Любовь и счастье в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Любовь и счастье - одни из основных тем философского знания со времен античности до наших дней. Эти понятия всегда интересовали многих мыслителей, каждый из терминов был широко разработан и имел большое количество различных, порой противоречивых подходов. В настоящее время под счастьем принято понимать полное удовлетворение человеком своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей. А любовь - самое, наверное, загадочное и самое двойственное из человеческих чувств.

Оглавление

Введение 3
Любовь как нравственная категория 4
Счастье в нравственной жизни человека 9
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Этика.docx

— 35.20 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

3

1.

Любовь как нравственная категория

4

2.

Счастье в нравственной жизни  человека

9

Заключение

12

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13


 

 

Введение

Любовь и счастье - одни из основных тем философского знания со времен античности до наших дней. Эти понятия всегда интересовали многих мыслителей, каждый из терминов был широко разработан и имел большое количество различных, порой противоречивых подходов. В настоящее время под счастьем принято понимать полное удовлетворение человеком своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей. А любовь - самое, наверное, загадочное и самое двойственное из человеческих чувств.

Целью данной контрольной работы является: понять нравственный смысл любви  и смысла счастья в жизни человека, используя различные источники, в том числе и философские.

Методы исследования: анализ научной, публицистической литературы, обращение  к материалам произведений авторов  античной философии и писателей  прошлых веков и современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Любовь как нравственная категория

В широком смысле любовь - это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче.1 Любовь - понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и мужчины.

Любовь - чувство целенаправленной привязанности к субъекту или объекту, требующее постоянных и тесных контактов с ними. Основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может быть все, что угодно, в то время как дружба - это двусторонняя связь с другим человеком. Кроме того, дружеские отношения, несмотря на их индивидуальность и конкретность, более унифицированы по формам проявления, нежели отношения любовные. Любовь имеет самые многообразные формы и способы проявления. Любовь относится к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и создав свои ритуалы, с годами не меняется. Любовь постоянно развивается, меняя свою силу, направленность, формы существования. Но неверно считать, что любовь - это отношение только к конкретному человеку, к объекту любви. Если человек любит только одного, это установка расширенного эгоизма, любовь - это форма отношения к миру в целом.

Общие признаки любви: потребность  в соединении с объектом любви, будь то вещи, люди, материальные объекты, процессы или духовные сущности. То есть можно любить украшения, родителей, сбор грибов или поэзию и стремиться получать то, что любишь или делать то, что любишь, наслаждаться близостью с объектом любви. Нельзя сказать, что любовь всегда имеет одинаковую нравственную ценность: нельзя сравнивать любовь к шоколаду и любовь к матери, любовь к животным и любовь к своей стране. Но любая любовь имеет нравственную ценность в контексте поведения человека. Если из любви к шоколаду человек готов его украсть, то его любовь безнравственна и социально опасна.

Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно  выделить: общую установку на любовь, т.е. открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой в возвышении личности; любовь к объектам, так сказать, высшего порядка - Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; индивидуальную любовь к родителям, детям, мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку; любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.

Индивидуальная половая любовь - межличностное единство с другим человеком. Однако можно ли любое межличностное единство назвать любовью? Любить в нравственном смысле означает, прежде всего, давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого человека. Таким образом, мы побуждаем другого так же отдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность любить, отдавая, зависит от развития личности.

Древние греки различали четыре вида любви:

Эрос - восторженная влюбленность, телесная и духовная страсть, буйная тяга к обладанию любимым человеком. Это страсть больше для себя, в ней много эгоцентризма. Она «мужского типа», это скорее чувство пылкого юноши или молодого мужчины; она реже встречается у женщин.

Филиа - любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. В психологическом отношении она ближе всего к любви молодой девушки. У греков филиа соединяла не только возлюбленных, но и друзей.

Агапе - альтруистическая, духовная любовь, полная жертвенности и самоотречения, построенная на снисходительности и прощении, похожая на материнскую любовь. Это любовь не ради себя, а ради другого. У греков это не только любовное чувство, но и идеал гуманной любви к ближнему. Стпорге - любовь-нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Она выросла из естественной привязанности к родным и подчеркивает плотское и душевное родство любящих. Этическая, нравственная природа любви глубоко раскрыта русским философом Вл. Соловьевым в трактате «Смысл любви». По Соловьеву, смысл человеческой любви есть «оправдание и спасение индивидуальности через жертвы эгоизма».

Любовь для Соловьева - не только субъективное переживание, но и активное вторжение в жизнь. Как дар речи состоит не в говорении самом по себе, а в передаче мысли через слово, так истинное назначение любви не в простом переживании чувства, а в том, что благодаря ему совершается преображение социальной и природной среды.

Соловьев видит у любви пять возможных путей развития - два ложных и три истинных. Первый ложный путь любви - «адский» - мучительная неразделенная страсть. Второй, тоже ложный - «животный» - неразборчивое удовлетворение полового влечения. Третий путь (первый истинный) - брак. Четвертый - аскетизм. Высший, пятый путь - это Божественная любовь, когда перед нами предстает не пол - «половина человека», а целый человек в соединении мужского и женского начал. Человек становится в этом случае «сверхчеловеком»; именно здесь он решает главную задачу любви - увековечить любимое, спасти его от смерти и тлена. При этом суть, смысл любви определяется им через меру. Но, как и чем можно измерить любовь? Определить это очень сложно. Никто не смог сделать это так точно, как Блаженный Августин, сказавший: «Мера любви - это любовь без меры».

Любовь - величайшая ценность, свойство и право свободного человека. Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает особая эстетика любви - тяга человека к совершенной жизни, которая строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости. Любовь объединяет одного человека с другим, помогая ему преодолеть чувство изоляции и одиночества. В любви имеет место парадокс: «два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Э. Фромм).

Однако любовь - это не счастливая случайность или мимолетный эпизод; любовь - искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку самопожертвованию. Э. Фромм выделяет пять элементов любви: давание, забота, ответственность, уважение и знание.

• Любовь как давание - это высочайшее проявление силы человека, способного отдавать, силы, рождающие ответную любовь - это способ самореализации, заключающийся в том, чтобы давать, а не брать.

• Любовь как проявление заботы и  интереса предполагает душевный отклик, изъявление многообразных чувств по отношению к любимому человеку. Она  созидательна и плодотворна, она  противостоит разрушению, конфликтности, вражде. Это форма продуктивной деятельности. Любовь как ответственность есть ответ на выраженные или невыраженные потребности другого человеческого  существа, состояние и готовность «отвечать». Любящий человек чувствует  ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность  за самого себя. В любви ответственность  касается, прежде всего, духовных потребностей другого человека.

Уважение в любви - это способность видеть и принимать человека таким, каков он есть, а не таким, каким он необходим мне в качестве средства для моих целей. Это готовность осознавать его уникальность и индивидуальность.

Но «уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность  были бы слепы, если бы их не направляло знание» (Э. Фромм). Знание - необходимый  аспект любви, позволяющий проникнуть в суть, «тайну» любимого человека и реализовать все другие аспекты  любви. Абсолютно полная, всеохватывающая  любовь предполагает органическое единство всех этих аспектов. Итак, любовь - это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение, и влечение, и относительно самостоятельное стремление, и потребность, и в этом качестве - высшая форма межличностного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Счастье в нравственной жизни человека

Счастье - это образное понятие, описывающее  состояние человека, причем, не только духовное, но и подразумевающее материальное благополучие.

Мы часто слышим такие слова: «Я счастлив» или «Это самый счастливый день в моей жизни!» Счастье так трудно обрести и сохранить потому, что оно требует наличия в человеке неких определенных качеств, наверное, особенно, чистоты, так как только тот, кто чист и светел душой, не обременен приземленными и низшими состояниями сознания: зависти, озлобленности, ревности, меркантильности, алчности и т.п.

Первые попытки решения проблемы счастья можно найти уже в самых ранних литературных памятниках древности: Ведах и упанишадах, «Песне арфиста», «Поучениях Кагемни», «Поучениях Птаххетена» и др., относящихся к III-II тысячелетиям до н. э. Они представляют собой в основном своеобразные своды правил поведения, выполнение которых могло бы, по мнению их авторов, предохранить человека от всевозможных ошибок, потерь, разочарований и трагедий. Форма поучения сохранилась и в более поздние времена в практически всех этических системах.

Мыслители древности расходились  в определении конкретных путей  достижения удовлетворенности жизнью. Ими было сформулировано два основных противоположных подхода к решению  проблемы счастья: аскетический и гедонический.

Четкая аскетическая направленность характерна для большинства этических концепций древнеиндийских философов, ранних стоиков, затем и для христианской религии. Так наивысшим счастьем стоики считали добродетель. «Кто хочет счастья, говорили они, пусть ограничивает потребности, ибо удовлетворение одних потребностей порождает другие. Потребности бесконечны, их невозможно удовлетворить».

Противоположный гедонический подход к решению проблемы счастья характерен для вавилонского эпоса о Гильгамеше, древнеегипетской «Песне арфиста», некоторым представителям древнеиндийской философской школы Червака, древнекитайского философа Ян-чжу, отдельных эпикурийцев, итальянского философа - гуманиста Лоренцо Валлы и др.

Гедонисты считали, что человек  может достичь счастья путем удовлетворения всех желаний и потребностей: физических, материальных и духовных в том числе. Высшая ценность жизни, по мнению Лоренцо Валлы, - ощущение «от сладостного возбуждения и удовольствия тела»2.

Человек так устроен, что он стремится  к обеспечению своих интересов. И чаще всего бывает, что достижение какого-то своего личного интереса человек рассматривает как элемент  счастья. Далее, стремясь к достижению оного, человек часто забывает о  средствах для избранной цели. Использование же этих средств порой  вступает в противоречие с интересами других людей, ибо «свобода одного заканчивается  там, где начинается свобода другого». Получается, что мы часто пытаемся построить свое личное счастье за счет окружающих. Это «счастье» недолговечно, так как противоречит основному  нравственному закону «поступай  с другими так, как ты хотел  бы, чтобы поступали с тобой».

Борьба за счастье - это борьба со своими пороками, недостатками, мешающими  жить нам и окружающим нас. Жизнь  освобождающегося от пороков человека наполняется особым смыслом - идеей  нравственного совершенствования. Каждый шаг вперед на этом пути - радость  маленькой победы, каждый шаг назад - боль и горечь поражения. Человек, вставший на этот путь, с одной стороны, испытывает наслаждение уже от того, что идет по нему, а с другой стороны, чувствует бремя огромной ответственности  перед Богом, ближними и самим  собой. С каждым успешным шагом на этом пути у нас прибавляется уверенность  в своих силах, повышается самооценка, крепнет вера и любовь. У человека появляется все больше сил и возможностей для выполнения второй важнейшей христианской заповеди: «Возлюби ближнего своего как самого себя».

С другой стороны, было бы большим  заблуждением понимать счастье как  результат достижения конечной цели устремлений человека - самого счастья. Если человек поставил высшей целью своей жизни достижение счастья и ничего более, то вряд ли это хоть сколько-нибудь согласуется с понятием нравственного мотива поведения. Не случайно японская мудрость гласит: «Счастье выпадает тому, кто его не ждет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Любовь и счастье в жизни человека