Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:16, контрольная работа
Исходя из темы, следует, что в начале своей работы я ставлю перед собой следующие конкретные задачи: дать четкое и на мой взгляд верное понятие культуры, нравственности, а главное, как следствие (на мой взгляд) из выше упомянутого, понятие нравственной культуры
Введение
1 Понятие нравственности и культуры
1.1 Культура
1.2 Нравственность
2 Нравственная культура
3 Нравственная культура в современном обществе
Заключение
Список использованной литературы
Существует необходимость
Наше сознание имеет способ прямого воздействия на материальный мир. Это, как порой говорят, проявление торжества мысли над материей. Великий русский физиолог И.П. Павлов сказал: "Человек - единственная система, которая способна регулировать сама себя в широких пределах, то есть сама себя совершенствовать". Здесь важно отметить, что многое зависит и от нас самих.
Если мы хотим, чтобы наша цивилизация уцелела, необходимо как можно скорей предотвратить подобные происшествия. Именно поэтому наш долг, наша святая обязанность состоит в том, чтобы создать новое представление о себе и о сознании через нравственную культуру, чтобы, руководствуясь этой новой моделью на практике, человечество смогло не просто уцелеть, но оказаться на более совершенном уровне бытия.
Конечно же очевидны трещины в нравственной культуре общества, так примером на мой взгляд может послужить нравственная культура общения, сталкиваясь с различными недопониманиями между людьми при общении почти каждый день.
Нравственная культура общения предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций.
Моральное общение - это выражение содержания и уровня духовного облика личности.
Нравственная культура общения
представляет собой единство нравственного
сознания и поведения. Это нередко
требует от человека самоотверженности
и самообладания. А когда речь
идет о Родине, патриотизме, чувстве
долга, то и способности
Нравственная культура общения подразделяется на: 1) внутреннюю и 2) внешнюю.
Внутренняя культура -- это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит, свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными -- обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.
Внутренняя и внешняя культура
нравственного общения всегда взаимосвязаны,
дополняют друг друга и существуют
в единстве. Однако такая их взаимосвязь
не всегда очевидна. Есть немало людей,
у которых за кажущейся необщительностью,
некоторой скрытностью
В жизни встречается немало примеров,
когда для некоторых людей
внешняя сторона общения
Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).
Святые отцы говорили: человек формируется с детства, даже с утробы матери, а не тогда, когда закончит школу. И сейчас особое внимание должно уделяться воспитанию в нашей школе, она является главным институтом, который дает образование молодому поколению. Увы, школа сейчас утратила воспитательный момент, она дает только сумму знаний, но мы должны помнить, что за школьной скамьей решается не только то, научится ли молодой человек считать и писать, а и то, каким он вырастет. Как он воспринимает мир, как он относится к ближнему, как он оценивает все поступки.
Следовательно еще со школьной скамьи нужно проводить с детьми нравственные беседы. Начиная с двух лет, ребенок входит в сферу действия моральных норм. Узнает, что хорошо, что плохо. Сначала взрослые, а затем и ровесники начинают следить, чтобы он соблюдал определенные формы поведения. Если внушать ребенку, что необходимо проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, можно смело утверждать, что ребенок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчение других. Для этого не требуется каких-то особых приемов и методов, просто нужно чаще демонстрировать положительные примеры. Нравственные беседы учат видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине); усваивать понятия "честно - нечестно", "справедливо - несправедливо", "правильно - неправильно"; формируют "кодекс чести", умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.
Сказка - первое художественное произведение, позволяющее ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Сказка расширяет нравственный опыт ребенка.
На школьной скамье формируется будущее России. Естественно, все влияет на нравственность: и пресса, и семья, и школа, и даже просто случайный прохожий. Поэтому вся ответственность за нравственность в обществе не лежит на ком-то одном.
Недостаточно хороших, нравственных тем на телевидении и очень много того, что разрушает душу, приносит какое-то смятение, соблазн. Телевидение должно иметь созидательную силу, помогать строить наше государство, и строить его крепким. А крепким государство не сможет быть без нравственности, без веры, без любви к Отечеству и ближнему.
Религия и нравственность тесно связаны между собой. Религия невозможна без нравственности, а нравственность невозможна без религии. Вера без дел мертва. Такой верой веруют только бесы (веруют и трепещут). Истинная же вера (живая, а не мертвая) не может быть без добрых дел. Как благоухающий по природе цветок не может не благоухать, так и истинная вера не может не свидетельствоваться доброй нравственностью. В свою очередь и нравственность без религиозной основы и без религиозного света не может существовать и непременно завянет, подобно растению, лишенному корня, влаги и солнца.
3 Нравственная культура в современном обществе
Эволюция современного человека продолжается
и в настоящее время, поскольку социально-биологическая
среда как агент отбора постоянно изменяется.
В обществе действует основные формы отбора:
стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный
и направляющий. Превращение в ходе эволюции
человека биологических предпосылок в
зависимую от социального процесса форму
не устраняет природные основания человека.
Становление будущей
личности начинается с раннего
детства и детерминируется
Игры, которые навязывают детям родители, считаются средством для их социального развития, актуализируют проблему — «игры, которые выбирает ребёнок, и игры, которые выбирают ребёнка».
Нравственность, нравственная культура современного общества основана на простых принципах:
1) Разрешено все, что не
2) Права всех людей равны.
Нравственные ценности современности заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и "не прелюбодействуй" (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.
В современной нравственной
культуре есть свои важнейшие ценности,
которые в прежние времена
были далеко не на первом месте (и даже
порой рассматривались как
- "не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему";
- "саморазвивайся, учись, становись умнее";
- "стремись к развитию общества, содействуй прогрессу";
- "не доставляй другим
Основной акцент делается
на саморазвитии, что приводит, с
одной стороны, к достижению личных
целей (например, карьерному росту), а
с другой стороны, - к "непотребительскому"
отношению к другим людям (т.к. главный
ресурс - свои способности - за счет других
увеличить невозможно).
Разумеется, сохраняются (а точнее - усиливаются)
все классические нравственные императивы:
"не убивай", "не воруй", "не
лги", "сочувствуй и помогай другим
людям". И эти базовые установки уже
не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат
большинство религий (особенно по отношению
к "иноверцам").
Причем в наибольшей степени усилится
самая проблемная заповедь - "не лги"
- что радикально повысит уровень доверия
в обществе, а значит и эффективность общественных
механизмов, включая уничтожение коррупции.
Ведь человек, который постоянно развивает
себя, всегда уверен в собственных силах
и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна
- она может подорвать его репутацию профессионала.
Более того, ложь не нужна, потому что многие
вещи перестают быть "стыдными" и
их не нужно скрывать. Кроме того, установка
на саморазвитие означает, что свой главный
ресурс человек видит внутри себя и ему
незачем эксплуатировать других.
Важным нравственным императивом
Современного общества является уважение
к закону и праву, т.к. только закон
может защитить свободу человека,
обеспечить равенство и безопасность
людей. И, напротив, желание подчинить
другого, унизить чье-либо достоинство
являются самыми постыдными вещами.
Общество, где все эти ценности работают
в полном объеме, было бы, пожалуй, самым
эффективным, сложным, быстроразвивающимся
и богатым в истории. Оно было бы и самым
счастливым, т.к. предоставляло бы человеку
максимум возможностей для самореализации.
Если говорить о приоритетности
ценностей, то главное для Современного
общества - это свобода человека
и осуждение насилия и
Необходимо отметить, что все вышеперечисленное - не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей - Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям. Мы - большинство в развитых странах, скоро мы будем большинством и в России.
Однако, современная нравственность - это не потакание эгоизму и "низменным инстинктам". Она предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.
Современная мораль требует
от человека развиваться и собственными
усилиями добиваться успеха. Но она
не говорит, как это сделать, лишь
стимулируя человека к постоянному
поиску, преодолению себя и напряжению
своих сил. Взамен современная нравственность
дает человеку ощущение того, что он
не винтик бессмысленной машины, придуманной
неизвестно зачем, а творец будущего
и один из строителей самого себя и
всего этого мира. Кроме того,
саморазвитие, повышение профессионализма
приводит и к обретению материального
богатства, дает достаток и процветание
уже "в этой жизни".
Вне всякого сомнения, в современном мире
нравственная культура уничтожает многие
бессмысленные правила и запреты (например,
в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь
легче и приятнее. Но одновременно современная
нравственность жестко предъявляет к
человеку требование быть именно человеком,
а не идти на поводу собственных животных
инстинктов либо стадного чувства. Эта
нравственность требует проявлений разума,
а не примитивных эмоций вроде агрессии,
мести, желания подчинять других людей
или подчиняться авторитету, который "все
за нас устроит и решит". И далеко не
просто стать толерантным, перебороть
в себе личные и общественные комплексы.
Но главное - Современная нравственность
делает упор не на "ублажении себя любимого"
и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном)
достижении "великих целей", но на
самосовершенствовании и совершенствовании
всего, что окружает Современного человека.
В результате людям нечего делить - никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно - ради "великих целей" или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других - это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме, в частности, лгать и т.д.
Но, с другой стороны, в современном мире все чаше поднимаются вопросы о нр Современное общество изменилось, и мы находимся в процессе перестройки нравственной культуры личности. В 20 веке человечество сделало огромный скачок в общем развитии, поэтому нравственное развитие просто не успело за прогрессом. В наше время традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и "нарушителям традиций" (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.