературном языке это варианты типа договóр / дóговор, праче[шн]ая / праче[чн]ая и т.п.). 
 
Если мы можем в процессе общения переключаться с одних языковых средств на другие, например, при смене адресата, продолжая при этом обсуждать ту же тему, то это означает, что в нашем распоряжении имеется набор средств, позволяющий об одном и том же говорить по-разному, ‒ языковых вариантов. Это чрезвычайно важное свойство языка, обеспечивающее говорящему возможность не только свободно выражать свои чувства, но и делать это разными способами.  
 
Вариант языка, субкод (иногда употребляют термин форма существования языка) ‒ это подсистема общего кода, коммуникативное средство меньшего обьема, меньшего количества функций, нежели язык (код). 
 
Языковые варианты различаются между собой составом языковых средств, социальным статусом (кругом функций, сферами употребления), степенью и характером нормирования. 
 
Использование допускаемых нормой вариантов может зависеть от условий речи: от стиля, жанра, степени внимания говорящего к собственной речи, официальности /неофициальности обстановки и т.п. Одни и те же носители языка могут выбирать разные варианты в зависимости от указанных условий. Так, в официальной обстановке, когда говорящий старается контролировать свое произношение, он выбирает более отчетливые произносительные формы, например, [тóл'ка], [ч'илавéк], [бу͍´д'ьт] (только, человек, будет), а в непринужденной обстановке скорее всего предпочтет варианты редуцированные: [тóкъ], [ч'илаэ´к] или [ч'эк], [буит] и пр. Это стилистическое варьирование.  
 
Общаясь в перерыве между занятиями, мы используем разговорно-обиходную речь, или разговорно-обиходный функциональный стиль, характеризующийся достаточно свободным выбором слов, неполнотой синтаксических конструкций, редуцированным произношением и т.д. Выступая на практических занятиях, мы выбираем иной языковой вариант – устное выступление (подготовленную литературную речь) в научном стиле. При этом мы используем регламентированные словесные средства книжной разновидности литературного языка: используем научную лексику и терминологию, повторяем заготовленные заранее фразы, стараясь, чтобы речь звучала четко и ясно. В этом случае можно говорить о выборе разных функциональных вариантов. 
 
Итак, вариативность языковых знаков зависит от параметров двоякого рода – от социальных характеристик носителей языка и от ситуации речевого общения (и тогда говорят о функциональной его дифференциации).  
 
Таким образом, носители языка, используя один этнический язык в многообразных языковых (речевых) ситуациях, реализуют свою языковую компетенцию в разных языковых вариантах (подсистемах, субкодах) разного уровня этнического языка, какими являются литературный язык, социальные и территориальные диалекты, жаргоны, функциональные стили и т.д.

 

 

      2. В данных словах расставьте ударение, используя орфоэпические словари или      словари ударений:  

 

Алкоголь; апартаменты (апартаменты, апартаменты); бензопровод; верование; втридорога; добыча; завидно; избаловать; импорт; искра; каталог; кладбище; коклюш; корысть; принята; договор (договор, договор); газопровод; забронировать (закрепить); одновременный (одновременный, одновременный); обеспечение; принудить; глубокоуважаемый; ходатайствовать; каталог; некролог; рассредоточение; экспертный; щавель; арахис; украинец.

 

 

       3.Используя толковые словари и словари иностранных слов, найдите значения данных слов и составьте с ними предложения:

 

У пальмы стоял абориген (коренной житель страны).

Сила и состав авангарда (часть сухопутных войск или флота, находящаяся впереди главных сил и защищающая их от нападения противника) должны соответствовать численности и составу наступающих войск.

Корабль, груженный лесом, зашел в акваторию (участок водной поверхности).

В театре полный аншлаг (объявление, оповещающее о том, что все билеты на данный концерт или спектакль полностью распроданы).

Этот вернисаж (торжественное открытие, первый день художественной выставки) так прекрасен!

Свое поздравительное письмо вы можете вручить любому ветерану (старый, испытанный, опытный).

Венгерская делегация (группа выбранных или назначенных лиц, представляющих коллектив, организацию или государство) нанесла ответный визит.

Дипломант (звание, установленное для участников конкурса, награжденных почетными дипломами) всероссийского конкурса.

Мужчину поместили в специализированный диспансер (специальное лечебно-профилактическое медицинское учреждение).

Эти доминанты (доминирующая идея) являются как бы той призмой, через которую люди разных социумов смотрят на мир.

Пушкин вызвал Донтеса на дуэль (поединок с применением оружия).

В житнице (место для складирования) было много зерна и муки.

Инициалы – это первые буквы имени, отчества и фамилии.

Вчера произошел очень неприятный инцидент (случай, происшествие (обычно неприятное); столкновение, недоразумение).

Эта кавалькада (группа всадников, едущих вместе) пронеслась мимо нашего села.  Ливень (сильный, проливной дождь) хлынул неожиданно и тогда гроза перешла в ураган.  Монумент – это произведение искусства, созданное для увековечивания памяти. Ты просто невежда (это человек неведающий, т.е. необразованный, незнающий.) в этом вопросе.

Ностальгия (тоска, связанная с воспоминаниями о прошлом) окликает тебя из прошлого. Я – патриот (тот, кто любит свое отечество, предан своему народу) своей родины.

Он делает свое дело, как настоящий энтузиаст (человек, который предан делу, идее). Плеяда (группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления) выдающихся писателей.

Сегодня премьера (первое представление спектакля, цирковой программы, фильма) нового спектакля в театре.

Тарифы (система ставок обложения) в нашем регионе самые большие. Он мне не подходит по социальному статусу (правовое положение, состояние).

Девочка сделала сувенир (подарок на память) на новый год своими руками.

Хронометраж (точное измерение продолжительности каких-н. процессов) нужен руководителю, чтобы узнать, сколько времени сотрудник тратит на реальную работу. США могут прекратить экспорт (вывоз товаров, капиталов, технологии за границу) свинины и говядины в Россию.

По данным синоптиков эпицентр (место, где что-н. проявляется с наибольшей силой) землетрясения залегал на глубине 10 километров.

Юбилей – важное событие в жизни каждого человека.

 

 

      4. Расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы  и  раскройте скобки:

          Скворец, высунувшись из своего домика, прикреплённого к вершине сохранённого для такой цели молодого дубка, послушал, послушал, выскочил на ветку, взмахнул крыльями и начал дерзко и очень похоже передразнивать соловья. Однако голос молодого пересмешника был слаб, сух - ему не хватало сочности и всех тех неуловимых оттенков, которыми природа одаряет лишь своих избранников. Должно быть, скворец и сам скоро сообразил, что состязаться с соловьём, по крайней мере, неразумно, и сразу же переключился на другие лады: очень искусно проквакал лягушкой, ловко воспроизвёл голубиную воркотню, протараторил по-сорочьи, а в заключение концерта уронил тихую, сиротскую, непреходящую скорбь горлинки.

   

   5. Найдите в данных конструкциях ошибки. Предложения исправьте.

1) Вовка гладил по шерсти Шарика, который вилял хвостом.

2) Плющ, который вьется по стене, украшает комнату

3) 1 сентября 1939 года началась самая  ожесточенная война двадцатого  столетия.

4) Большую роль в процессе  образования масс народа, играют лектории общества «Знание».

5) Вовремя приехать не успела  по причине того, что трое суток  просидела на Курском вокзале  в качестве транзитного пассажира.

6) Каждый пассажир знает, что  необходимо оплатить проезд на  железной дороге, иначе МПС понесет многомилионные убытки.

 

   6. Просклоняйте словосочетание: 64 знака, 213 тысяч, 537 конфет, 1962 компьютера.

И – шестьдесят четыре знака,

Р – шестидесяти четырех знаков,

Д – шестидесяти четырем знакам,

В – шестьдесят четыре знака,

Т – шестьюдесятью четырьмя знаками,

П – шестидесяти четырех знаках.

 

И – двести тринадцать тысяч,

Р – двухсот тринадцати тысяч,

Д – двумстам тринадцати тысячам,

В – двести тринадцать тысяч,

Т – двумястами тринадцатью тысячами,

П – двухстах тринадцати тысячах.

 

И – пятьсот тридцать семь конфет,

Р – пятисот тридцати семи конфет,

Д – пятистам тридцати семи конфетам,

В – пятьсот тридцать семь конфет,

Т – пятьюстами тридцатью семью конфетами,

П – пятистах тридцати семи конфетах.

 

И – одна тысяча девятьсот шестьдесят два компьютера,

Р – одной тысячи девятисот шестидесяти двух компьютеров,

Д – одной тысяче девятистам шестидесяти двум компьютерам,

В – одну тысячу девятьсот шестьдесят два компьютера,

Т – одной тысячью девятьюстами шестьюдесятью двумя компьютерами,

П – одной тысяче девятистах шестидесяти двух компьютерах.

      7. Составьте словосочетания (прил. + сущ.) с указанными словами:

 алоэ, сулугуни, авеню, экю, хинди, цеце, кули, кюре, фрекен, шимпанзе.

 

Лечебный алоэ;

Рассольный сулугуни;

Широкая авеню;

Целый экю;

Непонятный хинди;

Кровососущая цеце;

Низкооплачиваемый кули;

Приходский кюре;

Незамужняя фрекен;

Неугомонный шимпанзе.

 

 

      8.Вычеркните лишние слова, оставив только синонимы фразеологизмов:

 

засучить рукава – усердно;

заткнуть за пояс - превзойти;

задрать нос – зазнаваться;

иметь зуб – ненавидеть.        

 

 

      Список литературы:

       Москвин В.П. Правильность современной русской речи. Норма и   варианты: Теоретический курс для филологов. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

      Словарь иностранных слов. Издательство «Русский язык». Под редакцией Е.Н. Захаренко, Т.А. Пичугиной. 1978.

       Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И.Молоткова. (1-е изд. 1967).

      Д.Э. Розентал Справочник. Издательство: Айрис Пресс.ISBN: 5-8112-1233-X. 2005. 368 стр.

 


 



Информация о работе Русский язык и культура речи