Этика и этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:51, доклад

Краткое описание

Гедонизм (от греч. удовольствие) - это этическое учение, в котором все моральные определения выводятся из понятий удовольствия и страдания. Гедонизм берет свое начало в учении А.Киринского. Сущность этого учения состоит в том, что индивидуальные потребности человека должны ставиться выше перед социальными установлениями, которые ограничивают его свободу и трактуются как условности. Эти условности подавляют самобытность человека. Таким образом, провозглашалась само ценность личности, удовольствие признавалось высшей ценностью, его получение допустимо любыми средствами, поэтому гедонизм в какой-то степени служил оправданием аморальных поступков.

Файлы: 1 файл

Этика 5.03.2013.docx

— 18.58 Кб (Скачать)

Гедонизм (от греч. удовольствие) - это этическое учение, в котором все моральные определения выводятся из понятий удовольствия и страдания. Гедонизм берет свое начало в учении А.Киринского. Сущность этого учения состоит в том, что индивидуальные потребности человека должны ставиться выше перед социальными установлениями, которые ограничивают его свободу и трактуются как условности. Эти условности подавляют самобытность человека. Таким образом, провозглашалась само ценность личности, удовольствие признавалось высшей ценностью, его получение допустимо любыми средствами, поэтому гедонизм в какой-то степени служил оправданием аморальных поступков. Позже в работах Сиджвика разграничен эгоистический (для личного удовольствия) и универсалистский (для удовольствия общества) гедонизм. Удовольствие трактуется как благо, счастье. Гедонисты рассуждали примерно так: богатство есть благо, поскольку оно дает возможность для наслаждения. Некоторые философы считали, что истинному наслаждению способствуют только благородные действия, такие как служение Отечеству, почтение к родителям, благодатность и т.д. Сократ учил, что нужно овладевать телесными желаниями, что удовольствие следует называть только то, что обществом оценивается только как хорошее. Он разделял удовольствия на дурные и хорошие, истинные и ложные. Платон полагал, что удовольствие есть средство для достижения блага. Эпикур действительным удовольствиям относил не чувственные, телесные, а подлинные, возвышенные, наслаждения души. Такое состояние Эпикур называл атараксией, т.е. свободой от телесных страданий и душевных тревог. По мнению Фромма (философ 20 века) античный гедонизм представлял собой наивную теорию, в которой за благо принималось конкретное здесь и сейчас переживаемое. Гедонистическая теория была популярна в эпоху возрождения. В эпоху нового времени данная теория отражена в работах Спиноза, который считал что добро – это удовольствие, люди стремятся только к тому, что доставляет удовольствие. Спиноза учил, что стремиться надо к подобающему, желания надо воспитывать.

Эвдемонизм (от греч. счастье). Эвдемонисты счастье  рассматривают как жизненную  систему. Счастье понимается как  основа моральных поступков. В античной философии эту теорию разделяли  Сократ, Платон, Эпикур. Теоретическое  обоснование эвдемонизм нашел в  середине 19 века в работе Фейербаха, которая так и называлась «Эвдемонизм»(1869г). Фейербах учит – все живое стремится  к счастью. Счастье понимается как  сумма отдельных состояний благополучия. Счастье связано с понятием долга, поскольку долг косвенно, опосредованно  приводит человека к счастью. Истинное счастье чувствуется только в  связи с чужим счастьем. Счастье  другого является необходимым условием полноты моего собственного счастья, это определено общественной природой человека. Сторонники эвдемонизма пытались обосновать взаимосвязь между нравственностью  индивида и материальными условиями его жизни, без которых жизнь не может состояться как счастливая. Такие взгляды ограничивали меру ответственности человека, превращали нравственный выбор в исключительно природный механический процесс – утилитаризм. Утилитаризм (от лат. Польза). Источником нравственности является природа человека. Вся деятельность человека оценивается с точки зрения полезности предпринимаемых действий. Действие правильно если оно приносит пользу для большинства людей. Суммарный полезный эффект действий людей приводит к всеобщему счастью. Теоретическое обоснование утилитаризм нашел в одноименной работе Дж. Милля(1859г). Милль отличает пользу от выгоды. Выгода связана с личным интересом. Польза трактуется широко, как отсутствие страданий, как нечто возвышенное, приятное. Полезными следует считать те действия, которые положительно оценивают большинство. Милль утверждает, что принцип пользования в полной степени на практике не реализуем. Счастье одних обретается за счет несчастья других.

Прагматизм (конец 19 века, от греч. действие). Прагматизм зарождается в работах американского  философа Ч. Пирса. Последователями  Пирса стали Джеймс и Дьюи. Девизом  прагматизма стало высказывание «делай то, что окупается». Тем самым  прагматизм связан с такими ценностями как польза, успех. Нравственные ситуации неповторимы, каждая из них требует  оптимального решения. Поэтому прагматизм становится основой для ситуационной этики. Прагматизм отвечает рыночному  предпринимательскому сознанию, он пропагандирует американский образ жизни. В то же время прагматизм формулирует ряд  социально – значимых установок, например: бизнес должен быть социально-ответственным, государство должно быть правовым и  т.д.

Иррациональные  теории:

  1. Волюнтаризм (Ницше, Гатман). Сущность: человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких либо общественных законов и каких либо норм, свободно определять свою нравственность, волевое начало признается … Воля рассматривается как слепая, неразумная, спонтанная, непознаваемая сила.
  2. Экзистенциализм (от лат. Существование). Представители: Хайдеггер, Сартер, Ясперс и т.д. Экзистенция - это сугубо индивидуальное личностное бытие человека. Человек должен хранить свою экзистенцию. В этом заключается его долг. Человек может прожить 3 стадии жизни : эстетическая (непосредственная жизнь), этическая ( человек руководствуется долгом), религиозная (значимы лишь божественные требования). Обезличенность, одиночество, отчуждение человек может преодолеть, сохранив свою экзистенцию.
  3. Интуитивизм (Мур, Росс). Человек постегает окружающий мир интуитивно, поэтому нравственные убеждения не должны доказываться, они должны быть очевидны сами по себе. Иррациональные теории стали особенно популярны на рубеже 19 -20 века.

Задание к семинару:

1* сущность  счастья, 

2*Пользы

3*Удовольствия

4*Страдания

5*Добра

6*Зла

7*Успеха

8* нравственная  категория, смысл жизни

9*Эдеманическая  теория Фийербаха

10*Утелитаристкая  теори Милля

11*Прагматическая  теория джеймса

12*Экизстальная  теория Хайдеггера

13*Взгляды  Шопенгауйера на волю

14*Взгляды  Ницше на волю

15*Интуитивистская  теория Мура

Подобрать по одному афаризму о счастье, пользе, удовольствии, страданию, добре, зле, смысле жизни,успехе

Привести  примеры художественных произведений, в которых находит отражение  та или иная этическая концепция.


Информация о работе Этика и этикет