Этика нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:18, контрольная работа

Краткое описание

Основополагающей и центральной тенденцией этики Нового времени, было возвеличивание достоинства человека и обоснование его суверенности как родового и, в конечном счете, ответственного лишь перед самим собой существа. В своих отдельных проявлениях этика Нового времени обнаруживает себя в антитезах трансцендентализма и реализма, номинализма и утилитаризма, интеллектуализма и сентиментализма, альтруизма и эгоизма.
Несомненно, новоевропейская этика в отдельных своих версиях оказывалась апологией индивидуализма.

Оглавление

Введение
1. От этики средних веков к этике Нового времени (Лоренцо Валла, Джордано Бруно, Никколо Макиавелли, Мартин Лютер)
2. Истоки рационалистической этики Нового времени (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк).
3. Этические тенденции XVIII в
3.1. Этический сентиментализм
3.2. Этические взгляды мыслителей XVIII в.(Бернард Мандевиль, Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеции, Жан Жак Руссо)
4. Практическая этика XVIII-XIX в.в. (Иммануил Кант, Георг Гегель, Людвиг Фейербах)
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Этика нового времени, кр.docx

— 38.11 Кб (Скачать)

Таким образом, Батлер продолжает критику этики эгоизма. Он признавал  наличие в человеке разнонаправленных  эмоций; причем себялюбивые эмоции могут быть как естественными, так  и противоестественными, частными. Эти основные положения моральной  этики Батлера - о приоритете благожелательности по отношению к эгоизму и приоритете совести по отношению к разуму - характеризуют его как мыслителя  сентименталистского направления.

Давид Юм (1711-1776) в вопросе  о роли разума и морального чувства  в морали в основном развивает  идеи Хатчесона. Критикуя интеллектуалистов, Юм стремится показать, что разум  несостоятелен в морали, а моральные  различия проистекают не из разума, который по своей природе направлен  на различение истины и заблуждения.

Юм выделяет следующие  характеристики морального восприятия. Во-первых, это восприятие представляет собой не идею, а впечатление. Во-вторых, моральные впечатления гедонистически окрашены (будучи вызваны добродетелью, они приятны, а пороком – неприятны). В-третьих, моральные восприятия бескорыстны, они безотносительны к частному интересу индивида, не зависимо от того, идет ли речь о мотиве действия, восприятии чужого действия или сторонней оценке действий и характеров. В-четвертых, моральные различия воспринимаются непосредственно, они очевидны; и  их сопряженность с особого рода удовольствием и страданием обеспечивает этот интуитивный, характер моральных  восприятий.

Другим важным моментом этики  Юма было учение о благожелательности. Концепция благожелательности наполняет  учение Юма о моральном познании определенным ценностным содержанием. Благожелательность, или доброта, - основополагающая добродетель, регулирующая все остальные добродетели. Наоборот, основополагающим пороком является бесчеловечность.

В философии Смита как  концепция морального чувства, так  и сам этический сентиментализм претерпевают значительные изменения. Смит не принимает мнения, согласно которому есть некая определенная моральная  способность - моральное чувство, - посредством  которой воспринимаются моральные  различия и на основе которой высказываются  моральные суждения.

 

3.2. Этические взгляды  мыслителей XVIII в. (Бернард Мандевиль, Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеции, Жан Жак Руссо)

 

Имя Бернарда Мандевиля (1670-1733), английского писателя-моралиста, философа и врача, долгое время пользовалось скандальной известностью. Причиной тому было представление морали, как  изобретения хитроумных политиков, сумевших с помощью возвышенных  моральных понятий так организовать поведение своекорыстных и честолюбивых по своей природе людей, чтобы  они содействовали общему благу.

В понимании сущности морали и природы человека Мандевиль  опирался на учение Гоббса. Вполне в  духе своего времени Мандевиль считал, что в основе человеческих действий лежит природное стремление индивида к самосохранению, выражающееся в  желании удовольствия и в отвращении от страдания.9. Мораль, по Мандевилю, представляет собой искусственное образование, изобретение самих людей - особых людей: честолюбивых политиков. Моральные понятия - в первую очередь, добродетель и порок - сформулированы как лексические средства, с помощью которых обрабатывается сознание людей.

Дени Дидро (1713-1784) своими взглядами и своей деятельностью  сумел выразить дух Нового времени  в целом. Во многих произведениях  Дидро, принесших ему славу, так  или иначе затрагиваются морально-этические  темы и проблемы. Дидро - эвдемонист. Стимул и цель человеческой жизни  он усматривает в счастье. Счастье, по Дидро, это синоним блага, и  потому счастье состоит в наслаждении  и в пользе - истинном наслаждении  и истинной пользе.

Критика христианской этики  развивается Дидро по двум направлениям. Это критика собственно морального учения христианства, направленная главным  образом на выявление в нем  лицемерия, ханжества и внутренних противоречий, и философско-этическая  критика христианской этики. И здесь  примечательны два аргумента. Во-первых, христианская этика, как и христианское учение в целом, апеллируя к божественному  авторитету подменяет убежденность авторитаризмом, в то время, как необходимым  основанием убежденности должен быть только разум.

Во-вторых, христианская этика  индивидуалистична - она покоится на индивидуальной исключительности. Из Священного Писания следует, что  христианские добродетели под силу лишь избранным; добродетель оказывается  привилегией, ведь подвиги христианских святых не могут рассматриваться  в качестве примера для всеобщего  подражания.

Имя Клода Адриана Гельвеция (1715-1771) относится к кругу наиболее видных французских просветителей. Произведения Гельвеция пронизаны  этической проблематикой10. Однако Гельвеций особенным образом понимает этику. Он говорит об этике, как о науке аналогичной "всем другим наукам", т.е. естественным наукам, и об этике, как сфере общественной жизни, наряду с политикой, и об этике, как принципах поведения.

Гельвеций устанавливает  следующие требования к этике. Во-первых, в этике недопустимо оторванное от жизни умозрение. Идеалом для  этики должна стать "экспериментальная  физика" - в этике следует восходить  от фактов к причинам. Во-вторых, моральные  факты должны браться не изолированно, а в их историческом развитии - нравственность должна пониматься исторически. В-третьих, в изучении нравственности следует  опираться на ум, а не на интуицию. В-четвертых, этика должна принимать  во внимание социальные и политические условия, в которых живут и  действуют люди; действительное понимание  нравственности невозможно без широкого исследования нравов различных народов.

Следует указать на следующие  характеристики этики Гельвеция: во-первых, говоря об эгоистическом и нравственно-общественном человеке, Гельвеций по существу развивает  одну из морально-этических традиций в новоевропейской этике, согласно которой нравственность является продуктом  общества, точнее же, творением самих  людей. Во-вторых, поскольку нравственность должна быть предметом воспитательного  и законодательно-политического  воздействия, постольку Гельвеций  приходит к социологическому пониманию  нравственности, в котором не остается места для свободы личности и  автономии человеческoго духа. Именно в этике Гельвеция было доведено до конца постепенное освобождение морали от религии. В-третьих, поскольку  природное себялюбие человека должно быть трансформировано посредством  воспитания в благородное себялюбие, а эгоизм следует подвергнуть  просвещению, - высшим проявлением индивидуальной нравственности оказывается, по Гельвецию, разумный эгоизм. Наконец, в-четвертых, выдвигая принцип общего счастья, Гельвеций  на уровне нормативно-этической программы  приходит к формулировкам, ставшим  впоследствии основополагающими в  утилитаризме.

Известность Жану Жаку Руссо (1712-1778) как мыслителю принесла работа, где он дал резко отрицательную  оценку цивилизации за ее негативное влияние на общественные нравы и характер людей11. Себялюбие и сострадание, утверждает Руссо, лежат в основе понимания человеком добра и зла. Тема источника нравственности не получила у Руссо развернутой теоретической разработки, однако по отдельным его суждениям можно сделать вывод, что по этому вопросу он был определенно близок этико-сентименталистской традиции.

С этической точки зрения теория Руссо представляет гораздо  больший интерес как вариант  типологии нравственности или нравственных характеров. "Дикарь" и "гражданин", о которых говорит Руссо, это - два различных моральных типа. "Дикарь и человек цивилизованный настолько отличаются друг от друга  по душевному складу и склонностям, что высшее счастье одного повергло бы другого в отчаяние. Этим моральным  различием Руссо предвосхищает  этико-типологическую дистинкцию, заданную Ф. Ницше под именами "аристократического" и "плебейского" этоса.

 

4. Практическая  этика XVIII-XIX вв 

(Иммануил Кант, Георг Гегель, Людвиг Фейербах)

 

В практической философии  Иммануила Канта (1724-1804) основные тенденции  новоевропейской этики - к утверждению  автономии человека и рациональному  обоснованию морали - достигли своей  вершины. Кант с наибольшей полнотой и последовательностью выразил  эти два принципа: свобода и  разум - непременные предпосылки  моральности личности. При этом Кант представил мораль как своеобразное средство принуждения к поступкам - через долженствование, специфическим  выражением которого является нравственный закон в форме категорического  императива. Этику Канта обоснованно  называют этикой долга12.

Работы Канта обычно причисляют к этическим. Этика определяется Кантом как наука о законах  свободы. Противопоставление долга  и склонности - одна из характерных  черт кантовской этики. Под склонностью  Кант понимал любые влечения и  порывы, которые отвечают потребностям, материальным интересам или душевному  настрою человека.

Гeopг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770-1831) уже в ранних своих  произведениях стремится понять сторону человеческого духа, как  реально содержащую абстрактные  и конкретные определения. Так появляется различие между моралью и нравственностью.

Многие исследователи  философии Гегеля видят в системе  философии духа осуществленный им переход  от формальной этики внутренней убежденности Канта к социально содержательной социальной этике.

В сфере нравственности приобретают  значение такие понятия, как обязанность, справедливость, добродетель,. Объективными формами нравственности являются семья, гражданское общество и государство, в котором свобода достигает своей максимальной мыслимой полноты - как свобода абсолютного духа.

В широком контексте произведений Гегеля разворачивается масштабная картина восходящего этического развития от нравов к моральному самосознанию, затем к нравственности сообщества частных индивидов и, наконец, к  морали всеобщей любви, действительно  возможной лишь в предположении  Царства Божьего13.

Людвиг Фейербах (1804-1872) источник морали перенес в человека, а саму мораль разместил в пространстве межличностных отношений, Мораль - это  реальное, практическое отношение, но такое, благодаря которому человеку удается прорваться за ограниченные рамки индивидуального существования  и действительно возвыситься  над самим собой, посвятив себя Другому. Поэтому он и религию трактует как выражение высших устремлений  человека, а в ее познании видит  залог содействия человеческой свободе, самодеятельности, любви и счастью.

Несомненной заслугой Фейербаха  следует признать переосмысление предмета и проблематики нравственности как  межперсонального отношения. В предшествующей моральной этике существовали две  традиции - этика личности и этика  социума. При этом этика межличностных  отношениях не принималась во внимание ни в той, ни в другой. Этика личности сохраняла морального субъекта в  качестве единственного предмета своего внимания. Этика социума фокусировалась на гармонизации личных и общественных интересов. В контексте межчеловеческих  отношений преобразуется и естественное стремление человека к счастью как  эгоистическое в своей основе стремление. При моральном и разумном стремлении к счастью эгоизм, по Фейербаху, трансформируется в любовь к себе подобным и заботу о них, иными словами, в альтруизм. В  свете этого трактуется и долг.

Благодаря антропологически-критическому переосмыслению предшествующей науки  Фейербаху удалось повернуть  этику к эмпирическому человеку и представить мораль не как сферу  умозрения, а как саму жизнь в  практических отношениях людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Идеи Нового времени несли в  себе потенциал перемен. Ведущую  роль в формировании этических взглядов сыграли многие факторы - социальные, экономические и культурные, которые  вполне заслуживают внимания.

Этическая мысль пытается разрешить или хотя бы примирить  противоречие сущего и должного, но это невозможно. Если противоречие (сущего и должного) является источником морали, то невозможность разрешения этого противоречия является условием морали. Мораль необходима постольку, поскольку существует это противоречие. Этика же актуализирует (вызывает к  жизни, указывает его значимость), тематизирует (полагает в основу, и  делает предметом изучения) и проблематизирует (ставит проблему адекватного воплощения должного, того, в чем человек  видит смысл и ценность, в сущее) его.

Таким образом, ось размышления и действия этики Нового времени смещается (это поистине революционный поворот) с бытия (природы, внешней данности, потустороннего мира) на мысль, познание; от Бога (у Декарта — не более  чем рациональный конструкт) и мира к человеку, его внутреннему миру, от божественного откровения к разуму. Разум регулирует действия, подчиняя и направляя волю.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2003.
  2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткий очерк истории этики. М., 1999.
  3. Кант И. Лекции по этике. М., 2000.
  4. Коновалова Л.В. Прикладная этика: По материалам западной литературы. Вып. 1. Биоэтика и экоэтика. — М.: ИФРАН, 1998.
  5. Курочкина И.Н. Современный этикет. Калуга, 1993.
  6. Куртц Пол. Запретный плод. Этика гуманизма. Пер с англ. М.: Российское гуманистическое общество, 2002.
  7. Леви В. Искусство быть собой.
  8. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982.
  9. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. М.: Акад. Проект, 2003.
  10. Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет. Учебн. пособие для вузов. - М.: Текст, 1998.
  11. Этика: Для вузов / Под общ. ред. Т.В.Мишаткиной, Я.С.Яскевич. Минск: Новое знание, 2002.
  12. Этика: новые старые проблемы: К шестидесятилетию А.А.Гусейнова / Отв. ред. Р.Г.Апресян. — М.: Гардарики, 1999.
  13. Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв. образов., 2006.
  14. Этика: Учебник для вузов /Под общей редакцией А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. — М.: Гардарики, 2007.
  15. Этика: Энцикл. словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.

Информация о работе Этика нового времени