Этический сапект устной и письменной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 08:45, реферат

Краткое описание

Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкознания, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке как раз и занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил, а правила речи интересуют каждого из нас.

Энциклопедия сообщает: «Высокая культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, сознательную любовь к языку, культуру мышления. Вершиной речевой культуры, эталоном и «точкой отсчета» явлений, осознаваемых в качестве нормативных, признается литературный язык, где закрепляются и накапливаются, как в сокровищнице, культурные традиции народа, достижения мастеров слова, писателей».

Следовательно, можно сказать, что человек, познавший нормы родного языка, владеет культурой речи, и наоборот, владеющий культурой речи всегда придерживается нормы. Это не исключает, конечно, стилистического разнообразия его речи, а как раз и предполагает такое разнообразие как воплощение речевого мастерства.

Оглавление

Введение

1. Языковые особенности устной речи

2. Этика речевого общения и этикетные формулы речи

§ 2.1. Приветствие. Обращение

§ 2.2. Этикетные формулы

§ 2.3. Эвфемизация речи

3. Особенности письменной речи

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по русскому.docx

— 31.44 Кб (Скачать)

Так ли это? Вне всякого  сомнения, всякий устный публичный текст, не читаемый «по бумажке», имеет, свои существенные особенности.

Известная исследовательница  устных текстов О. А. Лаптева, которой и принадлежит версия об устности как ведущем признаке некодифицированных текстов, справедливо отмечает особый, неизвестный письменным текстам, характер членения любых устных нечитаемых текстов.

Говорящий формирует  высказывание и текст в целом. Он формирует свой стиль письменной речи, «точку зрения» при отражении в речи каких-то событий, явлений, фактов, фрагментов «картины мира». Роль говорящего проявляется и в способе линейной организации речи, в выборе главного «участника действия»; например, синтаксическая позиция в начале предложения предназначена для обозначения того, о чем (о ком) говорится в предложении, то есть для темы высказывания; и от того, что именно говорящий делает темой, зависит вид синтаксической конструкции и ее смысл.

Необходимым условием жанра речевого общения является искренность, которая возможна при  внутренней близости родственных или  дружелюбно настроенных людей. «Характерный для понятия искренности контекст согласия соответствует этимологическому значению слова: искренний означало «близкий, приближенный, находящийся рядом». Какой бы модус ни преобладал в письме, сам факт адресации своих чувств-мыслей в письменной форме, предполагающей несиюминутное прочтение, свидетельствует о существовании у автора возможности использовать естественный способ экспликации себя как личности.

Регулярность переписки  определяется рядом факторов:

  1. отношениями между участниками этого вида речевого общения;
  2. внешними обстоятельствами переписки;
  3. актуальностью для адресата тем;
  4. частотностью переписки.

И. Н. Кручинина, анализируя стилистические особенности этого жанра, приходит к выводу о том, что непринужденность отношений с адресатом - главное условие переписки, а «отсутствие этой предпосылки обычно сразу же ощущается как препятствие для общения

Стихия разговорной  речи в письме сказывается в диссонансе линейных синтаксических связей; это  свидетельствует о «быстром проговаривании»  пишущего, о произвольном характере  тематических элементов в ходе изложения мыслей. Эта тенденция «нанизывания», тематически важных, с точки зрения автора письма, элементов характерно и для формирования всей структуры письма: письмо может быть тематически дискретным, насыщенным ассоциативными элементами и добавочными сообщениями.

Прагматическое условие  солидарности и согласия в жанре  письма находит свое формальное выражение  в «формулах» приветствия и прощания, берущих свое начало в глубине веков.

Вот мнение по этому  поводу известного лингвиста Д. М. Пешковского: «Говорить литературно, то есть в полном согласии с законами письменной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и отличия психики слушателей от психики читателей, не менее трудно, чем говорить просто литературно. Это особый вид собственно литературной речи - вид, который я бы назвал подделкой письменной речи под устную. Такая подделка действительно необходима в той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратор не умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в должной мере на письменную»

Разговорность может  опустить ее до бытового уровня. И оратор должен постоянно балансировать, выбирая  оптимальный стиль речи. Кстати, установлено, что при восприятии письменной речи человек воспроизводит  потом лишь 50% полученного сообщения. При восприятии того же сообщения, построенного по законам устного изложения мысли, воспроизводится уже 90% содержания.

Установилось своеобразное соотношение форм реализации с основными  функциями специального языка: в  функции накопления и передачи знаний «письменная (точнее, печатная) речь занимает почти монопольное положение»; в  функции распространения знаний преимущество также на стороне письменной речи; в профессиональном общении ведущей остается устная речь.

Итак, деловая речь есть, по существу, совокупность стандартов письменной речи, необходимых в официально-деловых отношениях. Эти стандарты включают в себя как формы документации, так и соответствующие им способы речевого изложения. Тезис о высокой регламентированности официально-деловой речи находит свое подтверждение не только в обязательных требованиях к построению и составлению документов, но и в возможности нормализации - внесения изменений в правила построения и составления документов в процессе их унификации. Это касается обеих сторон документа его формы и его языка.

В настоящее время  текстовые и языковые нормы деловой  речи испытывают давление со стороны  все шире развивающегося способа составления, хранения и передачи документов при помощи электронно-вычислительной техники.

Имеет место «автоматизация информационных процессов в аппарате управления», академик А. П. Ершов называет это «компьютеризацией деловой прозы». По его мнению, деловая проза «всегда внутренне формализована», это «лингвистический феномен, который, сохраняя многие свойства языка в целом, в то же время самой своей сутью подготовлен для того, чтобы стать объектом механизации», благодаря «регламентирующему действию формальной модели, лежащей в основе данной области производственных отношений».

Итак, деловая речь есть, по существу, совокупность стандартов письменной речи, необходимых в официально-деловых отношениях.

Эти стандарты включают в себя как формы документации, так и соответствующие им способы речевого изложения.

Тезис о высокой  регламентированности официально-деловой  речи находит свое подтверждение не только в обязательных требованиях к построению и составлению документов, но и в возможности нормализации - внесения изменений в правила построения и составления документов в процессе их унификации. Это касается обеих сторон документа - его формы и его языка.16 
 
 

Заключение

Разговорная речь имеет  свою эстетическую атмосферу, которая обусловлена глубинными процессами, соединяющими человека с обществом и культурой.

Исторически сложились  относительно устойчивые формы речевого общения - жанры. Все жанры подчинены правилам речевой этики и языковым канонам. Этика речевого общения предписывает говорящему и слушающему создание благожелательной тональности разговора, которая приводит к согласию и успешности диалога.

Современное общество характеризуется интенсивным развитием  речевых коммуникаций. Техника рождает  новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных  дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью.

К ним следует  отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику  текста, и психологию общения и  мн. др.

Большинство дисциплин, введенных в образовательный  процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических  специальностей, имеет прямое отношение  к филологии или словесным  наукам. К ним придется отнести  связи с общественностью, менеджмент и администрирование, различные  бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины. Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает разные новые именования.

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории  филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 25 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах. Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике. 

Список  литературы 

  1. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978
  2. Боровой Л. Я. Диалог, или Размена чувств п мыслей.- М.: Сов. писатель, 1969.
  3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура.- М.: Рус. яз., 1976
  4. Гольдин В. Е. Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 1978
  5. Диалогическая речь. Монологическая речь лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
  6. Родос В.Б. Теория и практика полемики. Томск, 1989
  7. Одинцов В. В. Культура спора.- Рс. речь, 1976, № 4,
  8. Соловьева А. К. О некоторых общих вопросах диалога.- Вопр. языкознания, 1965, № 6,
  9. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1996
  10. Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык  и его функционирование. М., 1986

Информация о работе Этический сапект устной и письменной речи