Загрязнение атмосферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:16, контрольная работа

Краткое описание

Стремительный рост численности человечества и его научно-технической вооруженности в корне изменили ситуацию на Земле. Если в недавнем прошлом вся человеческая деятельность проявлялась отрицательно лишь на ограниченных, хоть и многочисленных территориях, а сила воздействия была несравненно меньше мощного круговорота веществ в природе, то теперь масштабы естественных и антропогенных процессов стали сопоставимыми, а соотношение между ними продолжает изменяться с ускорением в сторону возрастания мощности антропогенного влияния на биосферу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Загрязнение атмосферы………………………………………………………..4
2. Источники загрязнения атмосферы…………………………………………...6
3. Химическое загрязнение атмосферы………………………………………...12
4. Аэрозольное загрязнение атмосферы………………………………………..15
5. Экологические последствия загрязнения……………………………………19
5.1. Парниковый эффект………………………………………………………...19
5.2. Кислотные дожди…………………………………………………………...20
5.3. Нарушение озонового слоя…………………………………………………22
5.4. Фотохимический смог………………………………………………………23
6. Защита атмосферного воздуха от загрязнения……………………………...26
6.1 Способы и технические средства защиты атмосферы…………………….26
6.2. Организационные основы защиты атмосферы от загрязнения. Санитарно-защитные зоны…………………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Загрязнение атмосферы.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Схемы и принципы их работы показаны на рис. 16.

Принцип работы мокрых пылеулавливателей состоит в осаждении частиц пыли на поверхность капель или пленки жидкости под действием сил инерции или турбулентного движения. При этом в зависимости от химического состава жидкости происходит частичная сорбция некоторых газов и возгонов металлов. Общее их название — скрубберы.

Для очистки от диоксида серы в  мокрых пылеулавливателях используется известковое молоко. В барботажной  камере идет реакция по схеме:


Са(ОН)2 + S02 = CaS03+ H2O;

СаСОз + SO2 = CaSOs + С02

Эффективность такой  очистки достигает 80 %.

Мембранные технологии позволяют осуществлять очистку  газов с их фракционированием (СО, СО2, NxOy, SO и т.д.).

Имеются технологии очистки  газов от оксидов азота с образованием полукокса, с получением комплексных удобрений и даже технологии получения графита из тонкодисперсной пыли углерода.

Наиболее совершенный  способ очистки газов от пыли, туманов  и возгонов металлов—электрофильтры. Этот способ основан на использовании ионизации среды и ее способности проводить электричество. Ионизированные примеси осаждаются на специальных электродах. Ударная ионизация газа происходит в зоне коронирующего разряда, возникающего между цилиндрическим конденсатором и осадительным электродом, расположенным по оси цилиндра. Аэрозольные частицы в этой зоне адсорбируют на своей поверхности заряженные ионы и осаждаются на электроде.

Наибольший эффект защиты атмосферы от стационарных источников достигается многоступенчатыми  системами очистки газов с  применением сухих, мокрых и комбинированных пылеулавливателей, электрофильтров, а также обеспечением требуемых параметров (температура, подача воздуха, топлива) горения, Доказана высокая эффективность горения в электромагнитном поле.

Источником неорганизованных выбросов в атмосферу является подвижной  состав.

В крупных городах  на него приходится от 30—70 до 90—95 % от суммы выбросов от всех источников загрязнения атмосферы.

Защита атмосферы от загрязнения подвижным составом решается по-разному в зависимости от его назначения и условий использования (легковой, грузовой автотранспорт, трамвайно-троллейбусный парк, железнодорожный, водный, воздушный транспорт).

Наряду с проблемой  загрязнения воздуха выхлопными газами от ДВС здесь решаются проблемы шумового, вибрационного воздействия, теплового загрязнения среды, обеднение воздуха кислородом, вопросы потерь ГСМ при эксплуатации транспортных средств и при аварийных ситуациях. Суммарные потери кислорода от сжигания жидкого топлива в атмосфере достигают астрономических цифр. Например, только один современный реактивный самолет за время перелета из Европы в Америку сжигает в среднем 70 т кислорода. Такое количество кислорода воспроизводит за день 10 тыс. га леса.

Летательные аппараты в  интервале высот 15—40 км разрушают озоновый экран. В целом транспорт разрушает озон там, где он нужен и создает его в приземном слое атмосферы—там, где он опасен.

Защита атмосферы от загрязнения подвижным составом осуществляется в основном совершенствованием ДВС и систем очистки газов. Перспективным  является переход на альтернативные источники энергии.

 

6.2. Организационные  основы защиты атмосферы от  загрязнения. Санитарно-защитные зоны

Основой организации  надежной защиты освоенных территорий от всех видов загрязнения являются районная планировка и генеральный план — научно обоснованные документы, обеспечивающие рациональное хозяйственное использование территорий и защиту от вредного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и человека.

Атмосферный воздух в  этом отношении — один из главных  агентов переноса загрязняющих веществ. Направление и скорость их переноса зависит от господствующих направлений и скоростей движения воздуха. Поэтому при разработке генплана города или промышленного района размещение жилых, промышленных, рекреационных зон, транспортных магистралей, городских полигонов ТБО, очистных сооружений и других элементов инфраструктуры учитывается ветровой режим, рельеф, залесенность, обводненность территории и другие факторы.

На стадиях проектирования, нового строительства или реконструкции  промышленных объектов предусматриваются  технологии, максимально обеспечивающие защиту от загрязнения окружающей среды, в т.ч. атмосферного воздуха. Минимизация загрязнения воздуха в промышленной, жилой и рекреационной зонах обеспечивается следующими мероприятиями:

— размещение строящихся предприятий на повышенных элементах  рельефа и оснащение их высокими дымовыми трубами;

— рациональная планировка, правильный выбор габаритов зданий и сооружений, организация территории предприятия, позволяющие избежать или уменьшить застой воздуха, инверсию и возникновение тепловых островов;

— зонирование территорий в процессе их освоения с выделением промышленных, жилых, рекреационных, санитарно-защитных, транспортных (коммуникационных) зон;

— расположение предприятий  с подветренной стороны по отношению  к другим зонам с учетом розы ветров и розы рассеивания загрязняющих веществ.

Последний показатель рассчитывается на стадии проектирования объекта с  учетом выбросов действующих предприятий.

Согласно действующим  нормативным документам по охране окружающей среды вокруг промышленных зон и предприятий необходимо создавать санитарно-защитные зоны (СЗЗ) для защиты от химического, электромагнитного, шумового, вибрационного и других возможных видов негативного воздействия на прилегающие освоенные территории (жилые, рекреационные и др.). СЗЗ представляют собой территории определенной протяженности и ширины, располагающиеся между источниками загрязнения и границами жилой застройки или иных освоенных территорий.

В зависимости от класса опасности производства устанавливается  нормативная ширина СЗЗ. Установлено пять классов предприятий по степени опасности с шириной СЗЗ от 1000 м (I класс) до 50 м (V класс). К I классу опасности относятся производства аммиака, азотной кислоты, удобрений, органического синтеза и т.д. К V классу опасности — производства неорганических реактивов при отсутствии хлорных цехов, полиграфических и других красок.

В пределах СЗЗ запрещено  размещение жилых и общественных зданий. Со стороны жилой застройки  организуется полоса озеленения шириной 50—20 м. Рекомендуется озеленение растениями с наибольшей очистительной способностью (тополя, другие древесные лиственные растения). Разрешается застройка зданиями низкого класса вредности (склады, гаражи, административные здания). В зависимости от характера загрязнителей допускается сельхозосвоение территорий.

Заключение

Оценка и прогноз  химического состояния приземной  атмосферы, связанного с природными процессами ее загрязнения, существенно отличается от оценки и прогноза качества этой природной среды, обусловленного антропогенными процессами. Вулканической и флюидной активностью Земли, другими природными феноменами нельзя управлять. Речь может идти только о минимизации последствий негативного воздействия, которое возможно лишь в случае глубокого понимания особенностей функционирования природных систем разного иерархического уровня, и, прежде всего, Земли как планеты. Необходим учет взаимодействия многочисленных факторов, изменчивых во времени и пространстве, К главным факторам относятся не только внутренняя активность Земли, но и ее связи с Солнцем, космосом. Поэтому мышление «простыми образами» при оценке и прогнозе состояния приземной атмосферы недопустимо и опасно.

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы еще успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

Уже наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь Природе Человек. Только Человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте.

 

Список использованной литературы

  1. Данилов-Данильян В.И. «Экология, охрана природы и экологическая безопасность» М.: МНЭПУ, 1997 г.
  2. Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: Финансы и статистика, 1999 г.
  3. Белов С.В. «Безопасность жизнедеятельности» М.: Высшая школа, 1999 г.
  4. Данилов-Данильян В.И. «Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?» М.: МНЭПУ, 1997 г.
  5. Козлов А.И., Вершубская Г.Г. «Медицинская антропология коренного населения Севера России» М.: МНЭПУ, 1999 г.
  6. Оноприенко М.Г. Экология. Охрана окружающей природной среды: Избранные лекции. Уч. пособие. Сочи: РИО СГУТиКД, 2007.
  7. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов н/Д, 2005.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Загрязнение атмосферы