Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:17, лекция

Краткое описание

Профессионально-этическая система является образованием довольно сложным, детерминируемым внешними (общественные отношения, условия жизни людей) и внутренними (законы развития самой системы) факторами.
Специфика профессиональной деятельности, ее смысл и сущность, содержание требуют конкретной этической регламентации (установление правил).
Профессия – это люди, конкретные носители профессиональных знаний и навыков, а значит, они привносят элементы собственных моральных систем в профессиональную этику.

Файлы: 1 файл

основы этики тема 4 Лекция 2.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической  системы социальной работы

 

Профессионально-этическая система является образованием довольно сложным, детерминируемым внешними (общественные отношения, условия жизни людей) и внутренними (законы развития самой системы) факторами.

 Специфика профессиональной  деятельности, ее смысл и сущность, содержание требуют конкретной этической регламентации (установление правил).

 Профессия –  это люди, конкретные носители  профессиональных знаний и навыков,  а значит, они привносят элементы собственных моральных систем в профессиональную этику.

Основные детерминанты (фактор или элемент) профессионально - этической системы:

 национальный  менталитет, обычаи и традиции;

 сущность  и специфика профессиональной  деятельности;

 социокультурные  условия и ценностные ориентиры  государства и общества;

 индивидуальное  и групповое этическое сознание  специалистов;

 зарубежные профессионально-этические  системы социальной работы.

Каждый  вид профессиональной деятельности существенно отличается от других, что требует еще большей конкретизации этических систем, учета специфики конкретного вида деятельности.

Главная специфика  социальной работы заключается в  ее смысле и сущности, которые реализуются  непосредственно в деятельности и требуют соответствующей этической регламентации каждого из элементов этой деятельности.

Профессиональная деятельность соцработника требует бескорыстной заботы о человеке, направленной на разрешение проблем, облегчение жизненной ситуации клиента. Социальный работник должен способствовать изменению психо - эмоционального статуса клиента, вселять в него надежду и оптимизм. В целом социальный работник в своей профессиональной деятельности должен быть носителем высоких идеалов и принципов.  

Определенное  влияние оказывают на содержание профессионально-этической системы этические кодексы социальных работников зарубежных стран. Обращение к опыту зарубежных коллег целесообразно: оно позволяло ускорить процесс становления отечественной модели социальной работы на базе уже имеющегося мирового опыта путем заимствования его лучших образцов. Использование зарубежного опыта имеет ограничения: любая модель, жизнеспособна, когда она учитывает национальные особенности условий жизни, менталитета, ожиданий населения. Поэтому заимствованы, могут быть наднациональные элементы профессиональной этики, имеющие общечеловеческое значение.

Социальная работа и профессионально-этическая система носит гуманистический характер. (гуманизм - отношение к людям, проникнутое любовью, заботой об их благе, уважением к человеческому достоинству )

Гуманизирующее влияние может осуществляться через специалистов на клиентов и их близких,  на представителей органов и учреждений, с которыми социальный работник вступает в профессиональные отношения различными путями:

 прямое и направленное влияние социального работника на клиента с целью совершенствования его личности, ее гуманизации, и посредством этого – гуманизации общественных отношений.

 непосредственное общение социального работника и клиента приводит во взаимодействие их моральные сознания. При этом клиент, для которого социальный работник является авторитетной личностью, объектом уважения, может стать образцом, который клиент осознанно или неосознанно будет копировать, тем самым воспроизводя те личностные качества, которые воплощены в социальном работнике. Самосовершенствание клиента, безусловно, отразится на отношениях, в которые он вступает, гуманизируя их.

 взаимодействие  социального работника и клиента  может убедить последнего в  ценности высоких моральных принципов, гуманного отношения к человеку. Новые, более гуманные жизненные принципы и правила клиента могут быть опредмечены в отношениях, в которые он вступает.

 аналогичные механизмы гуманизации общественных отношений могут быть задействованы в случаях, когда социальный работник вступает в профессиональное общение и взаимодействие с окружением клиента, представителями различных органов и учреждений, частными лицами.

личность  специалиста, безусловно, испытывает существенное влияние, оказываемое на нее смыслом и содержанием профессиональной деятельности. Влияние профессии, как известно, не ограничено рамками рабочего времени, а распространяется и на обыденную жизнедеятельность, поскольку личности, как правило, свойственны целостность и гармоничность. Это значит, что влияние личности социального работника на его собственное окружение может быть аналогичным тому, которое имеется в профессиональном плане.

Социальная работа действительно может стать существенным средством и условием гуманизации общественных отношений, причем это гуманизирующее влияние она оказывает как непосредственно, своим смыслом и содержанием на социальных работников и их клиентов, так и опосредованно, через представителей профессиональной группы.

Профессионально-этическая система социальной работы представляет собой ценность для личности, в первую очередь, специалиста и его клиента, поскольку обусловливает повышение эффективности их взаимодействия, гарантирует права клиента, обусловливает совершенствование их личностей.

Тенденций  развития этической системы социальной работы:

  • общие тенденции в развитии научного знания, в первую очередь, в развитии общей философской этики. в части осознания, осмысления и утверждения ее как относительно самостоятельной отрасли знания, оформления в виде целостной системы воззрений, отражающей реальные условия деятельности.
  • тенденции в развитии профессиональной социальной работы;следует признать нарастание потребности во введении в нее системы санкций за отступления от должного поведения, нарушение норм и принципов профессиональной этики с целью повышения эффективности и авторитета социальной работы
  • тенденции в развитии ценностных ориентиров государства; оказывающих влияние на этику социальной работы, выступают попытки абсолютизации формальной свободы, демократии, индивидуализма, личного материального успеха при одновременном обесценивании солидарности, коллективизма, равенства и социальной справедливости, труда и других социально значимых ценностей
  • ценностные ориентации современного российского общества. Основные тенденции развития этики профессиональной социальной работы лежат в плоскости движения общества и человечества к социальному прогрессу и предполагают осознание, осмысление и утверждение ее как относительно самостоятельной отрасли знания, оформление в виде целостной системы воззрений, отражающей реальные условия деятельности, обоснование и проработку отдельных структурных элементов, специализацию и детализацию в зависимости от сферы непосредственной практической деятельности специалистов, дальнейшее совершенствование ее в части детальной проработки структурных элементов в связи с многоплановостью, многоуровневостью и многофункциональностью социальной работы, наличием в ней различных форм и методов деятельности.

Важнейшей тенденцией представляется стремление к утверждению и реализации в практической деятельности таких  ценностей, как солидарность, коллективизм, равенство индивидов при соблюдении свободы личности и социальной справедливости в отношении нее, социально-экономическое и правовое равенство граждан во всех сферах их жизнедеятельности, непосредственная реализация которых в отношении социально слабых слоев населения возложена на социальную работу. Тенденции к приобретению социальной работой статуса профессиональной социальной деятельности в масштабах социума, направленной на преобразование личности, социума в интересах личности и ее разнообразных взаимосвязей, к объективному повышению ее значимости в жизнедеятельности социума и профессионализации социальной работы вызовут естественное усиление ее направленности на служение интересам общества и отказ от корпоративности.

На этой основе происходит процесс гуманизации и в самой  социальной работе как специфической  профессиональной деятельности, а следовательно, повышается роль ее этической системы как структурообразующей и смыслообразующей компоненты. Вследствие этого неизбежно повысится роль этической системы социальной работы в системе общественной морали как одного из механизмов гуманизации общественных отношений. В этой связи особую значимость приобретает выдвижение и обоснование этического идеала социальной работы, основанного на принципах и ценностях, реализация которых направлена на создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности клиентов, максимальной в данных конкретно-исторических условях их самоактуализации и самореализации, благодаря чему могут быть в полной мере реализованы права человека на свободу и справедливость, счастье и развитие и, тем самым, будет достигнута главная цель профессиональной социальной работы  - социально активная личность, благо клиента и общества, гуманность общественных отношений.

Этический идеал социальной работы является в то же время важным структурным элементом общественного  идеала, в качестве которого рассматривается благо человека как всесторонне и гармонически развитой личности. В качестве средства реализации общественного идеала в настоящее время в России рассматривается построение социального государства, в котором достигнуто органическое единение общества и личности на основе их общих интересов; целостное общество, в котором обеспечено конструктивное взаимодействие всех социальных слоев и групп на основе принципа солидарности; социально активная, творческая личность, субъектно участвующая в социальной деятельности. Роль профессиональной социальной работы как непременной функции общественного бытия и ее этической системы в этой связи будут непрерывно возрастать.

Но при этом, конечно, нельзя говорить, что этическая система социальной работа может приобрести черты глобальности или стать самодостаточной. Безусловно, этическая регуляция деятельности является наиболее универсальной: с помощью этики можно регулировать не только данность, т.е. отношения, поступки, действия уже существующие, но и то, что еще не опредмечено: устремления, интересы и т.п. Не только дела, но и мысли человека можно регулировать с помощью этических норм и правил. Верно и то, что этическая система социальной работы, в силу специфики деятельности, вбирает в себя лучшее из мировой и национальной этической теории и практики. Это не значит, однако, что в социальной работе достаточно одной только профессиональной этики для регулирования как действий специалистов, так и самой деятельности. Социальная работа нуждается в самых разнообразных ресурсах общества, и значит, соответствующими методами должна регулироваться.  Социальная работа – открытая система, и приходя с соприкосновение с другими системами, она должна экспонировать соответствующие элементы. Если некая система (например, здравоохранение) регулируется не только этическими, но и правовыми, экономическими и другими методами, то для организации взаимодействия с ней социальная работа должна иметь аналогичные методы регуляции. Иначе говоря, желательно, чтобы связи между системами были однотипными и адекватными друг другу, поскольку именно это делает их довольно устойчивыми.

Этическая компонента является одной  из важнейших, однако далеко не единственной в социальной работе. Она должна играть в социальной практике и теории роль одного из факторов, детерминирующих деятельность специалиста и ее эффективность наряду с сущностными, правовыми, экономическими и другими детерминантами. Этическая система социальной работы и сама социальная работа являются по отношению друг к другу взаимовлияющими факторами: профессиональная социальная работа в силу своей специфики оказывает влияние на сущность и содержание этической системы, в то время как этическая система влияет на смысл, сущность, содержание и эффективность социальной работы. Поэтому этическая регуляция социальной работы не может быть единственной. При этом система социальной работы имеет доминирующее значение по отношению к этической системе в силу того, что та является одним из ее элементов, а этическая система социальной работы приобретает доминантный характер над системой социальной работы в силу того, что является частью этической системы общества, являющейся наиболее существенной формой регуляции образа жизни социума. В силу этого обстоятельства в различные периоды времени и на различных этапах развития общества и социальной работы как профессиональной деятельности ее профессиональная этическая система может приобретать ту или иную значимость.

С другой стороны, профессионально-этическая  система социальной работы не может  стать самодостаточной уже потому, что она вызрела в лоне общей философской этики, общественной морали, национальных обычаев и традиций. Социальные работники, будучи членами общества, неизбежно привносят в социальную работу и ее этическую систему элементы общественной морали. Меняющиеся условия жизни общества и человека вызывают соответствующие изменения в моральных устоях, наиболее явно проявляясь в реальных нравах. Этическая система социальной работы, как и сама социальная работа, не может не отвечать изменившимся потребностям общества и человека, по крайней мере той их части, что соответствует представлениям о благе. Это, с одной стороны, делает профессионально-этическую систему в известной степени уязвимой, поскольку влияние реальных нравов и общественной морали может быть не всегда позитивным, но с другой стороны, это влияние не дает ей стать застывшим, косным, оторванным от реальности учением, представляющим лишь абстрактный интерес. Поэтому самодостаточность профессионально-этической системы не может быть полной и исчерпывающей, несмотря на универсальность этики как инструмента для оценки, анализа и регулирования любого феномена или процесса.


Информация о работе Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы