Профессиональная этика как прикладная отрасль философской науки этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Профессиональная этика как прикладная отрасль философской науки этики

§ 1.1. Понятие профессиональной этики. ……………………………5

§ 1.2. Предмет и структура профессиональной этики……………...8

Глава 2. Особенности профессии юриста и ее нравственное значение…10

Глава 3. Теоретическая и практическая этика в рамках развития философского знания……………………………………………………...................15

Заключение……………………………………………………………………...17

Список литературы………………………………………………………….....18

Файлы: 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

 

 Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают  коренные права и интересы  граждан. Поэтому она должна  соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

 

 Подробное и последовательное  регулирование законом всей служебной  деятельности судьи, следователя  и прокурора является особенностью  этой профессии, накладывающей  глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

 

 Реализуя правовое и нравственное  требование справедливости, юрист  опирается на закон. Подчеркивая неразрывное единство справедливости и законности, М. С. Строгович писал, что всякое решение, принимаемое органами государства, "должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной".

 

 В этой формуле правильно  определено соотношение правового  и нравственного в деятельности  любого юриста. Всякое решение,  всякое действие следователя,  прокурора, судьи, если оно  соответствует закону, его правильно  понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.

 

 Таким образом, профессиональная  этика юриста формируется на  основе взаимосвязи и взаимообусловленности  правовых и нравственных принципов,  норм, правового и нравственного сознания.

 

 Независимость и подчинение  только закону образуют важнейший  принцип деятельности органов  юстиции, оказывающий существенное  влияние и на ее нравственное  содержание.

 

 В соответствии с Конституцией  Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

 

 Независимость и подчинение  только закону предполагает строжайшее  их соблюдение судьями, прокурорами,  следователями. Здесь к юристам  всегда предъявлялись повышенные  требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

 

 Прогрессивный лицейский учитель  Пушкина юрист А. П. Куницын в речи к лицеистам призывал "превыше всего чтить законы и соблюдать их". Готовясь "быть хранителями законов, научитесь прежде всего сами почитать оные: ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа". (Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1982. С. 9.)

 

 Из принципа независимости  и подчинения только закону  вытекают важные требования нравственного  характера. Судья, прокурор, следователь  не вправе уступать местным  влияниям, руководствоваться не  требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т. д. отдельных лиц или учреждений, какими бы высокими правами те не обладали. Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

 

 Судья, прокурор, следователь  несут личную ответственность  за законность или незаконность  своих действий и решений, их  справедливость или несправедливость, пользу или вред, причиняемый  ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

 

 Особенностью профессиональной  деятельности юриста является  гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

 

 Открытое разбирательство уголовных  дел во всех судах — правило,  а закрытое — редкое исключение. Приговоры же во всех случаях  провозглашаются публично. Судьи выполняют свои обязанности по осуществлению правосудия в открытых судебных заседаниях, публично, в присутствии граждан. Соблюдение ими нравственных норм или же отступления от них, справедливость или несправедливость принимаемых решений контролируются общественным мнением.

 

 В гласном, открытом судебном  процессе по уголовному делу  прокурор поддерживает государственное  обвинение перед судом. Он действует  в этих случаях в присутствии  публики, дающей нравственные  оценки его позиции и поведению.  Следователь ведет расследование в условиях неразглашения данных следствия. Но все, что собрано им по уголовному делу, становится затем достоянием гласного суда. Подсудимый, его защитник, потерпевший, свидетели, другие лица, вызванные в суд, нередко сообщают о том, как проводилось предварительное следствие, о том, насколько строго соблюдал следователь правовые и нравственные нормы.

 

 Деятельность юриста осуществляется  в сфере социальных и межличностных  конфликтов. Например, при производстве  по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда — правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д.

 

 Люди, которым доверено в  соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.

 

Глава 3. Теоретическая и практическая этика в рамках развития философского знания

 

 Классическая философская литература  свидетельствует о большом жанровом  разнообразии философских произведений, как и о многообразии литературных вкусов и предпочтений их авторов — от строгих теоретических трактатов (Аристотель, Кант, Витгенштейн) до художественных эссе (Монтень, Паскаль, Ницше) и даже пьес и романов (Ибсен, Достоевский, Сартр). Но это многообразие касается формы, а не содержания философских систем и учений. По содержанию же уже с древнейших времен философы выстраивали определенную структуру, последовательность в выдвижении и исследовании мировоззренческих идей. Так, стоики и Эпикур (IV—Ш вв. до н.э.) вычленяли три части философского знания: физику, логику и этику. Этика рассматривалась как высшая, завершающая часть философского мудрствования, ибо она, опираясь на знание природы и законы мышления, учила человека мудро жить, а это и есть высшая цель философии.

 

 Наследуя идеи античности, философы  Нового времени стали различать  философию теоретическую (учение  о законах бытия и познания) и практическую (этика, политическое  и правовое учения). Теоретическая  философия составляет фундамент  философского знания, получающего свое завершение в сфере «практики», или высших регулятивов личной и общественной жизни человека. Структура философии предполагает не только обоснование количества философских дисциплин, но и их последовательность, соподчиненность. Свои варианты всеохватывающих философских систем предложили великие немецкие философы — Кант и Гегель. Система «критической философии» Канта очерчена его тремя главными произведениями (тремя «Критиками»): «Критикой чистого разума», «Критикой практического ого разума» и «Критикой способности суждения». Каждая из них посвящена исследованию одной из трех способностей человеческого духа: гносеология — способности познания; этика - способности желания; чувства прекрасного и возвышенного — способности к чувству эстетического удовольствия. Переставить, поменять местами эти три части философского знания так же нельзя, как нельзя поменять этажи здания.

Заключение

 

 Таким образом, общим в  этических правилах представителей  всех юридических профессий будут  принципы справедливости, независимости, беспристрастия, добросовестности, честности, порядочности, гуманности и т.д. Также можно сделать вывод о том, как важно исполнение и соблюдение норм профессиональной этики в области юриспруденции, ведь именно юрист может решать судьбу того или иного человека.

 

 В настоящее  время возрастает значение профессиональной  этики в регулировании различных  видов трудовой деятельности. Это  связано со стремлением постоянно  совершенствовать профессиональные  нормы применительно к изменяющимся  общественным отношениям.

 

 Профессиональная  этика общества не может представлять  абсолютную истину в поведении  людей. Каждое поколение должно  решать их вновь и вновь  самостоятельно. Но новые разработки  должны опираться на моральный  запас, созданный предшествующими  поколениями.

 

 Сегодня,  когда имеет место опережающее  развитие технических аспектов  и отставание культурного, очень  важно понять, что для стабилизации  общества необходимы этические  знания.

 

Список  литературы

 

 

 Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Е.А. Красникова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.

 

 Кобликов  А.С. Юридическая этика: Учебник  для вузов. М., 1999.

 

 Порубов  Н.И., Порубов А.Н. Юридическая  этика: Учебное пособие. Минск, 2003.

 

 Росенко.  М.Н. Основы этических знаний: Учебное пособие / Под ред. СПб., 2002.

 

 Росенко  М.Н., Профессиональная этика. Учебное  пособие для высших учебных  заведений. Отв.ред. - Санкт-Петербург:  ООО ИД « Петрополис», 2006.

 

 Титаренко.  А.И. Этика: Учебное пособие  для вузов / Под общ. ред. М., 2004.


Информация о работе Профессиональная этика как прикладная отрасль философской науки этики