Проблемы прекрасного в истории эстетической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:39, реферат

Краткое описание

Заключил из слов Дионисия, что в понятие прекрасного или красоты входят ясность или должная пропорция. Бог именуется прекрасным, как причина мировой гармонии и ясности. Вот почему красота тела заключается в том, что у человека все части тела хорошо спропорционированы, вместе с тем имеют ясность должный цвет. И духовная красота заключается в том, что поведение человека или его действие хорошо соразмерено с духовной ясностью разума.

Оглавление

1.Понятие прекрасного по Фоме Аквинскому
2.Философия Гераклита Эфесского
3.Учение Демокрита
4.Эстетическая теория Сократа
5.Проблемы эстетики в работах Платона
6.Теория эстетического воспитания Аристотеля
7.Учение Альбрехта Дюрера
8. Философия Псевдо-Дионисия
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЮЛЯ-ОП-122.ЭТИКА.docx

— 30.76 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки, молодежи и спорта  Украины

Одесский национальный политехнический университет

Институт  бизнеса, экономики и информационных технологий

                                        Кафедра философии и гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 Реферат    

 на тему:

«Проблемы прекрасного в истории эстетической мысли»

                                                                                                

   

 

                                                                                                 

 

 

                                                                                                    Выполнила:

                                                                                                      ст. гр.ОП-122

                                                                                                     Торган Ю.Б

                                                                                                   Проверил:

                                                                                                      ЛевченкоВ.Л

 

                                                 Одеса-2012

Содержание

1.Понятие прекрасного по Фоме Аквинскому

2.Философия Гераклита Эфесского

3.Учение Демокрита

4.Эстетическая теория Сократа

5.Проблемы эстетики в работах Платона

6.Теория эстетического воспитания Аристотеля

7.Учение Альбрехта Дюрера

8. Философия Псевдо-Дионисия

 Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Фома Аквинский

Заключил из слов Дионисия, что в понятие прекрасного  или красоты входят ясность или  должная пропорция. Бог именуется  прекрасным, как причина мировой гармонии и ясности. Вот почему красота тела заключается в том, что у человека все части тела хорошо спропорционированы, вместе с тем имеют ясность должный цвет. И духовная красота заключается в том, что поведение человека или его действие хорошо соразмерено с духовной ясностью разума.

2.Философия Гераклита Эфесского.

Диалектические догадки о эстетических понятиях получили развитие у Гераклита Эфесского (около 530-470 гг. до н.э.),продолжая материалистические учения милетских философов. Исходя из этих общих методологических принципов в анализе эстетических категорий, Гераклит так же, как пифагорейцы, считает, что прекрасное имеет объективную основу, однако эту основу он видит не в числовых отношениях, как таковых, а в качествах материальных вещей, представляющих собой модификации огня. Красота, в понимании Гераклита, относительное свойство. В великолепных афоризмах  Гераклита впервые выдвигается положение об относительности прекрасного и о зависимости красоты от родового содержания данного предмета, явления «Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей». Относительно прекрасное определяется принадлежностью к различным родам. Гераклит также говорил об относительности прекрасного. Однако у него она определялась принадлежностью к разным родам.

Гармония, являющаяся основой  красоты, согласно Гераклиту, имеет  универсальный характер: мы ее видим  в основе космоса, она составляет основу человеческих связей, она же присутствует в произведениях искусства. В одном из сохранившихся фрагментов Гераклита говорится: «Скрытая гармония лучше явной». Смысл такого высказывания нужно понимать так, что эстетическое значение гармонии тем сильнее, тем глубже лежат те противоположности, которые ее составляют.

Возражая Пифагору, Гераклит утверждает, что красота не сводима к неизменным законам числовых соотношений, а есть качество предметного мира.

3.Учение Демокрита.

Из общей теории атомизма видно, что центральное эстетическое понятие - прекрасное - истолковывается  Демокритом материалистически. Сущность прекрасного, по его мнению, заключается в симметрии, мере, гармонии частей, в определенных количественных отношениях. В этом пункте Демокрит следует гераклитовской традиции.

4.Эстетическая теория Сократа.

Целесообразность и функциональная оправданность предметов является важнейшей предпосылкой красоты. То, что красиво, должно соответствовать своему назначению. И золотой щит, который не защищает, т.е. не соответствует своему назначению, не может быть назван прекрасным.

Относительность прекрасного  у Сократа является следствием соотношения  предмета с целями человеческой деятельности. В такой трактовке налицо тенденция  к релятивизму и субъективизму.

Большая заслуга Сократа  как эстетика состоит в том, что  он подчеркнул органическую связь этического и эстетического, нравственного  и прекрасного. Идеалом для него является прекрасный духом и телом  человек. Это как раз то, что греки называли «калокагатией».

5.Проблемы эстетики в работах Платона.

Философ, у которого мы впервые  находим ясное понимание значения сущности и проблем прекрасного был Платон. Опираясь на проведенный Сократом анализ общих понятий (истины, красоты, справедливости, мужества и др.), Платон связывает понятие прекрасного не с мерой вещей, а с миром сверхчувственных  эйдосов и идей.

Центральным вопросом эстетики Платона является проблема сущности прекрасного. Ставя вопрос:«Что является прекрасным само по себе?», Платон ищет то общее и специфическое, что делает прекрасным многие предметы и явления. Ни лира, ни девушка, прекрасные сами по себе, не могут быть прекрасными вообще, девушка кажется некрасивой, если ее сравнить с богиней. Не является общим основанием и золото-«есть многое, что несомненно прекрасно, хотя оно и не золотое».

Трудность поисков Платона  обьясняется тем, что Платон ищет всеобщее в отдельном, идеальное - в реальном. В печальном финале диалога «Гиппий Большой» - «Прекрасное - трудно»- Платон демонстрирует сложность определения этой категории. Однако гениальная догадка об эстетическом как единстве реального и идеального была сделана Платоном.

В беседе Сократа и Гиппия ставится вопрос, что такое прекрасное. Гиппий говорит, что к прекрасному относится и прекрасная девушка, и прекрасная кобылица, и прекрасная лира, а также и прекрасный горшок. Остроумно ставя вопросы, Сократ заводит Гиппия в тупик: последнему приходится согласиться с тем, что одно и то же оказывается и прекрасным, и безобразным. Сократ вынуждает Гиппия признать, что прекрасное не содержится в драгоценном материале (золотая ложка не прекрасней деревянной, ибо они одинаково целесообразны), прекрасное не проистекает из удовольствий, получаемых «через зрение и слух», прекрасное не есть «полезное», «пригодное» и т. д. Смысл этого диалога заключается в том, что прекрасное не стоит искать в чувственных качествах единичных предметов, в их отношении к человеческой деятельности. Из диалога также явствует, что Платон стремится найти то, «что есть прекрасное для всех и всегда». Иными словами, философ ищет абсолютно прекрасное, возвращаясь, таким образом, к досократовским эстетическим концепциям. Согласно Платону, лишь идея, приобщаемая к конкретным вещам, украшает их, делает их прекрасными.

Подлинно прекрасное, по Платону, существует не в чувственном мире, а в мире идей. В реальной действительности, доступной чувственному восприятию, царит многообразие, здесь все изменяется и движется, нет ничего прочного и истинного. Лишь возвысившийся до созерцания мира идей, говорит Платон, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе.

Поскольку красота носит  сверхчувственный характер, то она  постигается, по Платону, не чувствами, а разумом. Способом постижения прекрасного, следовательно, является не художественное творчество и не восприятие художественных созданий, а отвлеченное умозрение, некое состояние интеллектуального  экстаза.

В мистически-идеалистическом  плане Платон толкует и творческий процесс. Он резко противопоставляет  художественное вдохновение познавательному  акту. Вдохновение художника иррационально, противоразумно.

6. Теория эстетического воспитания Аристотеля.

 Центральной проблемой   у Аристотеля является проблема  прекрасного. Прекрасное - это обьективные качества вещей. В «Метафизике»,главными формами прекрасного называются порядок в пространстве ,соразмерность и определенность.

Основными видами прекрасного, по Аристотелю являются: «слаженность, соразмерность и определенность, математика больше всего и выявляет именно их». Более высоким выражением прекрасного являются живые существа, и в особенности человек. Последний гармоничным и пропорциональным сложением своих частей выступает как воплощение прекрасного и вместе с тем как главный предмет искусства.

К числу признаков прекрасного Аристотель относит также ограниченность величины. «Прекрасное, - говорит он, - и животное и всякая вещь, - состоящее из известных частей, должно не только иметь последние в порядке, но и обладать не какою попало величиной: красота заключается в величине и порядке, вследствие чего ни чрезмерно малое существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное в почти незаметное время, сливается, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершается не сразу, но единство и целостность его теряются для обозревающих, например, если бы животное имело десять тысяч стадий длины» . Указанный признак прекрасного согласуется с греческим мировоззрением, согласно которому космос представляет собою нечто ограниченное и замкнутое. Из сказанного выше следует, что для Аристотеля прекрасное есть нечто объективное и абсолютное. Здесь он как бы продолжает развивать точку зрения пифагорейцев и Платона. Но, по существу, концепция Аристотеля резко отличается от концепции и пифагорейцев, и Платона. Аристотель стоит гораздо ближе к Геракмету и Демокриту, ибо для него прекрасное находится не в идеях и абстрактных количественных отношениях, а в реальных предметах, в их существенных связях и свойствах.

Концепция прекрасного Аристотеля имеет еще одну важную особенность. Речь идет о выяснении специфики  прекрасного. До него красота и благо отождествлялись. Аристотель отказывается от этого. «...Благое и прекрасное, - говорит он, - не одно и тоже (первое всегда в деянии, прекрасное же - и в неподвижном)». Приведенное высказывание имеет полемический характер: оно направлено против тех, кто отрицает красоту математических объектов. Но в данном случае нам важно отметить не эту сторону, а тенденцию философа к выяснению особенностей эстетического принципа. В связи с положением, что красота выражается не только в действии, но и присутствует в вещах неподвижных, Аристотель рассматривает проявление прекрасного как в предмет так, находящихся в покое, так и движущихся.

7.Альбрехт Дюрер

Альбрехт не знал точно, что такое прекрасное, но стремился  определить, что же это такое. Говорил, что люди должны стремиться создавать  то, что на протяжении человеческой истории большинством считалось  прекрасным. Считал, что для изучения прекрасных вещей полезен хороший  совет.

Думал, что существует много разновидностей прекрасного. Что наибольшего доверия заслуживает  тот, кто может показать их в своем произведении. Т.к прекрасно произведение, в котором нет недостатков.

Размышлял, что  нельзя срисовать прекрасную фигуру c одного человека, т.к. нет на земле человека, который не мог бы быть еще прекраснее. Нет также человека, который мог бы показать или сказать, какой должна быть прекраснейшая человеческая фигура. Считал, что никто кроме Бога не должен судить о прекрасном. Говорил, что в некоторых вещах нам кажется прекрасным то, что в другой не было бы красивым. Нелегко установить, какая из двух различных прекрасных вещей более прекрасна.

Также размышлял  над записями Плиния о его рассказах  о древней скульптуре и живописи .  Говорил, что подобно тому, как в древности приписывали красивейшую человеческую фигуру своему идолу Аполлону, также и мы используем эти же пропорции для господа Христа, прекраснейшего во всем мире. И подобно тому, как они изображали Венеру в виде прекраснейшей женщины, мы представим ту же прекрасную фигуру в виде богоматери пречистой девы Марии. И из Геркулеса мы сделаем Самсона, то же самое и с прочими богами.

8.Псевдо-Дионисий  писал, что прекрасное и красоту следует отличать на основе причины , сливающей целое в единство. Называл прекрасное причастным красоте, а красоту – причастность той причине, которая создает прекрасное во всем прекрасном.

Пресущественно – прекрасное называется красотой потому, что от него сообщается собственная отличительная краса.

Прекрасное , как всепрекрасное, есть вместе с тем сверхпрекрасное, всегда сущее, одинаково прекрасное, не возникшее и не уничтожающееся, не возрастающее и не убывающее, и не в одной части прекрасное, а в другой – безобразное, и не когда – либо  прекрасное и когда либо не прекрасное, и не прекрасное лишь в отношении одного, а в отношении другого нет; и не здесь такое, а там иное, и не изящное для одного и уродливое для другого. В самом себе и в согласии с самим собою оно всегда единообразно прекрасно, возвышенно излучая из себя глубинную красоту всего прекрасного.

Ведь в простой и  сверхприродной природе всего прекрасного существуют всяческая красота и всяческое прекрасное – единообразно, в соответствии с причиной своей. Благодаря этому прекрасному, все сущее оказывается прекрасным.

Прекрасное есть начало всего  как действующая причина, приводящая в движение. Прекрасное и благое – одно и то же, ибо все по одной  и той же причине стремится  и к прекрасному и у благому.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

Информация о работе Проблемы прекрасного в истории эстетической мысли