Этика эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Итальянское Возрождение - одно из самых ярких явлений в истории европейской культуры. Споры о его характере, исторических корнях, этапах трехвекового развития не утихают и поныне.

Файлы: 1 файл

Этика в-5 МГЭИ 157.DOC

— 139.50 Кб (Скачать)

      Деятели Церкви непосредственно олицетворяли принципы православия и вели хозяйственную  деятельность. С одной стороны, происходил поиск новых форм духовности, а  с другой, в народном сознании запечатлен образ священнослужителя в следующей поговорке: «Святые отцы — это карбованцы». Как и любая другая хозяйственная деятельность, церковная деятельность может стать источником наживы. Если говорить об облике современного деятеля Церкви, противоречия, пороки хозяйственной жизни накладывают негативный отпечаток на поведение некоторых из них.

      Центральной фигурой этики труда является предприниматель. Типические черты  «русского хозяина» описывает представитель  знаменитой фамилии российских предпринимателей В.П. Рябушинский. Всех людей по отношению к собственности он делит на ряд категорий: хозяева, святые, завистники, неудачники, пассивное большинство. Хозяин-православный, в отличие от западного хозяина, не считает греховным ни богатство, ни бедность; для него предосудительно ростовщичество, как греховный и незаконный источник наживы; наиболее почтенна деятельность заводчика, фабриканта, затем купцов и коммерческих учетчиков. Как отмечал В.П. Рябушинский, с развитием в России капитализма и проникновением социалистических идей безразличное большинство общества стало тяготеть к «завистникам и неудачникам», теряя интерес к «идее хозяина».

      Православие выработало свой идеал трудовой этики. Но эта этика была менее прагматична, не столь настроена на успех в предпринимательстве, но более сориентирована на единение с Абсолютом.

      Православная  этика находится сегодня в  секуляризированном контексте. Православие  не является государственной религией. Православный идеал находится в  двойственном положении и по горизонтали в области общественных отношений, и по вертикали в области исторического развития. Религиозная этическая традиция имеет сильные и слабые стороны. Сильная сторона — освящение авторитетом Абсолюта, определенная системность, решение метафизических проблем бытия человека, апелляция к иррациональному. Но есть и слабые стороны. Религиозная этика — это всегда возврат к прошлому, к традициям, но далеко не все традиции можно и нужно восстанавливать, далеко не всем можно следовать. Когда потерян контекст исторических форм жизни, то возвращение к прошлому — это не решение проблем, а попытка ухода от них, либо сознательный увод части общества от реальности.

      Православная  трудовая этика не смогла послужить  интенсивным импульсом ускоренного  экономического развития. Когда она преобладала и официально поддерживалась мощью государства, в России не наблюдалось быстрого экономического роста, то есть, не было прямой зависимости между православной этикой труда и экономическим развитием. А в период интенсивного экономического развития России на рубеже ХIХ — ХХ вв., православно-церковная традиция подвергалась критике со стороны крупнейших мыслителей того времени (Л.Н. Толстой). Даже если в современной России православие будет поддерживаться государством, это не приведет к экономическому росту. Идеал возврата к прошлому не сможет воплотиться в реальные факторы экономического процветания. В социальной концепции Русской Православной Церкви отмечается, что «труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ…»

      Этика труда православия существует в обществе как определенный миф. Скорее можно говорить о надежде, что именно православие сможет сформировать этику труда. Но реальные факторы развития самого православия в современных условиях мешают распространению православной этики труда. Православие решает собственные задачи развития как иерархическая организация, отдельные деятели церкви заняты личными устремлениями. На данный момент нет яркой личности, которую можно было бы привести в пример как воплощение идеала трудовой этики. В силу своей метафизической устремленности и двойственного отношения к этике труда, православие не сможет стать общепризнанным идеалом в современных условиях. Значение православия как силы, которая оказывает влияние на идеал трудовой этики, будет выражаться в экзистенциальных проблемах. Кризис культуры наиболее ярко проявляется в кризисе морали. Отсутствие идеала этики труда — одно из проявлений данного кризиса. Уход от утилитарных проблем, от всепроникающей власти денег, от гедонизма в тех областях, где его не должно быть, возможен на основе православной этической традиции. Религиозные этические ценности подчинены Абсолюту, что структурирует их, делает возможным признание обществом иерархии ценностей. Религиозные ценности основаны на иррациональном уровне человеческого сознания, объединяют людей переживанием недоступного познанию, они обратно пропорциональны уровню объективного знания каждой эпохи о мире и человеке. Религиозная вера — способ восполнения дефицита информации.

      Диалог  светских представлений о нравственности и православной этике может стать основой, на базе которой смогут развиться новые ценности предпринимательской культуры. В отличие от нравственного сознания, которое основано на любви и уважении человека к человеку, религия основана на любви и ненависти, уважение одних дополняется презрением к другим, сближение представителей одной конфессиональной группы — ее отчуждением от других. Таким образом, достижение единства российского общества возможно не на религиозной, а на нравственной основе. Нравственное сознание утверждает ценность личности, соотносит ее с историческим самодвижением человечества.

      В протестантских доктринах провозглашается  особенная концепция труда. Здесь  наблюдается коренной поворот к  посюсторонней реальности, жизнь  в миру рассматривается как его активное преобразование. Отсюда следует, что протестант должен постоянно трудиться во славу Божью.

      Каждый  человек должен полагать себя избранным  для спасения и для того, чтобы  увериться в этом ему необходим  повседневный всесокрушающий труд. Протестантизм провозглашает не любую трудовую деятельность, а только в рамках определенной профессии. Если человек занимается работой, которая не касается его призвания, то он больше бездельничает, чем выполняет свою миссию. Этим протестантизм поощряет специализацию труда, совершенствование профессионализма. Только в реформированном христианстве проводится различие между понятиями профессия и призвание. Призвание - это свидетельство самопожертвования человека во имя Бога.

      Следующей отличительной чертой протестантизма является введенная в обычную, повседневную жизнь аскеза. Протестант являет собой, если проводить аналогию с православием и католичеством, воплощение идеала религиозности или "монаха в миру". Постоянное, ежедневное воздержание от излишеств, бережливость, терпеливость, трудолюбие - вот основные характеристики протестанта. Все это способствует накоплению материальных средств или богатства, отношение к которому заключается не в том, чтобы обеспечить себе бездеятельностное существование, предание утехам, а дальнейшее развитие трудовой деятельности, усовершенствование делового предприятия, получение образования. Богатство в протестантизме предписано только как средство выполнения профессионального долга.

      Но  в жизни не могут все иметь  богатство или достаточное количество необходимых средств к существованию. Отсюда возникает напряженность в обществе из-за сложившегося неравенства. Протестантизм предлагает свое решение данной проблемы посредством концепции предопределения. Суть ее в том, что не все люди могут быть спасены, жить в благоденствии в мире ином, а только часть, избранная Богом для спасения. Но знать человек о том, избран он или нет ему не дано. Поэтому единственный способ косвенно ведущий к спасению - это постоянная трудовая деятельность и ее конечный результат. Если успех в труде не приходит и человек терпит крах, то он все равно должен трудиться на благо Бога в рамках своей профессии, находится на определенной ступени социальной лестницы, уготованной ему свыше. Здесь же подчеркнем, что нет для Бога неугодных профессий, а все они равны и предопределены им. 

 

3. Объяснение  смысла высказывания

 

      «Учитель  сказал: «Учиться и не размышлять –  напрасно терять время, размышлять и  не учиться губительно» («Лунь юй»). 

      Я считаю, что смысл данной фразы  таков:

      Получать  определенные знания, просто заучивая их бессмысленно, необходимо осмысливать те знания, которые получаешь. А размышления без определенных знаний по тому или иному вопросу могут привести к неверному результату.

 

Список  литературы

 
  1. История этических  учений / Под ред. С.И. Тимофеева. – М.: НОРМА, 2004. – 563 с.
  2. Попов Л.А. Этика: курс лекций. – М.: НОРМА, 2004. – 521 с.
  3. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. – М.: НОРМА, 2000. – 362 с.
  4. Фритцше Д. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. – СПб.: Олимп-Бизнес, 2002. – 403 с.

Информация о работе Этика эпохи Возрождения