Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:17, лекция
Профессионально-этическая система является образованием довольно сложным, детерминируемым внешними (общественные отношения, условия жизни людей) и внутренними (законы развития самой системы) факторами.
Специфика профессиональной деятельности, ее смысл и сущность, содержание требуют конкретной этической регламентации (установление правил).
Профессия – это люди, конкретные носители профессиональных знаний и навыков, а значит, они привносят элементы собственных моральных систем в профессиональную этику.
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы
Профессионально-этическая система является образованием довольно сложным, детерминируемым внешними (общественные отношения, условия жизни людей) и внутренними (законы развития самой системы) факторами.
Специфика профессиональной деятельности, ее смысл и сущность, содержание требуют конкретной этической регламентации (установление правил).
Профессия –
это люди, конкретные носители
профессиональных знаний и
Основные детерминанты (фактор или элемент) профессионально - этической системы:
национальный менталитет, обычаи и традиции;
сущность и специфика профессиональной деятельности;
социокультурные
условия и ценностные
индивидуальное
и групповое этическое
зарубежные профессионально-
Каждый вид профессиональной деятельности существенно отличается от других, что требует еще большей конкретизации этических систем, учета специфики конкретного вида деятельности.
Главная специфика социальной работы заключается в ее смысле и сущности, которые реализуются непосредственно в деятельности и требуют соответствующей этической регламентации каждого из элементов этой деятельности.
Профессиональная деятельность соцработника требует бескорыстной заботы о человеке, направленной на разрешение проблем, облегчение жизненной ситуации клиента. Социальный работник должен способствовать изменению психо - эмоционального статуса клиента, вселять в него надежду и оптимизм. В целом социальный работник в своей профессиональной деятельности должен быть носителем высоких идеалов и принципов.
Определенное влияние оказывают на содержание профессионально-этической системы этические кодексы социальных работников зарубежных стран. Обращение к опыту зарубежных коллег целесообразно: оно позволяло ускорить процесс становления отечественной модели социальной работы на базе уже имеющегося мирового опыта путем заимствования его лучших образцов. Использование зарубежного опыта имеет ограничения: любая модель, жизнеспособна, когда она учитывает национальные особенности условий жизни, менталитета, ожиданий населения. Поэтому заимствованы, могут быть наднациональные элементы профессиональной этики, имеющие общечеловеческое значение.
Гуманизирующее влияние может осуществляться через специалистов на клиентов и их близких, на представителей органов и учреждений, с которыми социальный работник вступает в профессиональные отношения различными путями:
прямое и направленное влияние социального работника на клиента с целью совершенствования его личности, ее гуманизации, и посредством этого – гуманизации общественных отношений.
непосредственное общение социального работника и клиента приводит во взаимодействие их моральные сознания. При этом клиент, для которого социальный работник является авторитетной личностью, объектом уважения, может стать образцом, который клиент осознанно или неосознанно будет копировать, тем самым воспроизводя те личностные качества, которые воплощены в социальном работнике. Самосовершенствание клиента, безусловно, отразится на отношениях, в которые он вступает, гуманизируя их.
взаимодействие
социального работника и
аналогичные механизмы гуманизации общественных отношений могут быть задействованы в случаях, когда социальный работник вступает в профессиональное общение и взаимодействие с окружением клиента, представителями различных органов и учреждений, частными лицами.
личность специалиста, безусловно, испытывает существенное влияние, оказываемое на нее смыслом и содержанием профессиональной деятельности. Влияние профессии, как известно, не ограничено рамками рабочего времени, а распространяется и на обыденную жизнедеятельность, поскольку личности, как правило, свойственны целостность и гармоничность. Это значит, что влияние личности социального работника на его собственное окружение может быть аналогичным тому, которое имеется в профессиональном плане.
Социальная работа действительно может стать существенным средством и условием гуманизации общественных отношений, причем это гуманизирующее влияние она оказывает как непосредственно, своим смыслом и содержанием на социальных работников и их клиентов, так и опосредованно, через представителей профессиональной группы.
Профессионально-этическая система социальной работы представляет собой ценность для личности, в первую очередь, специалиста и его клиента, поскольку обусловливает повышение эффективности их взаимодействия, гарантирует права клиента, обусловливает совершенствование их личностей.
Тенденций развития этической системы социальной работы:
Важнейшей тенденцией представляется
стремление к утверждению и реализации
в практической деятельности таких
ценностей, как солидарность, коллективизм,
равенство индивидов при
На этой основе происходит процесс гуманизации и в самой социальной работе как специфической профессиональной деятельности, а следовательно, повышается роль ее этической системы как структурообразующей и смыслообразующей компоненты. Вследствие этого неизбежно повысится роль этической системы социальной работы в системе общественной морали как одного из механизмов гуманизации общественных отношений. В этой связи особую значимость приобретает выдвижение и обоснование этического идеала социальной работы, основанного на принципах и ценностях, реализация которых направлена на создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности клиентов, максимальной в данных конкретно-исторических условях их самоактуализации и самореализации, благодаря чему могут быть в полной мере реализованы права человека на свободу и справедливость, счастье и развитие и, тем самым, будет достигнута главная цель профессиональной социальной работы - социально активная личность, благо клиента и общества, гуманность общественных отношений.
Этический идеал социальной
работы является в то же время важным
структурным элементом
Но при этом, конечно, нельзя говорить,
что этическая система
Этическая компонента является одной из важнейших, однако далеко не единственной в социальной работе. Она должна играть в социальной практике и теории роль одного из факторов, детерминирующих деятельность специалиста и ее эффективность наряду с сущностными, правовыми, экономическими и другими детерминантами. Этическая система социальной работы и сама социальная работа являются по отношению друг к другу взаимовлияющими факторами: профессиональная социальная работа в силу своей специфики оказывает влияние на сущность и содержание этической системы, в то время как этическая система влияет на смысл, сущность, содержание и эффективность социальной работы. Поэтому этическая регуляция социальной работы не может быть единственной. При этом система социальной работы имеет доминирующее значение по отношению к этической системе в силу того, что та является одним из ее элементов, а этическая система социальной работы приобретает доминантный характер над системой социальной работы в силу того, что является частью этической системы общества, являющейся наиболее существенной формой регуляции образа жизни социума. В силу этого обстоятельства в различные периоды времени и на различных этапах развития общества и социальной работы как профессиональной деятельности ее профессиональная этическая система может приобретать ту или иную значимость.
С другой стороны, профессионально-этическая
система социальной работы не может
стать самодостаточной уже
Информация о работе Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы