Этика ученого

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:24, реферат

Краткое описание

Научная деятельность требует от человека определенных качеств. Это не только беспредельное трудолюбие, пытливость и одержимость, но и высокое гражданское мужество. Настоящий ученый ведет бескомпромиссную борьбу с невежеством, защищает ростки нового, прогрессивного против попыток законсервировать устаревшие взгляды и представления. История науки бережно хранит имена ученых, которые, не жалея жизни, боролись с отсталым мировоззрением, тормозившим прогресс цивилизации. На костре инквизиции был сожжен Джордано Бруно, великий мыслитель, материалист, смело заявивший о бесконечности Вселенной.

В эксплуататорском обществе у науки и ученых был и остается еще один противник -- стремление власть имущих использовать труд ученых в целях своего обогащения и в целях войны.

Файлы: 1 файл

этика и этикет.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

История атомной  бомбы общеизвестна. Эйнштейн, Ферми, Сциллард, Оппенгеймер руководствовались  высокой целью борьбы с беспримерными  в истории человечества преступниками -- с германским фашизмом. Однако открытие физиков попало в руки американских военных, которые сожгли Хиросиму и Нагасаки. Попытки ученых остановить это ужасное дело оказались тщетными. Физики -- не Теллер, конечно, -- пережили тяжелую нравственную травму.

Во времена  Ломоносова ученый мог творить в одиночку, сейчас же ситуация изменилась. Современность выдвинула новый тип ученого-организатора и руководителя. Невероятное усложнение и увеличение масштаба научного оборудования, необходимого для решения актуальных задач физики или астрономии, делает в ряде случаев невозможной работу в одиночку или малыми коллективами. Вместо скромной лаборатории -- грандиозное научное учреждение, в деятельности которого участвуют многие сотни людей. Ими руководит крупный ученый. Он вынужден ежедневно и ежечасно преодолевать громадные трудности совмещения творческой умственной работы с решением конкретных задач общественного, организационного, экономического, финансового характера. Таланта и сосредоточенности здесь недостаточно. Руководитель должен быть и сильной личностью.

Сказанное не означает невозможности в наши дни индивидуальной работы или работы с малым числом сотрудников. Молекулярная биология, наряду с физикой микромира ставшая  ведущей областью современного естествознания, в значительной мере создана именно такими индивидуальными усилиями.

Ученый, вне зависимости  от того, работает он в группе или  же является ярким индивидуалистом, сталкивается с этическими проблемами непрерывно.

Научная работа требует абсолютной правдивости. Очень  часто результаты опыта противоречат ожиданиям, режут под корень исходную концепцию. Основной этический принцип научной работы -- честное отношение к этим результатам. Здесь нужно мужество. Тем более оно необходимо, когда уже опубликованная работа оказывается ошибочной, и ее опровергают. Честный ученый вынужден признать свою ошибку, принять научно аргументированные возражения.

Особенно это  актуально, если речь идет о биоэтике. Большинство ученых сходятся в том, «что во многих случаях приобретает  актуальность и вопрос о необходимости предварительного этического обоснования предпринимаемого научного исследования» Волькенштейн М.В. Наука людей: Новый мир №11, 1969.. Так, например, проблемы, возникающие с развитием генной инженерии, должны быть решены на широкой гуманистической основе, предполагающей приоритет блага человека. Вместе с тем это решение не должно закрывать новые пути познания природы, которое также, в конечном счете, служит благу человека. Таким образом, возникает одна из важнейших проблем современной философии, которая касается свободы исследования и социально-этической ответственности ученого.

Как написал  в своем труде М. Волькенштейн: «Подлинное научное творчество -- нравственное занятие.… На высшем уровне служения истине ученый оказывается поборником нравственных идеалов человечества» Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии: Политиздат, 1986..

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волькенштейн  М.В. Наука людей: // Новый мир  №11, 1969.

2. Герцик Ю.Г.  Основы этики ученого //Знание - сила, 1990, №6. С. 34-38.

3. Емельянов В.С. О науке и цивилизации. - М.: Мысль. - 1986. - 239 с.

4. Емельянов  В.С. Ответственность ученых. - М.: Мысль. - 1988. - 134 с.

5. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы  и дискуссии: Политиздат, 1986.

6. Этико-правовые  аспекты проекта «Геном человека»: // Международные документы и аналитические материалы. М., 1998.

Информация о работе Этика ученого