Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:15, реферат
Спор - это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценности данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению, как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.
1. Введение…………………………………………………….2.
2. Понятие спора……………………………………………3.
3. Запрещенные приемы в споре………………….4.
4. Дискуссия……………………………………………………6.
5. Полемика……………………………………………………7.
6. Стратегия и тактика спора………………………….8.
7. Заключение……………………………………………….12.
8. Список использованной литературы……….13.
Содержание.
Введение.
Мир, в котором живет современный человек, соткан из противоречий. По этой причине он более полемичен, чем когда – либо прежде. И будущее человека в значительной степени зависит от того, сумеет ли он – человек – организовать, сделать жизненной ценностью плодотворное и эффективное общение в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности: в политике, бизнесе, науке, между поколениями, представителями разных культур и т.д.
Сегодня большая
часть человечества осознала
очень простой и очевидный
факт, что лишь немногие суждения
о мире истинны и не требуют
доказательств. Но львиная
Насколько нудной,
вялой, неинтересной, скучной была
бы жизнь человека, если бы
речевые коммуникации между
Спор представляет
собой одну из основных форм
человеческой коммуникации, в рамках
которой уточняются позиции
Понятие спора.
Спор - акт речевой коммуникацией, но не всякий коммуникативный процесс является спором. Спор - это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценности данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению, как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.
Искусство ведения спора получило название
эристика. Эристика является интегральным
искусством, возникающим на стыке знаний
и умений, вырабатываемых логикой, психологией,
этикой и риторикой. При таком подходе
искусство спора характеризуется двумя
основными признаками: доказательностью
и убедительностью.
Доказательность
- это логическое воздействие на оппонента
принудительностью рассуждения.
Убедительность
- это психологическое воздействие
на оппонента, направленное на восприятие
им той или иной идеи.
Различают следующие виды споров по их цели:
За более чем
двухтысячелетнюю историю
Запрещенные приемы в споре.
В споре, как в любой азартной игре есть свои правила, по которым можно играть честно или не честно. Чаще, увы, мы сталкиваемся с непозволительными уловками в споре. Именно они делают его таким тяжелым, тягостным и, в общем-то, бесперспективным. При этом вовсе не факт, что ваш оппонент столь психологически подкован, что использует эти приемы сознательно. Он может даже и не понимать, что они – запрещенные, заводящие в тупик любой спор. Возможно, знай, он об этом, ваш разговор сложился бы по-другому. В конечном итоге, в большинстве случаев обе стороны заинтересованы в том, чтобы прийти к единому мнению. Но если вам не повезло, и в товарищи по спору вам попался «грамотный» оппонент, который сознательно использует непозволительные приемы с одной единственной целью – извлечь некую выгоду, победить вас в споре, манипулируя вами. Попробуем распознать, какие именно приемы используют против вас и по возможности нейтрализуйте их. Ставка на ложный стыд или на чувство тщеславия, желание казаться лучше, которое свойственно любому нормальному человеку. Например, используя недоказанный или даже ложный довод, ваш противник сопровождает его словами: «Вам, конечно известно, что ученые давно установили…», «Неужели вы до сих пор не знаете, да об этом все газеты писали…», «Даже школьникам известно, что…». Стоит вам только клюнуть на эту уловку, не признаться, что вам это не известно, что вы слышите данное утверждение впервые, все - вы на крючке у спорщика-манипулятора, вынуждены согласиться с ним. Кстати, подобными приемами, как правило, снабжаются наиболее значимые для вашего оппонента тезисы, в истинности которых ему очень важно убедить вас. Ваша задача не просто не попасться на эту удочку, но и взять себе на заметку: «Стоп! Здесь что-то не так!».
Подмазывание аргумента. Этот прием чем-то сродни предыдущему, только мишенью здесь является ваше самолюбие, самооценка. Особенно слабый довод, который может быть вами легко опротестован «подмазывается» комплиментом в ваш адрес. Если вы «купились», то довод, естественно опротестован вами не будет. Что и требуется… В связи с этим обращайте внимание на фразы типа: «Вы, как умный человек не станете отрицать…» или: «Всем хорошо известна ваша честность в принципиальных вопросах, поэтому вы….», или: «Человек, не столь интеллигентный, как вы не поймет мой аргумент, но вы…». Ну и так далее. Вам дают понять, что к вам лично относятся с особым уважением, выделяют вас из общей массы, признают ваши многочисленные достоинства. Особенно часто на этот «крючок» попадаются неуверенные в себе люди с заниженной самооценкой, сильно зависящее от мнения окружающих. Ссылка на возраст, образование, положение. Как правило, мы привыкли с уважением относиться к людям, старше нас, более образованным или стоящим выше нас на служебной лестнице. Мы априори считаем, что они всегда правы. И только очень независимые люди, не зависящие от стереотипов спокойно воспринимают тот факт, что любой человек может быть не прав в той или иной ситуации и не уступают в споре только лишь потому, что их оппонент занимает более высокое положение или годиться им в отцы. Вот наиболее типичное начало фраз, которое должно вас насторожить: «Вот доживете до моих лет…», «Сначала закончите институт, потом и поговорим…», «Займите мое место, тогда и будете учить, как надо…». Один из всемирно известных философов заметил по этому поводу: «…то же самое и в наших диспутах: важный вид, облачение, и высокое положение говорящего часто заставляют верить словам пустым и нелепым. Никому и в голову не придет, что у человека столь уважаемого и почитаемого нет за душой ничего, кроме этого уважения толпы…».
Упор на противоречие между словом и делом. Действует этот прием всегда безотказно. Как только вы особенно удачно загнали вашего оппонента в угол и у него не остается других аргументов, он переводит разговор на противоречие между словом и делом. Имеется ввиду противоречие между вашими словами и вашими делами, между вашими взглядами и аргументами и вашими поступками или образом жизни вашим или ваших близких. Найти в жизни и поведении любого человека такие противоречия – плевое дело, жизнь вообще полна противоречий. Но, озвучив данный факт в данном конкретном споре, ваш противник буквально обезоруживает вас: очень трудно подобрать новые аргументы, все равно создастся впечатление, что вы оправдываетесь, а значит – не правы. Особенно «убийственным» данный прием становится, если в вашем споре есть свидетели. Почти наверняка благодарные зрители примут сторону вашего оппонента. Один из теоретиков психологии общения назвал данный прием «зажиманием рта», подчеркнув, что он не имеет ничего общего с честным спором за истину. Переход на точку зрения пользы или вреда. Тоже весьма распространенный крючок» у спорщиков-манипуляторов.
Такие доводы нередко называют «карманными» из-за того, что они всегда под рукой, лежат на поверхности и весьма удобны и выгодны в употреблении. Если вы поставили вашего оппонента в тупик особенно удачным доводом, то он ловко может перевести стрелки в область пользы и вреда. При этом вы, казалось бы, остаетесь в теме, но основным становится аргумент полезности для вас, организации, других людей и т.п. Ясное дело, ваш аргумент становится собственным отражением в кривом зеркале, ибо вопросы пользы всегда крайне относительны и расплывчаты. Понятно, что когда мы чувствуем, что данное предложение выгодно нам, хотя и имеет вредные и непредсказуемые последствия для кого-то другого, то мы скорее с ним согласимся. Этой слабостью человеческой натуры и пользуются нечестные спорщики. Они начинают давить на нас, делая упор на пользу, а не на истину. К сожалению, этот прием часто оказывает поистине гипнотическое действие на участников спора. Интонации.
В любом споре всегда очень большое действие, хотим мы того или нет, оказывает внушение. А в любом внушении основой является интонации нашего голоса. Поэтому весьма распространенным аргументом нечестных спорщиков является самоуверенный, безапелляционный, решительный тон. Думается мне, что с этим приемом мы все сталкиваемся особенно часто. Практически каждый второй человек теряется, столкнувшись в споре с повышенными интонациями уверенности, напора, хамства, наконец. Человек, говорящий с апломбом, внушительным голосом всегда психологически давит на присутствующих, вне зависимости от смысла того, что он произносит. А мы, даже чувствуя себя правыми, начинаем сомневаться в своей позиции.
Интонация – великая вещь, ведь она действует непосредственно на подсознание. А уж если мы не чувствуем себя до конца уверенно в своей позиции спора, то одной интонации достаточно, чтобы мы стушевались. Единственное спасение от этого приема – взять себя в руки и перевести спор от общих фраз к конкретным фактам. Язык конкретики, все-таки, меньше зависит от интонации и чувств.
Дискуссия.
Термин "дискуссия" происходит от латинского - рассмотрение, исследование.
Дискуссия
- это вид спора, в рамках которого рассматривается,
исследуется, обсуждается какая-либо проблема.
Как правило, участниками дискуссии являются
лица, которые обладают необходимыми знаниями
по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное
право принимать решение или рекомендовать
принять то или иное решение.
Дискуссия представляет собой
последовательную серию высказываний
ее участников относительно одного и того
же предмета, что обеспечивает необходимую
связность обсуждения. В большинстве случаев
тема дискуссии формулируется до ее начала,
что дает возможность ее участникам подготовиться
к ней более основательно.
От других видов споров, прежде
всего полемики, дискуссия отличается
своей целенаправленностью и используемыми
средствами.
Цель любой дискуссии - достижение
максимально возможной в данных условиях
степени согласия ее участников по обсуждаемой
проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит
в себе известную долю компромисса, так
как она в большей мере ориентирована
на поиск и утверждение истины или оптимального
решения, чем на торжество определенной
позиции. Средства, используемые в дискуссии,
должны признаваться всеми ее участниками.
Применение иных средств не допускается.
Итог дискуссии не должен сводиться
к сумме высказанных точек зрения. Он должен
представлять собой синтез объективных
и необходимых черт, присущих дискутируемому
предмету. Другими словами, результат
дискуссии должен выражаться в более или
менее объективном суждении, поддерживаемом
всеми участниками дискуссии или их большинством.
Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается
более четкая и ясная формулировка решения
проблемы, снимается, устраняется до известного
предела момент субъективности: убеждения
одного человека или труппы людей получают
должную поддержку других и тем самым
объективируются, обретая определенную
обоснованность.
Полемика.
В русский язык слово "полемика"
пришло из древнегреческого, переводится
как воинствующий, враждебный. В отличие
от дискуссии в полемике присутствует
состязательность, борьба, определенная
степень воинственности и враждебности,
что детерминировано целью, которая преследуется
участниками полемики. Поэтому в сознании
большинства людей полемика ассоциируется
с коммуникативным актом, называемым острым
спором.
Полемика - вид спора, в рамках которого
основные усилия сторон направлены на
утверждение (победу) своей позиции относительно
обсуждаемого предмета. Отметим отличительные
черты полемики:
- Во-первых, основная задача, которую решают
полемизирующие стороны, - утверждение
своей позиции.
- Во-вторых, участвующие и полемике стороны
более, чем в дискуссии, вольны в выборе
средств спора, его стратегии и тактики.
В полемике допускается использование
большего числа корректных приемов, таких,
как захват инициативы, внезапность в
использовании имеющихся в распоряжении
спорящих доводов, в том числе и психологических,
навязывание своего сценария спора и т.п.
Вместе с тем существует ряд
моментов, роднящих полемику и дискуссию:
наличие определенного предмета спора,
содержательная связность, открытость
к аргументам другой стороны, очередность
выступлений спорящих, недопустимость
использования некорректных логических
и психологических приемов, нарушение
этических норм.
Победа в полемике, если она получила
общественный резонанс, может принести
некоторое удовлетворение. Но следует
помнить, что в общественном сознании
спор ассоциируется со средством достижения
истины, поэтому решение, основанное на
победившей в полемике позиции, влечет
за собой соответствующую меру ответственности.
Нетрудно догадаться, каковы будут последствия
и какой будет мера ответственности, если
в полемике победит ошибочная точка зрения.