Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:58, статья
Компьютерная революция порождает множество проблем гуманитарного характера, в том числе принципиально новые моральные вопросы. В самом общем смысле компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственным предписания и своего рода этикетные нормы.
Моральные дилеммы в компьютерной этике.
Автором статьи является: Дедюлина Марина Анатольевна, кандидат философских наук, доцент.
Статья опубликована: М.А. Дедюлина. Этико-правовое пространство информационно-компьютерных технологий.
Актуальность темы непосредственно следует из названия работы:
«Моральные дилеммы в компьютерной этике».
Автор данной статьи акцентирует внимание на том, что компьютерные и телекоммуникационные технологии проникают в науку, культуру, образование, экономику и политику. Предварительные исследования по данной проблеме показали, что можно выделить два направления изучения влияния информационных технологий: влияние на личность и влияние на социальные институты, организации, рынки, социальные сети. Исследователи подтверждают переход граждан современных развитых государств к постэкономической системе ценностей, которая может быть представлена как сдвиг вверх в иерархии потребностей по А. Маслоу: рост значимости потребностей в принадлежности, признании и самоактуализации по мере удовлетворения первичных материальных потребностей. Этот фактор проявляется не только в росте объемов неоплачиваемой или частично оплачиваемой «волонтерской» деятельности в негосударственных некоммерческих организациях, но даже в производстве программного обеспечения.
Компьютерная революция и новые моральные вопросы
Компьютерная революция порождает множество проблем гуманитарного характера, в том числе принципиально новые моральные вопросы. В самом общем смысле компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственным предписания и своего рода этикетные нормы. Во-первых — это проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей. Во-вторых - проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий. В-третьих, группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением их статуса. Естественно, что вышеназванные проблемы являются лишь частью компьютерной этики.
Развитие теоретического фундамента и методологических принципов анализа проблем морали в компьютерной этике происходит в двух направлениях. Одно из них связано с попыткой приложения уже хорошо разработанных в рамках этики идей и принципов (утилитаризма, «золотого правила» нравственности, кантовского категорического императива, консеквенциализма) к проблемам морали, возникающим в социуме. В данном подходе за моральными проблемами, связанными с информационными технологиями, не признается специфического характера. Речь, в таком случае, идет просто о необходимости распространения того, что уже давно известно («золотого правила» нравственности, например) на область взаимодействия между людьми посредством компьютеров и сетей. Второе направление предполагает создание уникального, специфического базиса компьютерной этики, в котором учитывалась бы специфика действий субъекта нравственности при работе с компьютером в виртуальной среде. В целом исследования в рамках компьютерной этике ориентированы на: 1)логическое доказательство, со смещением в сферу доказательства по аналогии; 2)эмпирическое обоснование, со смещением в область анализа отдельных случаев;3)разрешение возникающих проблем на основе пунктов 1-2; 4)принятие решений на основе пунктов 1-3. Ее цель состоит в том, чтобы достигнуть практически применимого решения на основе некоторых этических принципов и правил обобщенного характера, но важное место занимает и анализ конкретных случаев.
Кодексы компьютерной этики
Наиболее яркое свое воплощение компьютерная этика получила в области разработки моральных кодексов. Весьма показательно отношение к рассматриваемой проблеме в США, где первый кодекс компьютерной этики был разработан в 1979 году. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, учёные и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим: 1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям; 2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей; 3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования; 4) не использовать компьютер для воровства; 5) не использовать компьютер для распространения ложной информации; 6) не использовать ворованное программное обеспечение; 7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность; 8)не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации; 9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете; 10)использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.
Основные принципы компьютерной этики
Предварительные исследования по данной проблеме показали, практически все существующие кодексы по компьютерной этике опираются на содержании общечеловеческих ценностей. Они не регламентируют выполнение конкретных действий, совершаемых в той или иной ситуации, а создают основу для принятия индивидуальных нравственных решений. Вопрос о практической значимости таких кодексов остается открытым. В рамках компьютерной этики разработаны четыре главных принципа, на соблюдении которых основаны, кроме прочего, и моральные кодексы: 1) privacy (тайна частной жизни); 2) accuracy; 3) property); 4) accessibility . Принцип "privacy" выражает право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в неё органов власти и других людей. Он связан, с одной стороны, с проблемой защиты конфиденциальной информации, а другой стороны, этот принцип выражает отношения между властью, законом и правами личности, в частности, правом на свободу слова. Принцип "accuracy" предполагает соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям. Принцип "property" означает неприкосновенность частной собственности и является основой имущественного порядка в экономике. Принцип "accessibility" - один из главных принципов информационного общества, определяет право граждан на информацию и предполагает доступность для каждого субъекта общества информацией иных технологий и любой, необходимой для него информации, разрешенной для доступа, в любое время и в любом месте.. В США, Австралии, Великобритании и некоторых других странах созданы институты, исследующие проблемы социального воздействия компьютерных технологий на личность и общество, разрабатывающие соответствующие рекомендации и методы их внедрения в общественное сознание. Если традиционные этические представления антропоцентричны, то время как проблемы компьютерной этики не предполагают непосредственной формы этих отношений, а поэтому к ним, в известной степени, неприменимы классические представления. Кроме того, работа с компьютером зачастую воспринимается как игра, имеет игровую природу. По этой линии аргументации разрабатывается новый фундамент анализа проблем компьютерной этики. Выделяются следующие положения:1) невозможно точно просчитать в терминах последствий и эффектов, каким образом результаты тех или иных действий, совершаемых в «виртуальной реальности», отразятся на действительности; 2) расстояние между субъектом действия и объектом, на который направлен поступок, в компьютерных сетях очень велико, что ставит под сомнение возможность непосредственной реакции на поступок и ответственности за совершенные действия; 3) высокая анонимность действий в «виртуальной реальности» изменяет представление субъекта о самом себе, он не склонен рассматривать свои поступке сквозь призму межличностных отношений, а переводит их в область технических операций или интеллектуальных игр, что автоматически блокирует действие нравственных регулятивов поведения, предполагающих отношение между людьми, т.е. между «Я» и «Ты»; 4) ограничение значения моральных норм сферой межличностных отношений приводит к тому, что, даже совершая компьютерное преступление, человек не чувствует себя виновным и ответственным за свои поступки. Новый теоретический фундамент компьютерной этики может быть построен на постулировании ценности самой информационной среды, т.е. технике, технологии и информации. В таком случае любое действие, наносящее вред либо технике, либо технологии и ее возможностям имеет отрицательное значение, т.е. безнравственно, и наоборот. С точки зрения традиционной этики, отрицательная оценка компьютерных вирусов устанавливается в-перспективе страдающей стороны, т.е. основной акцент делается на моральном ущербе, наносимом такого рода программами другим людям. Невозможно оценить проблему компьютерных вирусов как с точки зрения подсчета последствий и эффектов, так и используя «золотое правило» нравственности: объектом, на который направлено действие этих программ, является информация, а не человек, сами же поступки осуществляются в виртуальной среде, а не в сфере межличностных отношений. С точки зрения информационной этики, оценка действий происходит в перспективе определения влияния того или иного поступка на информационную среду. Идеальным поступком в рамках рассмотренных положений признается тот, который в результате не наносит вреда информационному пространству, а наоборот, улучшает его. Нравственная норма, в таком случае, могла бы быть сформулирована так: «Заботься, насколько это возможно, об улучшении информационной среды и не наноси ей вреда».
Различие в рассмотренных подходах к анализу проблем компьютерной этики обусловлено областями приложения результатов проводимого исследования. Моральные кодексы направлены на применение в тех областях информационного общества, в которых существует возможность контроля поступков. Второй подход пытается «работать» там, где такая возможность минимальна, в результате чего ориентированные на него исследования концентрируется вокруг самого субъекта деятельности, его ценностей, с учетом персональной ответственности и развития морального самосознания. Вместе с тем, большое внимание уделяется также разработке теоретического фундамента, опираясь на который можно было бы анализировать отдельные случаи.
Рассмотренные здесь проблемы и положения компьютерной этики составляют лишь часть реального многообразия ее тем. К сожалению, приходится констатировать, что в нашей стране практически не существует специальных исследований по проблемам компьютерной этики. Практически все проблемы компьютерной этики носят «открытый» характер. Наиболее острыми и актуальными можно считать проблемы, связанные с оценкой деятельности хакеров, защитой авторских прав и прав личности в информационном пространстве. Но даже в тех областях компьютерной этики, где разработан теоретический фундамент анализа моральных проблем и выработаны конкретные нормы, принципы и рекомендации, как, например, в компьютерных кодексах, возникают такие дилеммы, которые не имеют очевидного правильного решения.
2