Этика и наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:02, реферат

Краткое описание

Возникновение термина «этика» как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», что означало привычки, обычаи, нравы.
Греческое слово «ethos», было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores», на его основе было образовано прилагательное «moralis» (моральный). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas) которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».

Файлы: 1 файл

Этика и наука.docx

— 30.13 Кб (Скачать)

Основные функции  нравственности: 

1) Регулятивная  функция. Нравственность с помощью  ценностного подхода к человеческой  деятельности гармонизирует и  оптимизирует отношения между  людьми на основе общих идеалов,  принципов поведения и т.д. 

2) Познавательная  функция. Вступая в нравственные  отношения, человек знакомится  со всем многообразием культурного  опыта, накопленного человечеством,  получает особое нравственное  знание. 

3) Воспитательная  функция. Нравственное знание  является важным условием формирования  личности, приобщения ее к высшим  ценностям. Вне нравственного  поля человек не может быть  полноценным художником, ученым, предпринимателем и т.д. Нравственность придает всякой конкретной деятельности общечеловеческий смысл. 

4) Ценностно-ориентирующая  функция. Исходя из нравственных  представлений, человек постоянно  сравнивает реальное с идеальным,  сущее с должным. Это позволяет  ему корректировать свое поведение,  определять вектор своего духовного  развития. 

Кроме этих функций  можно выделить также гуманизирующую (т.е. приподнимающую человека над обыденностью, раскрывающую ему подлинный смысл  жизни), мировоззренческую, коммуникативную  и др. 

В целом же все  эти функции тесно взаимосвязаны  и обуславливают богатство и  содержательность духовной жизни человека. 

Единство человеческого  бытия проявляется в тесной связи  между отражающими его различными формами общественного сознания — моралью, искусством, политикой, религией и др. 

Нравственность  и искусство. Из истории нравственных учений видно, что этическая категория  добра и эстетическая категория  прекрасного зачастую отождествлялись. Близость нравственности и искусства  иллюстрируется тем, что этические  труды нередко создаются в  художественной форме (например, у Платона, Ницше и др.),.а многие представители  искусства (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой  и др.) являются в то же время и  мыслителями-этиками. 

Нравственность  и искусство отражают разные стороны  бытия человека и, исходя из этого  факта, следует видеть способы их взаимодействия. В искусстве в  особой художественной форме выражается динамика интересов, идеалов» ценностей. Нравственное воздействие искусства  на человека осуществляется не путем  доказательства преимущества добродетели  над пороком, а с помощью эмоциональных переживаний, предполагающих сотворчество, осмысление человеком под влиянием художественного произведения собственного жизненного опыта. Наблюдая за действиями героем, человек видит наглядные примеры нравственного и безнравственного поведения, добра и зла и т.д. Искусство в данном случае имеет огромное воспитательное значение, это образная (художественная) интерпретация нравственных норм и моральных идей, моделирование конфликтных ситуаций. 

Нравственность  и политика. Впервые серьезное  исследование связи этики и политики предпринял древнегреческий философ  Аристотель в IV в. до н.э. Рассматривая человека как «общественное животное», философ видел в государстве  источник нравственности и считал этику  частью «политического искусства». Осознавая  относительную самостоятельность  нравственности, специфичность ее задач, он выдвигал требование гармонии интересов  граждан и государства. 

Западноевропейские  мыслители Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббс и др.) стремились подчинить  нравственность политике. Они считали  естественным политический аморализм  и цинизм, практику двойного морального стандарта, оправдание любых средств, якобы ведущих к благой цели. 

Противоположный подход редуцировал политику к нравственности. Среди мыслителей, придерживающихся подобных взглядов, можно назвать  Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллу и др. Для их теорий государства (утопий) характерно абстрактное морализаторство, игнорирование реальных социально-политических условий. 

Сложность данной проблемы связана прежде всего с  ответственностью политика перед населением, необходимостью реализовывать интересы государства, которые зачастую входят в конфликт с интересами других государств. Действия политика, в отличие от морального авторитета, зависят от множества факторов, они компромиссны. 

Таким образом, взаимосвязь между нравственным и политическим развитием общества проявляется так: нравственность воздействует на политику через моральную оценку, общественное мнение, исходя из высших идеалов и целей общества, а  политика в свою очередь влияет на нравственность, раскрывая обществу его конкретные «ежеминутные» социально-политические интересы. 

Нравственность  и религия. Нравственная и религиозная  деятельность в истории культуры долгое время отождествлялись: заповеди, данные Богом, одновременно считались  и моральными нормами, а богоугодные  дела _ добрыми поступками. Такой  подход не был случайным. Во-первых, нравственность и религия регулируют поведение человека в обществе, т.е. выполняют сходные социальные функции. Во-вторых-, похожи и способы регулирования. Для нравственных и религиозных  требований характерны категоричность, универсальность и т.д. В-третьих, главный стимул нравственного и  религиозного поведения — духовные ценности, отсюда знаковость таких  понятий, как долг, идеал и т.д. и для светского, и для верующего  человека. При этом следует отметить совпадение нравственных и религиозных  ценностей, особенно на ранних этапах развития общества. Также можно отметить, что и в нравственности,' и в  религии большую роль играет эмоциональная  сфера. Вера, глубокие переживания типичны  как для нравственной, так и  для религиозной жизни. 

Эти и другие обстоятельства обусловили единство нравственного  и религиозного сознаний на протяжении длительного периода, но тем не менее  с развитием светской культуры содержание нравственности и религии перестает  быть идентичным. 

Принципиальное  отличие заключается в том, что  для нравственности конечной целью  является человек, а для религии  — Бог. 

Еще одним характерным  отличием религии является система  ритуальных действий (культ), а также  существование организационных  структур (церковь) и специального аппарата священнослужителей. Нравственность не имеет институтов и ориентируется главным образом на мнение морального авторитета. 

Кроме того, если религия предусматривает суровые  потусторонние кары, то нравственность ограничивается общественным осуждением и взывает к совести. И наоборот, если для верующего наградой является вечная жизнь (т.е. доброе дело является не целью, но средством), то для нравственного  человека наградой является сама добродетель, чувство выполненного долга. 

Нравственность  и наука. Проблема соотношения нравственности и науки имеет два аспекта: нравственно-содержательный и формальный. 

Первый касается значения нравственности для науки, а именно важность моральных принципов  для ученого. 

Для науки главной  является информация об изучаемом объекте, а не отношение людей к нему или по поводу него. Специфика научного мышления требует от исследователя  определенной дистанции от изучаемого объекта. Субъективные моменты в  процессе познания (личные желания, стремление кому-то угодить, сделать приятное и  т.д.) зачастую приводят к ошибкам  и поэтому должны быть сведены  к минимуму. Высшая нравственная ценность для ученого — объективная  истина, т.е. адекватное отражение действительности. С этой ценностью связаны его  нравственные принципы: честность, добросовестность, безукоризненное следование профессиональному  долгу. Жизнь многих выдающихся исследователей является примером такого поведения. 

Второй аспект касается значения науки для нравственности, а именно — возможности научного обоснования нравственных принципов  и создания научной теории нравственности. Стремление философов подняться  над изменчивым миром «мнений», обыденностью, поиск ими общезначимых оснований  в тех или иных нравственных требованиях  и привели к возникновению  этики. Этика — это вид гуманитарного  знания. Как и любая другая наука, она имеет собственный понятийный язык, собственную предметную область исследования и собственный метод. Детальная научная разработка и совершенствование этих составляющих позволяет ей выполнять свои основные функции: описание нравственных явлений, их объяснение и т.д. 

Нравственность  и экономика. Особое внимание, уделяемое  взаимоотношениям нравственности и  экономики, неслучайно и имеет древнюю  историю. Еще Аристотель, раскрыв  сложную структуру экономики, признавал  нравственную неравноценность производства, торговли и ростовщичества. Философ  считал этически приемлемым только производство. Средневековье также осуждало самодостаточное  «делание денег». И Августин, и Фома Аквинский утверждали, что получение  прибыли от торговли и особенно выдача денег под процент аморальны. Поэтому, кстати, банковский деятельностью  в Европе занимались представители  других религий (в частности, иудеи). Переворот происходит в начале Нового времени с развитием капиталистических  отношений. Уже протестантизм признает нравственным стремление к прибыли, финансовый успех воспринимается как  критерий Божественного благорасположения. 

Светская версия протестантской этики стала важной составляющей современной западной экономической культуры. Большую  роль стало играть понимание взаимосвязи  между экономическим успехом  и общественным благом, что получило отражение в трудах французских  материалистов (теория «разумного эгоизма-), немецких классиков, в марксизме  и многих этических концепциях XX в. 

В то же время  многие философы подчеркивали, что  в процессе банковской, торговой, производственной и другой деятельности возможна абсолютизация  сугубо экономических ценностей, таких  как эффективность, интерес, прибыль  и др. р ущерб общечеловеческим. Происходит своеобразное сведение бытия  личности к ее имуществу, оценка человека исключительно с точки зрения его материального достатка, финансовых возможностей. Тем самым теряется глубинный смысл экономики как  способа обеспечения человеческого  существования. 

Нравственность  и право. Как формы общественного  сознания нравственность и право  имеют между собой много общего, так как выполняют схожие функции: регулируют поведение людей в  обществе. 

Нравственность  и право представляют собой совокупность относительно устойчивых норм, основанных на общечеловеческих представлениях о  должном, справедливом и т.д. Эти  нормы имеют всеобщий характер и  распространяются на всех членов общества. Нравственность и право представляют собой развернутые системы правил поведения, охватывающие практически  всю совокупность общественных отношений, 

Главными же различиями между ними являются способы, которыми они регулируют поведение  людей. 

Нормы права: 

а) однозначно и  подробно зафиксированы в специальных  документах; 

б) их исполнение обеспечивается (при необходимости) мерами принуждения с помощью  специального аппарата правосудия; 

в) правосудие осуществляется должностными лицами (прокурор, судья  и др:) в особых учреждениях (суд, тюрьма и т.д.). 

Нормы нравственности: 

а) как правило, четко не определены; 

б) поддерживаются благодаря общественному мнению или личной убежденности человека; 

в) имеют неофициальный, рекомендательный характер, их нарушение  не наказывается, но вызывает моральную  санкцию (осуждение), причем ее способен осуществить любой человек или  общество в целом.

Информация о работе Этика и наука