Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:19, реферат
В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи.
Публичная речь -это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И, тем не менее, она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.
Введение
Понятие публичного выступления
Подготовка к выступлению
Начало выступления
Как завоевать и удержать внимание аудитории
Как завершить выступление
Заключение
Важно помнить о видах внимания аудитории. В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:
1) человек сталкивается
с чем-то необычным,
2) в поле зрения
или слуха человека попадает
то, что его волнует, заботит,
соответствует практическим
3) действует
сильный, меняющий свою
Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.
Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это -- проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример -- ораторы древности, которых слушали по 5--6 часов).
Очень важно
обращение к слушателю. Контакт
со слушателями устанавливается
в откровенной и дружеской
манере, однако, в зависимости от
ситуации, с преобладанием
Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.
Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.
Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.
Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, как справедливо замечал О. Эрист, "избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"? Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению -- его содержательность, т.е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Изложение должно
быть доступным, необходимо учитывать
культурно-образовательный
Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Лучше всего, когда
поза при выступлении спокойная,
а жесты свободные и
Есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.
При этом необходимо считаться со следующими правилами.
1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
2. Локти не
должны находиться ближе чем
на 3 см от корпуса. Меньшее
расстояние будет
3. Жестикулируйте
обеими руками. Самое трудное
-- начать пользоваться жестами,
которые вы считаете
Жесты -- первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.
Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.
5. Как завершить выступление
Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Если выступление подходит к концу и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления. Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и ограничиться выводами и пожеланием аудитории.
Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.
Хорошо воспринимаются
выступления, конец которых перекликается
с началом. Они вызывают положительные
эмоции, поднимают настроение. Очень
часто после выступления задают
вопросы. Ответы на вопросы могут
исправить или испортить
Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.
Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем.
На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: "Я же об этом говорил!" или "Как же вы не поняли!"
На дополнительные вопросы отвечать желательно, по крайней мере подсказать источник информации.
Никогда не уходите
от вопросов, которые звучат как
своеобразный вызов и связаны
с желанием проверить позицию
выступающего. Ответ должен быть обязательно,
только нужно сохранять выдержку
и чувство юмора.
Заключение
Важно уметь
работать с аудиторией. Успех выступления
в первую очередь зависит от нас
самих: от умения преподнести себя,
от нашего психологического состояния
и от желания донести до слушателя
нужную информацию. Очень важно, чтобы
каждый человек творчески подходил
к подготовке и произнесению ораторской
речи, полнее и шире использовал
свои природные данные, индивидуальные
возможности, умело применял приобретенные
риторические навыки и умения.
Список литературы
1. Бороздина
Г.В. Психология делового
2. Шейнов, В.П. Риторика/В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000. - С. 38.
3. http://www. Elitarium.ru
4. www.toptrening.ru/trainings/
5. psyfactor.org/lib/orator1.htm