Христианская концепция происхождения и сущности морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 07:17, реферат

Краткое описание

Мораль - понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом, пока существуют человек и общество. Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления общественных отношений, образования социальных коллективов и общностей.

Оглавление

1. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ…………….3
2. СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОРАЛИ………...4
3. ОСОБЕННОСТИ ХРИСТИАНСКОЙ МОРАЛИ………………………………………8
4. Заключение...……………..……………………………………………………10

Файлы: 1 файл

реферат по этике.docx

— 33.30 Кб (Скачать)

Таким образом, утверждается божественное происхождение морали. Бог является источником, основанием морали.

 

3. Особенности христианской  морали

Христианские  богословы считают библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению, так как бог один. Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

Главной особенностью христианской (как и  вообще всякой религиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами  вероучения. Так как "богооткровенные" догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали.

Другой  особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие  нравственные наставления, которые  невозможно найти в системах нерелигиозной  морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, любви к врагам, непротивлении  злу и другие положения, находящиеся  в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей.

Христианская  мораль включает в себя некоторую  совокупность норм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между  людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные  заповеди, евангельские "заповеди блаженства" и другие новозаветные нравственные наставления. В своей совокупности они составляют то, что можно назвать  официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали.

В христианском мире происхождение базовых моральных  норм описывают в форме передачи Моисею самим Богом десяти заповедей. Моральные нормы христианина  не исчерпываются заповедями Моисея, но дополняются осознанием необходимости  и возможности духовного перерождения, о чем говорил Иисус Христос  в Нагорной проповеди в учении о блаженствах.

Создавая  свой моральный кодекс, христианство включило в себя и некоторые простые  общечеловеческие нормы нравственности. Простейшие общие требования к поведению личности в коллективе, которые получили отражение в ветхозаветном десятисловии, были выработаны коллективным опытом задолго до внесения их в тексты древнееврейской Торы. Такие обычаи, как запрещение убийства сородича или соплеменника, запрещение браков внутри племени, возникли еще в недрах родоплеменного строя.

Первые  четыре заповеди десятисловия сами по себе не имеют к морали непосредственного отношения. В них зафиксированы вероучительно-обрядовые предписания древнееврейской религии, а не нравственные нормы. Истинная нравственность - это человечность. Интересы коллективной человеческой жизни требуют дружбы, взаимопомощи людей.

Непосредственное  отношение к нравственности имеют  остальные шесть заповедей ветхозаветного декалога. В них нашли отражение  некоторые элементарные правила  человеческого общежития: требование почтительного отношения к родителям, запрещение убийства, разврата, воровства, клеветы, зависти. Общими, принимаемыми явным большинством являются заповеди - они же моральные нормы - "не убивай", "не кради", "не прелюбодействуй", "не произноси ложного свидетельства  на ближнего твоего", "почитай  отца твоего и мать твою", "не желай  дома ближнего твоего <... > ничего, что  у ближнего твоего".

Несмотря  на то, что далеко не все люди верят  в Бога и, следовательно, не верят  в божественное происхождение моральных  заповедей христианства, подавляющее  большинство населения современных  западной и восточнославянской цивилизаций  принимают общие базовые моральные  нормы в редакции, так или иначе  близкой к десяти заповедям. Общими для всех - верующих и неверующих, богатых и бедных, молодых и старых, мужчин и женщин, представителей различных национальностей и разного образовательного уровня - являются не все десять заповедей, а лишь их часть, поскольку другая часть, как говорилось выше относится к чисто религиозным постулатам.

Христиане считают свою религию воплощением  истинного человеколюбия и гуманности. Христианские проповедники особенно подчеркивают гуманный смысл евангельского призыва: "возлюби ближнего своего, как  самого себя".

Через устную и печатную проповедь, через эмоционально насыщенную обрядность, приуроченную к важнейшим событиям жизни верующего, кодекс христианской морали верующего  оказывает воздействие на нравственное сознание человека, а через последнее - на его практическую мораль. Это  кодекс дает верующему идеал праведной  с точки зрения христианства жизни, который накладывает отпечаток  на все поведение человека, его  привычки, быт.

 

 

 

 

Заключение

В основании всякого кодекса  морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство имеет свой критерий различения добра  и зла, нравственного и безнравственного в поведении. Христианство выдвигает  свой критерий - интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной  жизни с Богом. Христианские богословы  говорят, что Бог вложил в души людей некий всеобщий, неизменный абсолютный "нравственный закон". Христианин "чувствует присутствие  божественного нравственного закона", ему достаточно прислушаться к голосу божества в своей душе, чтобы быть нравственным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московский  гуманитарно-экономический институт

  Тверской  филиал                                                       

______________________________________________

Бологовское представительство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по  Профессиональной этике

 

Тема: «Христианская  концепция происхождения и сущности морали.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

группа ЮБ 331

факультет юридический

 Анищенкова Т.В.

 

 

 

Проверил:

 

Дата:_____________

 

Оценка:___________

 

 

Бологое 2012


Информация о работе Христианская концепция происхождения и сущности морали