Взаимосвязь эсхатологии и экологии в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире, когда происходит расширение производственных процессов, экономики стран оказываются все более интегрированными, актуальность приобретает вопрос о взаимодействии человека и природы. Данная проблема рассматривалась философами в разные века, однако вследствие усиления негативного влияния человека на природные явления, с середины 20 века эта научно-философская область приобрела особое значение. Появилась реальная угроза экологической катастрофы, стала очевидна необходимость снижения потребительского отношения к природе.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Экология как философское понятие............................................................5
1.1. Понятие экологии и экологической этики в современной философии..5
1.2. Основные направления и противоречия современной экологии как философского понятия................................................................................8
Глава 2. Взаимосвязь эсхатологии и экологии в современном мире....................11
2.1. Понятие и особенности эсхатологии................................................................11
2.2. Факторы, определяющие формирование эсхатологического сознания.........14
2.3. Влияние философских эсхатологических взглядов на экологию общества.16
Заключение.................................................................................................................18
Список использованной литературы.......................................................................19

Файлы: 1 файл

Ekologia_i_eskhatologia_referat (2).docx

— 20.37 Кб (Скачать)

Титульный лист

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Экология как философское понятие............................................................5

    1. Понятие экологии и экологической этики в современной философии..5
    2. Основные направления и противоречия современной экологии как философского понятия................................................................................8

Глава 2. Взаимосвязь эсхатологии и экологии в современном мире....................11

2.1. Понятие и особенности  эсхатологии................................................................11

2.2. Факторы, определяющие  формирование эсхатологического  сознания.........14

2.3. Влияние философских  эсхатологических взглядов на  экологию общества.16

Заключение.................................................................................................................18

Список использованной литературы.......................................................................19

 

 

Введение

 

В современном мире, когда происходит расширение производственных процессов, экономики стран оказываются все более интегрированными, актуальность приобретает вопрос о взаимодействии человека и природы. Данная проблема рассматривалась философами в разные века, однако вследствие усиления негативного влияния человека на природные явления, с середины 20 века эта научно-философская область приобрела особое значение. Появилась реальная угроза экологической катастрофы, стала очевидна необходимость снижения потребительского отношения к природе.

Соответственно, чтобы обеспечить человечеству дальнейшее благополучное существование,  стоит пересмотреть экологическую концепцию общества, а также создавать и развивать программу устойчивого развития государств, в которой была бы учтена связь человека и природы.

Сегодня часто говорят о развитии экологического кризиса. В чем же состоят истоки такого кризиса? Сейчас все большее количество специалистов утверждает, что глубинные истоки экологического кризиса лежат не в самом значительном антропогенном воздействии человека на природу, а в кризисе духовном.

Пересмотр духовных ценностей означает концентрацию на этических принципах. Этику определяют как «метанаучное творчество по пониманию человеком своей жизнедеятельности и обоснованию ее наилучших перспектив».

Так, говоря о связи экологии и этики, можно выделить понятие экологической этики. Это новое понятие представляет собой философское обоснование экологической концепции и помогает оценить экологические процессы с социо-прагматической точки зрения.

Экологическая этика на данный момент — понятие часто применяемое и востребованное. Экология сама по себе изучает не просто природу, но природу как предмет общественного интереса, а экологическая этика анализирует, как, сохранив выгоды от использования природных ресурсов, сохранить и саму природу.

В философии система отношений «человек-природа» можно рассматривать с нескольких точек зрения. Так, говоря об экологической катастрофе, мы связываем ее с учением о конце света, а рассматривая глубинную связь человека и природы и место человека в этой системе, можно говорить о месте рассматриваемых понятий в истории космоса. Так, в философии экологические аспекты находят отражение в эсхатологическом направлении. Эсхатология — это (от греч. eschatos последний, конечный и logos – учение) в христианской догматике учение о последних вещах: о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле. Различают индивидуальную эсхатологию, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную – учение о цели космоса и истории и их конце.

Итак, цель реферата — проследить философскую связь между экологией и эсхатологией. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть развитие экологии в контексте философских учений;
  2. показать особенности эсхатологии;
  3. сделать вывод о том, как эколого-эсхатологическое философское направление влияет на современную концепцию развития человечества.

 

 

Глава 1. Экология как философское понятие

    1. Понятие экологии и экологической этики в современной философии

 

Для того, чтобы определить место экологии в современных философских направлениях, рассмотрим понятие экологии.

Согласно классическому определению, данному Э. Геккелем, который ввел сам данный термин, экология — это наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы1. Современное определение несколько шире. Это наука о взаимодействии живы организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Однако однозначного определения экологии не существует. Ряд ученых рассматривает это понятие лишь как биологический термин. По нашему мнению и в контексте рассматриваемой темы, такая трактовка неверна. Конечно, экология включает в  себя вопросы о взаимоотношении организмов окружающей среды и проблемы борьбы за существование. Но справедливо утверждать, что эти явления — понятия также философские. Каково место человека в экологии? Какое влияние оказывает человек на природу? Ответы на эти вопросы лежат в ряде философских учений.

Экология — это комплексная мировоззренческая наука, которая рассматривает взаимосвязи живых организмов и их сообществ друг с другом и с окружающей средой.

Ученые выделяют разные виды отношений человека к природе. Они таковы2:

1) безнравственное отношение (поджог леса, рубка деревьев, убийство  животных ради забавы либо  с целью демонстрации своей  силы);

2) утилитарное отношение (к природе относятся в основном  как к источнику ресурсов, необходимых  для поддержания человеческого  благополучия и комфорта);

3) теоретическое, научное  отношение, развивающееся в противовес  сугубо утилитарному (для ученого  познание — не источник материальных  выгод, а моральное удовлетворение  от исследования объективных  законов природы, основ мироздания);

  1. эстетическое отношение.

Данные виды взаимоотношений человека и природы приводят нас к пониманию философии экологии и формированию понятия экологической этики. Современный экофилософ В.Е. Борейко определяет экологическую этику как «учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека»3.

Экологическая этика наиболее точно отражает глубинные противоречия связей природы и человека. Это часть этического направления философской мысли, которая опирается как на общее понимание моральных принципов, так и на понятийный аппарат нормативной этики.

Как и философская этика, этика экологическая имеет объектом изучения нравственность, однако подходит к этому понятию с принципиально новой позиции. Так, формирование экологической этики связано с противостоянием антропоцентризму и концентрации на био- и экоцентрической концепциях.

Стоит остановиться на антропоцентрической идее. Согласно ей, человек — это центр Вселенной и всех мировых процессов. Атропоцентрическое мировоззрение ведет начало еще со времен Сократа и Протагора. «Человек есть мера всех вещей» - провозгласил Протагор. В дальнейшем концепция развивалась в учениях схоластиков, патристиков. В эпоху Возрождения антропоцентризм приобретает светский характер, а человек начинает рассматриваться как причастное к Богу. Однако позднее, вследствие научных открытий, антропоцентрическая теория становится все менее очевидной для общества. Позиции антропоцентризма сильно пошатнулись с созданием гелиоцентрической системы мира Коперника, эволюционной теории Чарльза Дарвина. Экология вносит дополнительный смысл в понимание сущности антропоцентризма: человек осознал себя хозяином и покорителем природы, считая себя вправе получать из окружающего мира необходимые ресурсы, в том числе путём ущемления других биологических видов.

В био- и экоцентризме природа выступает в качестве субъекта действия, имеющего собственные цели и обладающего некими моральными правами. Ее интересы ставятся во главу угла.

Современные философы рассматривают концепцию экогуманизма.

Это направление, которое включает человека в космическое развитие биосферы, а также утверждает единство и неразделимость судеб человечества и природы.

В современном мире проблема, как было отмечено во введении к работе, приобретает глобальный характер. Экологическую этику необходимо рассматривать в свете ее глобального, международного значения. Глобализация, а именно процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, приводит к пониманию планетарной ответственности, необходимости долгосрочного планирования, учета перспектив не только экономического, но и экологического развития, поиска путей выживания человеческого рода. Противоречивой для философии остается проблема соотношения индивидуальной и коллективной ответственности человека перед природой и перед будущими поколениями.

 

   

 

    1. Основные противоречия современной экологии как философского понятия

 

Рассмотрев понятие экологи в философском контексте, стоит задуматься о противоречиях, создаваемых философским подходом к экологии.

Так, экофилософия выходит за рамки исключительно этической проблематики и осмысляет вопрос о взаимоотношениях природы и человека в глобальном мировоззренческом плане.

В 1970-е годы в философии появляется понятие глубинной экологии. Вводит этот термин норвежский философ А. Несс. Это одна из школ экологической философии.

Это направление критикует основные принципы западного общества.

С одной стороны, глубинная экология опирается на принципы биоцентризма, а с другой – придает значение персоне человека в концепции восточных религий4.

Экологическая этика, как достаточно молодое явление в философии, хранит в себе немало противоречий. Постараемся определить, в чем же заключаются эти противоречия.

Во-первых, имеется различие между антропоцентрическими и биоцентрическими взглядами. Здесь встает вопрос о том, как урегулировать эго-интересы человека и интересы природы; также выясняется, имеет ли природа интересы вообще. Стоит еще определить, полезна ли экологическая этика человеку, который, вне зависимости от теорий и направлений, почти всегда стремится максимизировать свою выгоду.

Еще один противоречивый вопрос заключается в том, что можно определить под контроль экологической этики, какие природные явления или процессы она охватывает. Некоторые ученые полагают, что это вся биосфера земли, другие — что это ограниченный ряд живых организмов, третьи расширяют сферу применения экоэтики до вселенских масштабов.

При рассмотрении экологии как вселенского понятия обретают силу эсхатологические мотивы.

Имеется философская теория «благоговения перед жизнью»5. Эта идея — источник идеи о необходимости пробуждения чувства любви и сострадания к природе, теория, сформулированная Альбертом Швейцером, возникшая в первой трети XX века, когда экология как наука о взаимосвязи человека и окружающей среды находилась на начальном этапе.

Для оценки природных явлений Швейцер использует такие моральные категории, как жизнь и смерть. По его мнению, благо — это то, что служит поддержанию жизни, а все противоположное этому — это зло6.

Однако гуманизм Швейцера не учитывает то, что человек, находясь на высшей ступени пищевой пирамиды, ради поддержания существования вынужден лишать жизни многие живые существа. Противостоит этой идее, в свою очередь, мысль о вегетарианстве.

Сегодня дуализм Швейцера — это некое воззвание к человеческой совести, препятствующей неуемному потреблению и бездумному уничтожению природы. Сами же по себе природные явления не могут подлежать моральной оценке, так как нравственный закон, согласно Канту, живет только внутри нас.

В процессе транснационализации общественных и культурных процессов стран мира возникает и вопрос о коллективной ответственности человека перед природой. Эта тема стала обсуждаться исследователями с 70-х гг. XX века. Однако то, каким образом должна распределяться и проявлять себя коллективная ответственность – остается сегодня вопросом, на который нет однозначного ответа.

Коллективная ответственность – понятие неопределенное, и многие исследователи могут трактовать его по-своему. Стремясь преодолеть эти трудности, исследователь Питер Френч в работах «Корпорация как субъект морали», «Коллективная и корпоративная ответственность» выдвигает идею признания морального статуса за определенным сообществом, корпорацией. При этом коллективное намерение, являющееся одной из сущностных черт ответственности, осуществляется «во внутренней корпоративной структуре принятия решений»7.

Здесь сделан вывод о том, что моральная ответственность группы должна соотноситься с индивидуальной ответственностью каждого члена группы.

Сегодня экология и этика природы связаны с предположением о неизбежности вселенской катастрофы и конца света.

Так, появляются эсхатологические статьи, раскрывающие вопрос об экологической этике и ее необходимости в другом ключе. Например, автор статьи «Этика и эсхатология» В.И. Курашов отмечает бессмысленность заботы о будущих поколениях людей с научно-рационалистической точки зрения, потому что «феномен индивидуального человеческого существования есть результат «воли» случая в природных процессах8. Другими словами, то, что осуществился переход из возможности в действительность и Вы появились на свет или же наоборот, такого перехода не произошло, статистически усредняется уже на уровне популяционного подхода. При таком взгляде индивидуальное человеческое существование не имеет смысла».

Информация о работе Взаимосвязь эсхатологии и экологии в современном мире