Этнопсихология

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:12, доклад

Краткое описание

Этническая психология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 4) проблемы национального характера; 5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

Файлы: 1 файл

этно.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

 

   семинар

 

  1)Этническое  возрождение или этнический парадокс  современности

В конце ХХ века ученые, заинтересованные в науках, изучающих человека в  современном мире, открыли новый  феномен — этническое возрождение  или этнический парадокс современности. Этот феномен состоит в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, новой волны повышенного интереса к этнической идентичности, языку, культуре, традициям и образу жизни. Ценностное отношение к традиционному обществу нарастает на фоне интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности на нашей планете, а также международной интеграции современных ценностей цивилизаций.

В условиях социально-исторической амбивалентности положения многих современных этносов необходимо специально обратиться к изучению особенностей этнического самосознания, этнической идентичности представителей этносов, сопряженных в одном геоисторическом пространстве.

 

     Этнопсихология как наука. Предмет и методы

Этническая психология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 4) проблемы национального характера; 5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

 

Объектом исследования являются нации, национальности, национальные общности.

  Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

 Изучая психические  процессы у представителей этнических  групп, этнопсихология применяет  определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при ктором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп

 

4) Основные направления развития современной этнопсихологической науки

 Существует  два основных ответвления этнопсихологии: этнологическая (психологическая антропология) и психологическая (сравнительно-культурная или кросс-культурная психология). При этом предметом первой является систематические связи между психологическими переменными (внутренним миром человека) и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Предметом же второй – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кроме того существует еще психология межэтнических отношений, которая является составной частью социальной психологии.

 

 

 

 

 

 

5) Основные методы этнопсихологических исследований

Методы этнопсихологических  исследований представляют собой относительно однородные приемы и способы изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить основные и дополнительные. К основным методам исследования относятся: наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др.

Наблюдение – метод исследования, предполагающий целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри этнической общности, так и вне ее. Наблюдение может быть: сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и т.д.

 Эксперимент в этнической психологии — метод исследования, в процессе которого сначала специально создаются условия для изучения тех или иных национально-психологических особенностей, а затем наблюдаются и фиксируются результаты их влияния на различные стороны жизни, деятельности и поведения людей. Существует три основные категории экспериментов: лабораторные, полевые и естественные.

Опрос в этнопсихологии — один из наиболее распространенных методов этой науки, предполагающий получение информации по заранее продуманной системе. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками, может содержать элементы тестового исследования, представленные в открытом или скрытом виде.

 Форма опроса бывает разной.

^ Устный опрос применяется  тогда, когда для исследования  важен не только сам ответ,  но и реакция, которой он  сопровождался, тон, поза, интонация,  жесты и т.д. опрашиваемого.

^ Письменный опрос проводится, как правило, в форме анкетирования и позволяет охватить большое число респондентов, что очень важно для этнопсихологического исследования.

 Устный и письменный опросы могут проводиться в свободной или стандартизированной форме. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают также очный (личный) опрос, который реализуется в форме непосредственного контакта, и заочный опрос, где непосредственный контакт не предусмотрен.

 Беседа — важный метод исследования, который предполагает получение информации об изучаемых национально-психологических особенностей людей в ходе непосредственного общения как с ними самими, так и с их социальным окружением. В последнем случае он выступает как элемент обобщения независимых характеристик.

Интервью в этнопсихологическом  исследовании — метод, используемый в целях предварительного знакомства с национально-психологическими особенностями людей.

 

 

 

 

          Дополнительные методы этнопсихологических исследований

 

 К числу дополнительных  методов этнопсихологических исследований  обычно относят: метод изучения  этнических стереотипов, метод контент-анализа, количественные методы, моделиро­вание, региональную картотеку человеческих отношений, тренинг кросскультурных умений.

^ Метод изучения этнических стереотипов представляет собой использование специальных методик, предназначенных для исследования устойчивых ценностных ориентации, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей.

 В настоящее время  больше всего применяются психосемантические  методики, например, разработанные В. Ф. Петренко. В одной из них стимульный материал представляет собой 40 оценочных биполярных шкал. Анализ проводится по десяти выделенным факторам, в соответствии с которыми по всей выборке дифференцируются образы исследуемых народов, что позволяет изучить национальные стереотипы на уровне образа. Эта методика дает возможность более глубоко исследовать и механизмы стереотипизации.

 Широко применяется и методика «множественной идентификации» того же автора, с помощью которой можно проводить сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков.

Контент-анализ в  этнопсихологических исследованиях (от англ, contents — содержание) — метод анализа и оценки информации (содержащейся в научных источниках, художественной и мемуарной литературе, в различных документах, архивных материалах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Применительно к изучению национальной психологии он состоит в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности: специфику проявления национального сознания и самосознания, черт национального характера и темперамента, других национально-психологических особенностей людей.

  Количественные методы в этнопсихологии — совокупность способов, приемов, методик для описания процедур получения и выражения формализованного результата в этнопсихологических исследованиях с использованием современных достижений математики и вычислительной техники.

^Количественные методы  находятся в тесной связи и  взаимодействии с методиками  качественного анализа. Тормозят  процесс применения количественных методов трудности формализации знаний при изучении, анализе и обобщении национально-психологических особенностей людей, недостаточный уровень подготовки кадров и отставание технической оснащенности.

^ Метод моделирования  в этнопсихологии — совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенностей.

 Тренинг кросскультурных  умений — совокупность способов, приемов и методик для активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей. В тренинге используются специальные социально-психологические средства самопознания, мониторинг и программирование межличностного поведения в иной культурной среде.


Информация о работе Этнопсихология