Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:32, реферат
Посмотрев на общество «механистически», «спиритуалистически» и «семантически» и отдав должное изысканности социологических интерпретаций, способных запечатлеть как портрет человека на фоне общества («Герой нашего времени» ), так и портрет общества на фоне людей («Язык предков»), обратимся к проблеме первоисточников зарождения человеческой ассоциации.
Посмотрев на общество «механистически», «спиритуалистически» и «семантически» и отдав должное изысканности социологических интерпретаций, способных запечатлеть как портрет человека на фоне общества («Герой нашего времени» ), так и портрет общества на фоне людей («Язык предков»), обратимся к проблеме первоисточников зарождения человеческой ассоциации.
Сколько вы знаете гипотез происхождения общества? «Стихийные» социологи в нашей стране обычно отмечают три:
• естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей),
• божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон),
• космическую («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).
Все они ценны и интересны, в равной мере дискуссионны, и ни одна не отвечает на вопрос о «технических деталях» социогенетического механизма, производящего социальную организацию.
В то же время сложился ряд
научных теорий, которые, взяв за основу
одну из особых характеристик биологии
человека, рассматривают вытекающие
из нее этапы социального
Действительно, если проигнорировать
(за недоказанностью) тезис о том,
что организм такой сложности, как
человеческий, просто не мог сформироваться
эволюционным путем за короткий период
существования жизни на Земле, и
тем самым отмести все «
На этот счет существует ряд интересных догадок, каждая из которых нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой доказательный ряд: инструментальная, семантическая, сексуальная, гендерная, кратическая. Рассмотрим их в общих чертах.
Инструментальная концепция,
ставит во главу угла человеческую
догадливость и сообразительность,
повлекшие изобретение
Сексуальная концепция базируется
на такой особенности человека, как
внесезонный характер размножения
и удовольствие от спаривания. Это
сочетание физиологических
Кратическая концепция опирается на принципы общей теории систем и выводит возникновение человеческих ассоциаций, способных выполнять сложную целесообразную деятельность, из развития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно. Соединяясь с природной экспансивностью (жадностью и любопытством), эти качества легко превращаются в «монополии», когда приоритет человека по значимому признаку (физическая мощь, ловкость, изобретательность, наблюдательность и др.) позволяет ему занять позицию лидера и прибрать к рукам сразу все выигрыши: лучшее место, лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т.п. Научаясь повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди остальных членов общины. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства (суть: порядка), ложатся в основу социальной организации, т.е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации. Элита, получая желаемое, использует власть – разнообразные рычаги влияния на массу, чтобы сохранить привилегию своего положения и присваивать создаваемые группой ресурсы, но взамен, в силу своей же заинтересованности, стремится обеспечить защиту, рост и процветание общины (продуктами которой она кормится).
Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Рожденная в русле феминистской социологии, она отражает гамму теоретических установок исследователей, изучающих половое неравенство в обществе. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности человеческих младенцев становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и распорядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен, заменяем и функционально занимает роль сервера по обслуживанию процесса воспроизводства, обеспечивая: зачатие, защиту, тепло, кров и питание. Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их историческая гениальность) создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма делают вывод, что в тот момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют правила общежития. Несмотря на то что мужчины испокон века нарушали собственные договоренности, они продолжают держаться своей первобытной круговой поруки и не допускают женщин в социально значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами, властью. В этом смысле политика есть порождение андрогенной цивилизации (которая, кстати, именно в период нашей жизни потихоньку приходит в упадок и расслабление, поэтому роль женщин в современном мире повышается и существенно видоизменяет сложившиеся отношения, решения и структуры).
Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Люди действительно потрясающе уязвимы и в физическом, и в психическом смысле. Стоит также допустить, что мы не самые хитрые и не самые умные на планете (хотя бы потому, что мы самовлюбленные, т.е. «слепые», и недальновидные, т.е. «тупые»). К тому же, для разнообразия, стоит подумать над тем, что человек – один из относительно молодых видов, поскольку антропологи отводят ему самое большее 8–10 миллионов лет эволюции, в то время как по планете бегают, ползают и плавают существа, в десятки раз более «апробированные» разнообразными циклами земной жизни, поэтому считать себя достаточно неуязвимыми у нас нет никаких оснований. В связи с этой биологической слабостью закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела», способного справляться с множеством разнообразных задач. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и комбинированием функций. Такая сложноорганизованная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая «обозначения» и символы, договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации, которая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной, деятельности. В результате возникает система упорядоченных (договоренных) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество.
Социологические концепции
происхождения человеческих ассоциаций,
как видим, очень разнообразны. Они
апеллируют к разным факторам формирования
наблюдаемой сегодня
Большого числа концепций,
объясняющих механизм возникновения
общества, мы, согласно нашей методике,
выделим среди них те, которые
пытаются отразить духовные, интеллектуальные,
физические и моральные запросы,
в которых человечество ищет причину
возникновения сообществ между
людьми. Так, на духовные запросы дает
ответ теологическая концепция
возникновения общества, на интеллектуальные
запросы семантическая
К теократической концепции
может относиться
Семантическая концепция происхождения общества строится на признании слабости человека как биологического существа, которое компенсирует свои недостатки огромным интеллектуальным потенциалом. И действительно, человек - один из самых молодых видов, эволюция которого не превышает 6-10 млн лет, в то время как жизнь на планете имеет значительно более раннее происхождение. В связи с этой биологической слабостью закон выживания толкает людей к поиску такого знания, которое могло бы способствовать выживанию человека не только в одиночку, но и в группах. Однако сложности, подстерегающие людей на этом пути, заключались в том, что подобное знание нужно было не только найти, но еще сохранить, накопить и передать последующим поколениям. А для этого никак нельзя было обойтись без языка. Именно язык становится тем инструментом для зарождающегося общества, благодаря которому мир стал познаваться более отчетливо в символах и понятиях. Знания языка и язык знания стали символизировать не только саму жизнь, но и ту интеллектуальную силу, которая нашла свое выражение в распределении прав и обязанностей в обществе. В результате родились представления о сословиях. Что такое сословие? Сословие - это такая социальная группа, в которой знания и навыки, передаваясь от поколения к поколению, образуют социальный статус, переходящий по наследству, однако, в отличие от касты, этот статус может быть утрачен в процессе жизни или изменен. Таким образом, интеллектуальные способности отдельною человека, а затем и всего его рода стали в этой теории глинным критерием, по которому определяется их место в обществе: чем большим знанием обладал субъект общества, тем выше его роль была в нем, а следовательно, и статус.
Критическая концепция
происхождения общества
Мифологическая концепция.
Древние полагали, что над каждым
родом попечительствует высшая
божественная сила, которая и
склоняет представителей