Кардиналистская полезность. Общая и предельная полезность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

Теория предельной полезности - основная часть учения, получившего название «маржинализм». Возникновение теории предельной полезности привело к революционным изменениям в теории стоимости. Главные идеи маржинализма состоят в следующем. Первое - неприемлемо определение стоимости затратами труда (или труда, земли и капитала). Второе -стоимость (ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...........……....2
1.Кардиналистская полезность. Обща и предельная полезность...........…....…3
2. Основные теории поведения потребителя........................................................5
3. Закон убывающей предельной полезности.......................................................6
4. Функции полезности...........................................................................................8
5. Принцип убывания предельной полезности...................................................11
6. Правило максимизации полезности ...............................................................13
Заключение………………………………………………............……………….15 Список используемой литературы……………………….............……………..17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.71 Кб (Скачать)

U (А) - U (Б)= U аб и U (В) = U (Г)= U вг ,

∆ U аб > ∆ Uвг либо ∆ U аб <∆ Uвг, либо ∆ Uаб = ∆ Uвг

Фактически это означает, что данный потребитель в данной ситуации оказывается в состоянии определить не только свои предпочтения как таковые, но и их интенсивность, поскольку он может указать, что для него разность в уровнях благосостояния при сравнительном потреблении наборов А и Б больше, меньше или равна разности в степени удовлетворенности при сравнительном потреблении наборов В и Г. При этом сами количественные оценки таких разностей в уровнях благосостояния не имеют абсолютного значения. Например, их можно все одновременно удвоить, утроить, уменьшить на одну и ту же величину и т. д. Все эти операции не повлияют на соотношение изменений (разностей) значений получаемых таким путем новых количественных функций полезности. В общем виде это можно выразить следующим образом: если U=f(X) является кардиналистской функцией полезности, то любая линейная функция V = t ( U ), где

t ( U ) = а + Ь * U и Ъ > О, также является количественной Функцией полезности. Таким образом, используя кардиналистскую функцию

полезности, мы увеличиваем степень ограниченности ее применения к экономической действительности, но взамен получаем возможность оценивать количественные различия между разными уровнями благосостояния данного потребителя в данной ситуации с точностью до линейного преобразования.

 

5.Принцип убывания предельной полезности.

Введенное Джереми Бентамом понятие «наибольшее благо для наибольшего числа» было весьма далеко от науки. В конце XIX в. Уильям Стэнли Джевонс (и ряд других экономистов, работавших независимо друг от друга) первым сделай важный шаг вперед в понимании рационального выбора потребителей, разработав принцип убывающей предельной полезности. Этот шаг был основан на осознании того факта, что большинство случаев выбора потребителей несводится к принятию решений типа «все или ничего» (примером такого решения может быть выбор между тем, чтобы начать курить и тем, чтобы дать зарок вообще никогда не курить). Решения потребителей являются инкрементальными, имеющими приростной характер. (Причем два различных варианта выбора, например, о потреблении того или иного продукта, могут различаться между собой на бесконечно малую физическую величину реального потребления этого продукта — прим. ред.) Примером решения этого рода может послужить решение съедать каждый месяц на одного цыпленка больше, чем обычно. В тех случаях, когда экономисты характеризуют результаты того, что нечто сделано в чуть большем или чуть меньшем объеме, они пользуются прилагательным предельный («маргинальный»). Таким образом; предельная полезность некоего блага (товара или услуги — прим. ред.) представляет собой величину добавочной, дополнительной полезности, которую получает потребитель от потребления еще одной единицы блага (при прочих равных условиях).

Принцип убывания предельной полезности, сформулированный Джевонсом и другими экономистами, состоит в том, что чем больше количество потребленных благ, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Данный принцип был сформулирован скорее на основе самоанализа (букв, «интроспекции» — прим. пер.), нежели на основе наблюдений.

Возможно вы испытали убывание предельной полезности на себе. Представьте себе, что вы пришли на вечеринку. Вас мучает жажда. Хозяин дома ставит перед вами ведерко со льдом, полное банок холодной содовой воды, вы хватаете банку и... о, радость! Стрелка «измерителя полезности» в вашем мозгу взлетает до цифры 10. Через несколько минут вы хватаете еще одну банку.

Она кажется вам замечательной, хотя принесенное ею удовлетворение все же не идет ни в какое сравнение с тем, что принесла вам первая банка. Оцените его в 7 единиц. Несколько позже вы добираетесь и до третьей по счету банки. Вы делаете несколько глотков, но вода кажется вам чересчур сладкой. Вы оставляете банку не выпитой до конца. Стрелка вашего «измерителя полезности» упала до нуля; оставшиеся не выпитыми глотки не принесут вам вообще никакого удовлетворения.

По мере того, как растет величина потребления данного блага, величина полезности, полученной от потребления каждой добавочной единицы этого блага, сокращается. На графике показаны гипотетические данные о полезности потребления содовой воды неким потребителем. Цифры носят исключительно иллюстративный характер, на практике измерение полезности невозможно.

 

Рис. 5.1. Убывающая предельная полезность

Конечно, полезность — понятие субъективное. Никто еще не изобрел «измеритель полезности», который можно было бы подсоединить к живому человеку и измерить полученную полезность с той же легкостью, с какой можно измерить артериальное давление. Однако представьте себе, что такой прибор существует. Если вы позволили подключить себя к этому прибору на время вечеринки и фиксировали результаты, то они бы выглядели примерно так, как это показано на рис. График демонстрирует обратную зависимость между объемом потребления и предельной полезностью, т. е. удовлетворением, полученным от потребления еще одной банки содовой воды. Линия выглядит нечетко, имеет волнистый характер, потому что полезность трудно оценить числом. Однако мы можем сказать, когда полезность растет или падает, так что отрицательный наклон кривой предельной полезности.

 

6.Правило максимизации полезности .

Суть правила максимизации полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность. Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.

На языке алгебры правило максимизации полезности выглядит следующим образом:

М U продукта А /Цена продукта А = М U продукта В/ Цена продукта В

где МU — предельная полезность.

Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны, а доход полностью израсходован. Например, потребитель располагает 12 долларами. Давайте предположим, что комбинация из 6 ед. товара А (по цене 1,5 дол.) и 3 ед. товара Б (по цене 1 долл.) отвечает требованиям максимизации полезности. Вследствие этого 12-долларовый доход потребителя будет истрачен полностью.

Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса. Основными факторами, определяющими кривую спроса на определенный продукт, являются: 1) денежный доход; 2) цены на товары и услуги, а также 3) предпочтения и вкусы. Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом.

Полезность, как и предельная полезность, включает важный психологический компонент: люди хотят потреблять только те продукты, которые приносят им удовлетворение, и отказываются от вещей, к которым они безразличны. В связи с этим более глубокое объяснение поведения потребителя можно дать при помощи: 1) бюджетных (доходных) линий и 2) кривых безразличия.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

При изучении этой темы я поняла,  что и в наше время теория предельной полезности играет важную роль.

Теория предельной полезности напрямую связана с потребностями человека, поэтому ее появление понятно и оправдано. С развитием человечества появляется все больше видов деятельности, а следовательно и потребностей. И теория объясняет, как человек удовлетворяет эти материальные и духовные потребности с максимальной выгодой для своего бюджета.

Таким образом, процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений составляет потребительское поведение. Потребительский выбор в условиях рыночной экономики всегда связан не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных вариантов выбора.

Следует различать общую, предельную и взвешенную предельную полезность. Поведение потребителя также можно охарактеризовать с помощью потребительских предпочтений на основе описания кривых безразличия и бюджетных ограничений. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя..Равновесие потребителя наступает тогда, когда у него отсутствуют стимулы изменять потребительский набор благ. Достигается такое равновесие в точке совпадения наклона линии бюджетных возможностей с наклоном кривой безразличия. Равновесие потребителя может изменяться под влиянием изменения цен. Эффект изменения цены распадается на эффект дохода (с падением цены товара при неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход потребителя, его возможность приобрести данный товар) и эффект замещения (с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении более дорогие товары-субституты).

Кривые безразличия, представляющие все сочетания товаров и услуг, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, не возрастают и не могут пересекаться.

Потребительские предпочтения могут быть полностью описаны совокупностью кривых безразличия, или картой безразличия. Такая карта безразличия обеспечивает порядковое ранжирование всех наборов благ, которые может выбрать потребитель.

Когда анализируется выбор при наличии риска или проводятся сравнения между отдельными людьми, могут оказаться важными количественные характеристики функции полезности. Функции полезности, которые мы изучаем,  обычно  соответствуют  принципу убывающей предельной полезности: чем больше потребляется товара, тем меньше приращение полезности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. А.Г. Грязнова «Микроэкономика», М: КНОРУС 2006.

2. Носова С.С. «Экономическая  теория», М: КНОРУС 2007.

3. Ивашкоский С.Н. «Микроэкономика», Издательство «Дело» 2000.

4. А.И. Архипова «Экономическая  теория», М: Проспект 2007.

5. Корниенко О.В. «Микроэкономика», Ростов-на Дону: Феникс 2005.

6. В.С. Автономов. 50 лекций  по микроэкономике. В. шк. Экон. 2000.

7. Пиндайк, Роберт С. Микроэкономика. М.: Дело 2000.

8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма 2006.

9. Симкина Л.Г. Микроэкономика. Питер 2002.

10. Куликов Л.М. Основы  экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

 

 

 


Информация о работе Кардиналистская полезность. Общая и предельная полезность