Прекрасное как проблема эстетической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:50, реферат

Краткое описание

Античная эстетика. Эстетические представления людей, тесно связанные с развитием философский идей и художественной практикой, существовали уже в культурах древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Вавилон и др.). Здесь мы встречаемся с мыслями об объективности прекрасного - красота рассматривается как свойство, присущее самой действительности. Ставится вопрос о противоположности прекрасного безобразному

Оглавление

1. Античная эстетика о прекрасном:
1.1.Числовая теория пифагорейцев.
1.2.Гераклит о прекрасном как о качестве предметного мира.
1.3.Сократ.
1.4.Платон о сущности прекрасного
1.5.Аристотель главные формы прекрасного
1.6.Плотин
2. Средневековая эстетика
2.1.Августин Аврелий
2.2.Фома Аквинский
3. Эстетика Возрождения
3.1Леонардо да Винчи
3.2Альбрехт Дюрер

Файлы: 1 файл

Прекрасное как проблема эстетической мысли.docx

— 22.29 Кб (Скачать)

Прекрасное как проблема эстетической мысли

 План:

 

1. Античная эстетика о прекрасном:

 

   1.1.Числовая теория  пифагорейцев.

 

        1.2.Гераклит о прекрасном как о качестве  предметного мира.

 

   1.3.Сократ.

 

   1.4.Платон о сущности  прекрасного

 

   1.5.Аристотель главные  формы прекрасного

 

   1.6.Плотин

 

2. Средневековая эстетика

 

   2.1.Августин Аврелий

 

   2.2.Фома Аквинский

  

3. Эстетика Возрождения

 

             3.1Леонардо да Винчи

 

             3.2Альбрехт Дюрер  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Античная эстетика

 

Эстетические представления  людей, тесно связанные с развитием  философский идей и художественной практикой, существовали уже в культурах  древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Вавилон и др.). Здесь мы встречаемся с мыслями об объективности  прекрасного - красота рассматривается как свойство, присущее самой действительности. Ставится вопрос о противоположности прекрасного безобразному.

 

Пифагорейцы

 

Первые эстетические представления  о древней Греции были выдвинуты  пифагорейцами. Эстетические представления  пифагорейцев(VI в до н.э.) тесно связаны, с одной стороны, с их математическими занятиями, а с другой стороны с их работами в области теории музыки, скульптуры, архитектуры. Пифагорейцы полагали, что связь между явлениями мира подчинена чисто количественным отношениям и всю вселенную признали гармонией и числом. Число стало сущностью мира. Числовая закономерность была использована ими в теории музыки для обоснования высоты звучащей струны ее длиной. Пифагорейцы говорили о «гармонии сфер». Они считали, что планеты окружены воздухом и обитаемы и что они прикреплены к прозрачным сферам.

 

Числовая теория была использована ими и в теории изобразительного искусства для разработки знаменитого  принципа «золотого сечения», устанавливающего правильные количественные соотношения  в скульптуре и архитектурных  сооружениях. Золотое сечение деление  отрезка, при котором большая  его часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей  его частью.

 

Гераклит

 

Гераклит (530-470 гг. до н.э.) понимает прекрасное, как действительность, выступающую в качестве единства в многообразии. Гармония же как единство противоположностей выражает объективную закономерность мира, из противоположностей и образуются созвучия. В великолепных афоризмах Гераклита впервые выдвигаются положения об относительности прекрасного и о зависимости красоты от родового содержания данного предмета, явления. Возражая Пифагору, Гераклит утверждает, что красота не сводима к неизменным законам числовых соотношений, а есть качество  предметного мира.

 

Сократ

 

В отличие от Гераклита  Сократ(469-399 гг. до н.э.) выводит относительность  эстетических оценок из анализа человеческой деятельности. В центре внимания Сократа  стоит целесообразность как основание  для всех эстетических определений. Сократ формулирует учение о гармоническом сочетании прекрасной внешней формы с «прекрасными свойствами духа». Сократ подчеркивал единство нравственных и эстетических качеств человека и его поступков. Целесообразность и функциональная оправданность предметов является важнейшей предпосылкой красоты. То, что красиво, должно соответствовать своему назначению.

 

Платон

 

В своем эстетическом учении Платон ставит и решает три основные проблемы: сущность прекрасного, роль искусства в жизни общества и  значение, цели и задачи эстетического  воспитания. Но мы рассмотрим только первую проблему.

 

Опираясь на проведенный  Сократом анализ общих понятий (истины, красоты, справедливости, мужества и  др.), Платон связывает понятие прекрасного  не с миром вещей, а с миром  сверхчувственных эйдосов и идей.

 

Центральным вопросом эстетики Платона является проблема сущности прекрасного. Ставя вопрос: «Что является прекрасным само по себе?», Платон ищет то общее и специфическое, что  делает прекрасными многие предметы и явления. Ни лира, ни девушка, прекрасные сами по себе, не могут быть прекрасными  вообще: девушка кажется некрасивой, если сравнить ее с богиней. Трудность  поисков Платона объясняется  тем, что Платон ищет всеобщее в отдельном, идеальное в реальном. Гениальная догадка об эстетическом как единстве реального и идеального была сделана Платоном.

 

В «Пире» Платон раскрывает путь восхождения к красоте и  обнаруживает неравноценные уровни восприятия прекрасного: чувственная  тяга, «волнующее побуждение»- начальный  импульс эстетического восприятия. Но тела преходящи в своей привлекательности, время безжалостно к ним, а  потому и красоту, и саму идею красоты  нельзя обнаружить на этом уровне. Следующий  этап-это духовная красота человека. Анализируя эту, этико-эстетическую ступень, Платон утверждает, что и прекрасные души капризны и неустойчивы. Следовательно, и на этом этапе нельзя постичь  идею прекрасного. На помощь приходят наука и искусство, которые воплощают знания и охватывают опыт всего человечества. Однако и здесь возможна ошибка: иногда науки и искусства обнаруживают ущербность, ибо опыт человеческий чрезвычайно многообразен. И, наконец, человеку открываются грани общей красоты - это высшая сфера мудрости и блага.

 

 В рассуждениях о  прекрасном и художественном  совершенстве Платон пользуется  таким понятийным аппаратом: мера-единство  предела и беспредельного; гармония - пропорции, симметрия, контраст, соединение противоположностей.

 

Аристотель

 

По Аристотелю(384-322 гг.до н.э.) прекрасное- это объективные качества вещей, искусство отражает и подражает действительности, а не идеям.

 

В «Метафизике» Аристотеля главными формами прекрасного называются порядок в пространстве, соразмерность  и определенность. При сопоставлении  красоты одних явлений с другими  предпочтение отдается природе, живым  существам и в первую очередь - человеку.

 

Прекрасное - и живое существо, и всякая вещь, которая состоит  из частей, - не только должно эти части  иметь в порядке, но и объем  должно иметь не случайный (так как  прекрасное состоит в величине и  порядке: потому-то не может быть прекрасно  ни слишком малое животное, ибо  при рассмотрении его в неощутимо  мало время все его черты сливаются, ни слишком большое, например в 10 тысяч стадий. Ибо рассмотрение его совершается не сразу, а единство его и цельность ускользают из поля зрения рассматривающих), то, как прекрасное животное или тело должно иметь величину удобообозримую, так и сказание должно иметь длину удобозапоминаемую. Определение этой длины применительно к (условиям) состязаний и к восприятию(зрителей) к(поэтическому) искусству не относится. Определение же применительно к природе предмета: что лучше в отношении ясности, то прекраснее и по величине. Так что можно дать простое определение: тот объем достаточен, внутри которого при непрерывном следовании по вероятности или необходимости происходит перелом от несчастья к счастью или от счастья к несчастью.

 

Плотин

 

Прекрасное воспринимается преимущественно нами зрением и, в меньшей степени, слухом, когда речь идет о музыке, ибо мелодии и ритмы бывают прекрасны. Те же, кто восходит выше чувственного восприятия, могут видеть красоту учений, поступков, свойств, знаний и добродетелей. Существует ли что-либо прекрасное сверх всего этого, выясниться в процессе наших рассуждений.

Тела прекрасны не по самой  своей природе, но через приобщение красоте, добродетель же прекрасна  сама по себе.

Большинство, можно сказать, утверждает, что красоту, воспринимаемую зрением, порождает соразмерность  частей друг с другом и с целым, а также и гармоничное сочетание  красок. И для тех, кто так полагает, быть прекрасным- значит быть симметричным и соразмерным. Для них ничто простое не будет прекрасным, а необходимым образом лишь сложное: только сложное, взятое целиком, будет для них прекрасным. Отдельные же части не будут казаться им таковыми, ибо, по их мнению, чтобы получилось прекрасное, части должны согласовываться с целым.

 

Между тем, если целое прекрасное, то и части должны быть прекрасны, ибо не может же прекрасное состоять из безобразных частей.

Итак, вновь возвращаясь  к началу, скажем, что же такое  прекрасное в телах. Прежде всего это нечто, чувственно воспринимаемое нами с первого взгляда. Душа наша схватывает его, и, распознав, принимает в себя и как бы настраивается на один с ним лад. Натолкнувшись же на безобразное, она отвращается, отрекается от него, отказывается принять, не гармонируя и чуждаясь безобразного.

 

Средневековая эстетика

 

Августин Аврелий

 

По Августину, мир в  целом прекрасен, ибо он создан по подобию Бога. А наличие уродства? Оказывается, что абсолютного уродства нет. Но имеются предметы, которым, по сравнению с другими, более совершенными и симметричными, не хватает формы. Уродство – это сравнительное  несовершенство. Уродливые явления  Августин относит за счет «неискушенного глаза» зрителя, а не счет самой природы  вещей. Эта мысль Августина по-своему современна: ведь и сегодня отсутствие эстетической реакции часто можно  объяснить «неискушенностью глаза», т.е. эстетической неграмотностью.

 

Определяя красоту как  «пропорциональность вещей с  приятностью окраски», Августин оказал большое влияние на последующую  мысль средневековья.

 

Мерило эстетики Августин видел в математике. Пользуясь  формальными принципами красоты, Августин определяет самую совершенную геометрическую фигуру: равнобедренный треугольник  прекраснее, чем неравнобедренный, потому что последний содержит в  себе меньше равенства. Квадрат –  более совершенен и более предпочтителен с эстетической точки зрения. Но и квадрат имеет некоторую  «неправильность», так как его  стороны отличаются от углов. Отсюда – круг, имеющий наивысшую степень  равенства, превосходит по красоте  все другие фигуры.

 

Правда в своих теориях  музыки и красноречия, Августин довольно часто отступает от математического  критерия, отдавая должное чувству. А в некоторых случаях, говорит  Августин, критерий непосредственного  опыта имеет даже преимущество. Однако чаще всего эта «уступка» в  пользу чувственного восприятия подавляется  его теорией математического  анализа различных типов ритма  и их сравнительной ценности. Вокальную  и инструментальную музыку Августин определяет как науку о правильном измерении.

 

Каждое тело представляет собой как бы нечто целое и  потому прекрасное, но в тоже время  оно приятно и тем, что находится  в согласовании с другим. Так отдельный  член согласуется со всем телом, обувь  подходит к ноге и т.п.

 

Фома Аквинский 

 

Для красоты требуется  троякое. Во-первых, цельность или совершенство, ибо имеющее изъян уже поэтому самому безобразно. Во-вторых, должная пропорция или созвучие. И, наконец, ясность; вот почему то, что имеет блестящий цвет, называется прекрасным…(В отношении второй черты) мы видим, что образ называется прекрасным в том случае, если он в совершенстве изображает предмет, даже безобразный.

 

В понятие прекрасного, или красоты входят ясность и должная пропорция. Бог именуется прекрасным кА причина мировой гармонии и ясности. Вот почему красота тела заключается в том, что у человека члены тела хорошо спропорционированы, вместе с тем имея ясность должного цвета. Равным образом и духовная красота заключается в том, что поведение человека или его действие хорошо соразмерно с духовной ясностью разума.

 

Эстетика Возрождения

 

Леонардо да Винчи 

Эстетическая доктрина Возрождения  проникнута жизнеутверждающими, оптимистическими мотивами и героическим пафосом. Не случайно в центре внимания гуманистов стоит проблема прекрасного и  возвышенно-героического. Красота, гармония, пропорциональность, изящество –  вот на чем сосредоточен их исследовательский  энтузиазм, ибо в человеке, по их мнению, заложено неистребимое стремление к созерцанию красоты.

 

Леонардо да Винчи, например, в своем “Трактате о живописи”  советует художникам как бы “подстерегать” красоту природы и человека, наблюдать  их в те мгновения, когда она выявляется в них наиболее полно. Например, на лицах и мужчин, и женщин под  вечер или в плохую погоду видна  необыкновенная “прелесть и нежность”.

 

 

 

 

Альберт Дюрер

 

Важное место в истории  ренессансной эстетики занимают проблемы теории искусства. Следует заметить, что и Леонардо да Винчи, и Альбрехт Дюрер, и нидерландский искусствовед Варель ван Мандер продолжают развивать предложенную Аристотелем тезис об искусстве как наследование природы («мимесис»). Так, Дюрер утверждает, что, чем точнее произведение искусства отвечает природе, тем и он кажется прекраснишим: «Не фантазируй никогда, что ты можешь сделать что-нибудь лучше, чем та творческая сила, которую бог предоставил созданной им природе». Мысли, близкие к высказыванию Дюрера, можно встретить в роботах практически всех теоретиков пор Возрождения. Так же наиболее распространенной точкой зрения этого периода есть признания живописи «найгиднишим и найрозумнишим» видом искусства, а другие искусства - музыка, архитектура - должны подчиняться требованиям живописи. Такая высокая оценка живописи во многом предопределялась убеждением представителей Возрождение, что искусство должно опираться на принципы реализма, а живопись наиболее выразительно воплощала представление о реализм.


Информация о работе Прекрасное как проблема эстетической мысли