Юридическая этика как вид профессиональной этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Профессионально - этическая культура юриста – это интегративное личностное образование, отражающее готовность и способность специалиста к осуществлению личностно-делового общения на основе гуманного, профессионально-толерантного взгляда на клиентов, субъектов правозащитной деятельности. Она отражает системную целостность знаний, умений и навыков в области профессиональных коммуникаций, позволяющих успешно решать задачи в ситуации личностно-деловых контактов в рамках правового поля.
Происходящие изменения, в российском обществе за последние десять лет, значительно повысили требования, предъявляемые к специалистам юридического профиля. Интеграция Российской Федерации в единое правовое пространство Европейского союза, осознание необходимости взаимопонимания и сотрудничества в правовых вопросах с различными странами мира, высокая потребность в межкультурной коммуникации, обеспечение национальной правовой безопасности России, – все вышеперечисленное инициирует появление в системе вузовского образования юристов новых направлений профессиональной подготовки, ориентированных на формирование профессиональной компетентности, профессионально-этической культуры специалиста.
Психология изучает воздействие социально-психологических факторов на поведение личности (общественное мнение, подражание, внушение и пр.), этика же интересуется императивно-оценочной, ненормативной стороной общения и компонентами индивидуального морального сознания. Однако этическое познание исследует эти компоненты как носителей специфичного содержания, для него важны нравственные показатели человеческого поведения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Особенности профессии юриста и их нравственное значение …………..…4
2. Юридическая этика, её содержание и значение ………………….….........6
3. Профессиональный долг, ответственность и совесть юриста ……….……10
4. "Созвездие" нравственных качеств юриста……………………………...…..14
Заключение………………………………………………………………………...17
Список использованных источников.……………………………………19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.51 Кб (Скачать)

      В настоящее время в нашей стране образование переживает нелёгкие времена. Общеизвестно, что юридическое образование  занимает приоритетное место в системе  высшей школы, т.к. оно призвано сыграть  особую роль в условии формирования гражданского общества. В целом юридическая  наука РФ в данных условиях получает качественно новые основы для  собственного развития. Впервые в  истории России ей представляется возможность  стать важнейшим институтом гражданского общества. Задача же учёных юристов – способствовать ей (юридической науке) реализовать эту миссию.

      Непрерывное образование признано во всём мире, как мощное средство направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и духовно-нравственном смыслах. В настоящее время российское законодательство пытается реформировать  систему высшего образования, приближая  её к мировым стандартам. Придерживаясь  международного законодательства об образовании, пытаться обеспечить каждому человеку получение высокого уровня образования, особенно это необходимо в сфере  юриспруденции.

      Система юридического образования охватывает государственные вузы, муниципальные  образовательные учреждения и негосударственные  вузы и факультеты. До начала перестройки  государство полностью управляло  образовательными учреждениями. Но положение  изменилось после проведённых в  стране реформ конца 80-х – начала 90-х годов. Роль государства в  управлении образования стола определяться Законом об образовании от 10 июля 1992г (с изменениями в 1995г). В нём  значительно расширена самостоятельность  учебных заведений и введена  самоуправляемость. Допущены платные  дополнительные образовательные услуги, вузы получили возможность самим  устанавливать зарплату преподавателям, разрабатывать образовательные  программы и учебных курсов и  т.д. (ст.32,35,36,39,45 Закона РФ об образовании).

      Но  всё же государства оставило за собой  право инспектировать любое образовательное  учреждение на территории России «в порядке  надзора» (п.7 ст. 30 указанного Закона) и  устанавливать Стандарты, «определяющие  обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (п. 1 ст. 7 Закона). Федерация в лице её органов власти и управления выдаёт лицензию на право открытия учебных  заведений, проводит их аттестацию и  аккредитацию.

      Для государственных вузов с платной  формой обучения Госкомвуз в декабре 1993 г разработал и ввёл государственный  стандарт бакалавра (4 года учёбы) по направлению 521400 «Юриспруденция». Строя систему  подготовки бакалавров по американскому образцу, авторы не учитывали, что в США после 4 лет обучения в колледже и получения степени бакалавра надо ещё

закончить трёх годичную правовую школу при  университете и только после этого  он может заниматься юридической  деятельностью. Но Госкомвуз разъяснил, что лица получившие звание бакалавра, вправе занимать гос. должности.

      В настоящее время в нашей стране образование переживает нелёгкие времена. Общеизвестно, что юридическое образование  занимает приоритетное место в системе  высшей школы, т.к. оно призвано сыграть  особую роль в условии формирования гражданского общества. В целом юридическая  наука РФ в данных условиях получает качественно новые основы для  собственного развития. Впервые в  истории России ей представляется возможность  стать важнейшим институтом гражданского общества. Задача же учёных юристов  – способствовать ей (юридической  науке) реализовать эту миссию.

      Непрерывное образование признано во всём мире, как мощное средство направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и духовно-нравственном смыслах. В настоящее время российское законодательство пытается реформировать  систему высшего образования, приближая  её к мировым стандартам. Придерживаясь  международного законодательства об образовании, пытаться обеспечить каждому человеку получение высокого уровня образования, особенно это необходимо в сфере  юриспруденции. 

     3. Профессиональный долг, ответственность и совесть юриста

       Где бы юрист ни работал: в суде, в прокуратуре, в милиции, в органах власти, в юридических службах фирм, – всей своей деятельностью он должен добиваться, чтобы проблемы и вопросы решались по праву, по закону.

     Юрист должен иметь не только высокую квалификацию в вопросах права и правоприменения  – он должен справедливо относиться к людям.

     Обеспечение престижа закладывается на стадии подготовки юриста-профессионала – в процессе юридического образования. Юридическое  образование – составная часть  образования в нашей стране и  задачи, которые поставлены перед  образованием, являются задачами юридического образования. Это, прежде всего его качество, во-вторых, непрерывность этого образования. В-третьих, интеграция образования и практики. В-четвертых, интеграция российского юридического образования в мировую систему в целом, и прежде всего в европейскую систему образования. Но юридическое образование имеет специфику, в силу этого эти задачи, они несколько трансформируются, и ряд из них невозможно решить силами только вузов.

      Деятельность  юриста всегда вызывала глубокое уважение и почитание, признавалось элитарной  и приоритетной в любой социальной среде. Сейчас, когда наше общество переживает трудные процессы демократизации и построения правовой государственности, особенно остро ощущается нехватка интеллектуальной правовой культуры во всех областях юридической деятельности.

      Юрист, работающий в сфере межличностного общения, кроме юристов – профессиональных знаний должен ещё владеть и высокой  культурой ведения диалога. Успех  и неуспех в работе юриста, удачи  или неудачи, достижения или просчёты во многом зависят от того насколько  он умеет работать с людьми, оперировать  фактами и правом применять нужную правовую форму. Это относится к  работе всех юристов без исключения. Но понимание права и значимости не сводиться лишь к знанию содержания законов и юридических норм, а  к прочному усвоению всей глубины  права, его основополагающих принципов  и идей. То есть усвоения права включает в себя овладение всеми его  сторонами и характеристиками. Глубоко  понимать право, – значит, знать  и его роли в жизни общества, о его ценности. Итак, мы пришли к  выводу, что Юрист – это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладает профессионально правовыми знаниями и умеющее применять их в практической деятельности.

      Результатом глубокой подготовки юриста, его специальных  знаний и оточенного умения является развитое чувство права и законности, своего рода правового и не правового  – та точность юридического знания и умения, которая выражает сущность юридической работы.

      Юрист – специалист принадлежит к особой группе профессий. Эта профессия, призвана обеспечить управление в обществе. По мнению болгарского философа В.С.Добриянова, в основе структуры общества лежит  четыре первичных компонента: материальное производство, воспроизводство людей  и управление. В соответствии с  этим самостоятельную группу профессий  состоят так же виды деятельности по управлению, в том числе деятельности юриста. В работе любого юриста, есть общие черты. Многие авторы имеют  различное мнение о классификации  этих черт. Но, наверное, самое точную классификацию приводит доктор юридических  наук, профессор, член – корреспондент  РАН С.С.Алексеев. по его мнению, основные черты таковы.

  1. Профессия юриста – непосредственно политическая профессия. В своей основе она является государственной работой, касающейся коренных вопросов политического характера…
  2. Юридическая специальность – профессия, условно говоря, точная. Она выражается в деятельности, которая основана на точных, строго фиксированных показателях…
  3. Профессия юриста – жизненная, глубоко человеческая специальность. Юристу в его работе приходится охватывать буквально все стороны жизни общества, деятельности человека – и хозяйство, и изобретательное дело, и семью, и многое другое…
  4. Особой чертой юридической профессии является то, что работа носит организаторский характер. Задача юриста организовать применение правовых норм, воплотить их в жизнь…..
  5. Ещё одна существенная черта. Профессия юрист – творческая профессия. Она выражается в творческом применении знаний, направленных на строгое осуществление начал законности…
  6. Наконец, профессия юрист характеризуется тем, что ему предоставлена большая самостоятельность в работе.

      Юристы  призваны работать за соблюдение законности. Но каждый юрист имеет свои профессиональные функции в зависимости от разновидности  юридической деятельности.

      В древнем Риме, где профессиональная юриспруденция во многих отношениях получило высокое (классическое), развитие, функции сводились к следующим трём:

      Ageve, т.е. руководить процессуальными действиями сторон в суде, в иных учреждениях давать советы о предъявлении иска и т.д.;

      Cavere, то есть составлять формулы документов юридического значения, отражать интересы клиента;

      Vespondere, т.е. советовать, давать консультации по юридическим вопросам, разъяснять их, и толковать юридические нормы.

      Цицерон говорить, что истинный законовед  – «это тот, кто сведущ в законах  и обычном праве… и который  умеет подавать советы, вести дела и охранять интересы клиента»

      Конечно, в этих кратких формулах не могло  быть учтено все разнообразие юридической  работы. Если же попытаться охарактеризовать главное в профессиональных функциях юриста на современном этапе, то, пожалуй, выявим что главное в них – это деятельность по ведению юридических дел.

      Юридические дела – это жизненные случаи, выступающие в качестве

обособленных, самостоятельных предметов юридического рассмотрения. К 

ним относится  преступления, гражданские споры, конфликты, возникающие в связи с применением  трудового законодательства, и всё  же другие случаи, которые требуют  рассмотрения и решения в соответствии с нормами права.

        И все эти дела имеют важное  значение. Это понимали ещё юристы  древности. Поэтому один из  первых образцовых в этом смысле  сводов законов – римское право  (XII таблиц) регулирует имущественные и гражданские отношения с огромной точностью. Многие нормы римского права технически настолько совершенны, что действуют и сейчас. А это значит, что и сегодня образцовый юрист должен знать римское право.

      Человек начавший работать в сфере борьбы с преступностью должен, прежде всего, понять всю сложность социальной жизни, её изнанки, он должен узнавать зло и людей его несущих, а  так же научиться самосовершенствоваться учиться и уметь учить других. Борьба с преступностью – это  главное направление деятельности юриста, но в то же время нельзя забывать о том, что те с кем приходится вести эту борьбу тоже были людьми, не совершавшими преступлений, не были настолько социально запущенными. Что их сделало такими? Надо вникнуть в это, для принятия правильного  решения. Для юриста не допустимо  потерять чувство объективности  даже тогда, когда в душе ты кипишь негодованием, если ты встал в ряды борцов с преступностью – не имеет  права. Сложность работы заключается  не только в том, что нужно работать с людьми и именно их поставить  на правильный жизненный путь, а  в том, что нужно каждодневно  проявлять широту взглядов, уметь  заглянуть и в будущее, разрабатывать  меры, с помощью которых можно  предупредить новое преступление. Это  самые необходимые качества тех  кто, став юристом, выберет путь борьбы с преступлениями. Умение понять человека, увидеть в преступление человека – очень важно. Может даже самое  важное. 

     4."Созвездие" нравственных качеств юриста

     Труд  юриста разнообразен и сложен. Вся  его деятельность протекает в  постоянном решении разнообразных  задач и поиске истины. Каждое новое  дело требует индивидуального подхода  и не похоже одно на другое, обладает особыми, только ему присущими признаками. Здесь юристу необходимо проявлять  такое качество, как инициативность, но все его шаги строго регламентированы и это отличает его труд от труда  других работников. Это налагает существенный отпечаток на личность человека. Его  труд разнообразен, но всегда протекает  в рамках дозволенного и через  это нельзя переступать, хотя возникают  ситуации, когда это необходимо.

     Для большинства юридических профессий  характерна высокая эмоциональность  труда, при этом очень часто возникают  отрицательные эмоции, которыми необходимо управлять и подавлять, не дать им выплеснуться наружу. Для этого необходим подбор кадров исходя из психологических, моральных и профессиональных характеристик каждого человека. Необходимо разрабатывать профессионограммы и профессиограммы для каждой конкретной юридической профессии, чтобы избежать ошибок при подборе сотрудников.

     Деятельность  многих юристов диктуется государством. Оно возлагает на органы юстиции  определённые задачи, создаёт условия  для подготовки и переподготовки юристов. Это очень важно, так  как способствует более высокой  квалификации сотрудников, более грамотному и квалифицированному решению дел, но и определяет повышенные требования к каждому работнику. Труд многих профессий сопряжён с наделением человека властными полномочиями, что  требует от него чувства ответственности  за свои действия.

     Основная  задача психологического юридического труда - выявление рациональных соотношений  между требованиями, которые предоставляются  законом и правовой свободой и  наличием творческого, самостоятельного начала в юридической работе. В  этом юридическая деятельность опирается  на экспериментальные данные различных  наук: психологии, социологии и др.

     Много трудностей подстерегает юриста в процессе его деятельности, много профессиональных и общетеоретических знаний требуется  от современного специалиста. Поэтому  каждому, исходя из своих личностных характеристик, а так же собственного желания, необходимо подобрать наиболее подходящую профессию и приложить  максимум усилий и стараний к выполнению своих профессиональных обязанностей. В этом случае не должно возникнуть серьёзных затруднений в выбранной  работе.

Информация о работе Юридическая этика как вид профессиональной этики