Возможные направления в разрешении экологических проблем человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Механизм гибели вида гораздо проще, чем его можно себе представить. Зоологи поняли это, когда им удалось проанализировать большое число неудачных случаев акклиматизации животных в угодьях, безусловно, подходящих для завозимых видов. Оказалось, что неудачами кончался завоз малых групп животных. Выяснилось, что 2-3 пары животных при отсутствии постоянных, пусть даже сравнительно редких контактов с себе подобными, не могут обжить территорию. В большинстве случаев у них подавляется способность к размножению или они гибнут от так называемого «стресса», или болезни напряжения. Подобное же положение возникает при большом разряжении естественной популяции.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Особенности экологии человека как особого научного направления……6
Основные экологические проблемы в существовании современного человека………………………………………………………………………14
Возможные направления в разрешении экологических проблем человека………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая КСЕ.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Экологические проблемы современности в основном связаны  с антропогенными воздействиями, под которыми понимают деятельность, связанную с реализацией экономических, рекреационных, военных, культурных и других интересов человека, вносящую изменения в природную среду. Они могут быть положительными и отрицательными, длительными и кратковременными, целенаправленными и стихийными, точечными и площадными, длительными и кратковременными, а также глобальными, региональными и локальными. Среди основных глобальных экологических проблем современности ученые выделяют следующие: «парниковый эффект», истощение озонового слоя, «кислотные осадки», проблему утилизации отходов, загрязнение окружающей среды, опустынивание, деградацию почвы, эрозию почвы, вырубку лесов, сокращение численности и вымирание животных, изменение климата, истощение природных ресурсов, заболеваемость населения, фотохимический смог и другие.[3]

Парниковый эффект – разогрев нижних слоев атмосферы вследствие способности атмосферы пропускать коротковолновую солнечную радиацию, но задерживать длинноволновое тепловое излучение земной поверхности. Атмосфера почти целиком пропускает излучение Солнца к Земле, но из-за наличия в атмосфере парниковых газов (диоксида углерода, метана, фреона, оксидов азота и др.) существенно задерживается обратное тепловое излучение земной поверхности. Парниковые газы образуют как бы стеклянную крышу парника над планетой, и большая часть излучаемого Землей тепла возвращается назад. Тепловая энергия накапливается в приповерхностных слоях атмосферы тем интенсивнее, чем больше в них концентрация парниковых газов. Отрицательные для человечества последствия парникового эффекта заключаются в повышении уровня Мирового океана в результате таяния льдов, увеличении количества осадков, изменении направлений ветров, океанических течений, повышении температуры, потеплении климата и др. Увеличение сезонного протаивания грунтов в районах с вечной мерзлотой создаст угрозу строениям, дорогам, коммуникациям, активизирует процессы заболачивания и т. д. Однако повышение температуры на 1–2 °C в целом будет благоприятным для сельского хозяйства европейской части нашей страны, так как позволит выращивать теплолюбивые сельскохозяйственные культуры на обширных территориях. В декабре 1997 г. в Киото была проведена международная конференция по глобальному изменению климата на планете, в которой приняли участие представители 159 стран. Был принят договор, предусматривающий общее сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов на 5,2 %.

Кислотные осадки. Кислотными называют любые атмосферные осадки (дожди, туманы, снег), кислотность которых выше нормальной. Кислотные свойства среды определяются ионами водородов. Чем больше концентрация водородных ионов в растворе, тем выше его кислотность. Для выражения концентрации ионов водорода используют единицы водородного показателя, или pH. Шкала pH содержит величины от 0 (крайне высокая кислотность) через 7 (нейтральная среда) до 14 (крайне сильная щелочность). Кислотные дожди содержат растворы серной, азотной и других кислот, в которые превращается влага воздуха, поглощая сернистый и другие газы, содержащиеся в воздухе. Кислотные дожди угнетают растительность, снижают прирост леса и урожайность сельскохозяйственных культур, являются причиной закисления озер, что приводит к гибели икры, мальков, планктона, водорослей и рыб. Отрицательные последствия кислотных дождей зафиксированы в США, Европе, Канаде, России, на Украине, в Белоруссии и других странах.

Разрушение озонового  слоя. Озоновой слой – это слой атмосферы с повышенным содержанием озона. Концентрация озона в слое очень низкая, и если выделить его в чистом виде и сжать до плотности, которую имеет воздух у поверхности Земли, то толщина озонового слоя не превысит 5 мм. Озон поглощает коротковолновое излучение Солнца, предохраняя живые организмы от его губительного воздействия. Впервые истощение озонового слоя привлекло внимание широкой общественности в 1985 г., когда над Антарктидой было обнаружено большое пространство с пониженным (до 50 %) содержанием озона, получившее название «озоновой дыры». Считается, что основной причиной возникновения «озоновых дыр» является значительное содержание в атмосфере фреонов. Фреоны (хлорфторуглероды) – высоколетучие химически инертные у земной поверхности вещества, широко применяемые в производстве и быту в качестве хладоагентов (кондиционеры, рефрижераторы, холодильники), распылителей (аэрозоли), пенообразователей. Фреоны, поднимаясь в верхние слои атмосферы, подвергаются фотохимическому разложению с образованием оксида хлора, интенсивно разрушающего озон. Однако ряд ученых продолжают настаивать на естественном происхождении «озоновой дыры». Причины ее возникновения они видят в естественной изменчивости озоносферы, циклической активности Солнца, процессах дегазации Земли и др. Истощение озонового слоя приводит к более высоким уровням ультрафиолетового излучения на поверхности Земли, что способствует увеличению случаев заболеваний раком кожи, снижению продуктивности сельскохозяйственных культур, замедлению процесса фотосинтеза в растениях и др.

Проблема утилизации отходов. Отходы – неиспользуемые остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, образующиеся в процессе производства продукции или ее потребления и утратившие свои потребительские свойства. По агрегатному состоянию отходы делятся на жидкие, твердые и газообразные. По происхождению отходы классифицируются на бытовые (коммунальные), промышленные, сельскохозяйственные, строительные, радиоактивные и др. Наиболее серьезные экологические проблемы связаны с опасными отходами, содержащими в своем составе вещества, которые обладают одним из опасных свойств (токсичность, взрывчатость, инфекционность, пожароопасность и т. д.) и присутствуют в количестве, опасном для здоровья людей и окружающей природной среды. Выделяют четыре класса опасности отходов: первый – вещества (отходы) чрезвычайно опасные, второй – вещества (отходы) высокоопасные, третий – умеренно опасные, четвертый – малоопасные.

Отходы являются источником загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почв и растительности. Первоначально  решение проблемы отходов виделось преимущественно в их уничтожении  – закапывании или сжигании, но с увеличением загрязнения окружающей среды на первый план вышли экологически более приемлемые меры устранения отходов – их сортировка и повторное использование, то есть рециклинг, а также использование малоотходных технологий. Малоотходным считается такое производство, при котором вредное воздействие на окружающую среду не превышает уровня, допустимого санитарно-гигиеническими нормами, при этом часть сырья и материалов переходит в отходы, которые направляются на переработку или захоронение. Минимизация отходов в различных отраслях промышленности может быть достигнута следующими способами: усовершенствованием технологических процессов в направлении сокращения количества образующихся отходов; рециклизацией отходов, предпочтительно в процессе их образования, переработкой отходов в полезные побочные продукты; снижением объемов и токсичности отходов для облегчения последующего удаления и переработки.

И чтобы справиться со всеми назваными проблемами и  сохранить здоровье человека и природу, необходимы в первую очередь ответственная экологическая политика и практика, государственных и общественных органов, руководителей предприятий, учреждений и организаций.[10]

 

Возможные направления в разрешении экологических проблем человека.

 

Говоря о влиянии  окружающей среды на здоровье человека, следует иметь в виду, что экологической проблемы в чистом виде не существует. Она всегда прямо связана с политикой. Экономикой, новыми технологиями, наконец, с общей культурой человека и общества, с уровнем зрелости экологического сознания в нем. Защита окружающей среды – это комплексная проблема, которая может быть решена только совместными усилиями специалистов различных отраслей науки и техники.

Экологические мероприятия  обеспечивают самоочищение(при загрязнении) природной среды или самовосстановление(при  нарушениях). Экологические мероприятия делятся на две подгруппы: абиотическую и биотическую[4]. Подгруппа абиотических мероприятий основана на использовании естественных, физических и химических процессов, протекающих во всех составляющих биосферы, которые позволяют снизить опасность вредного антропогенного воздействия, уменьшить или исключить его последствия. Биотические мероприятия основаны на использовании живых организмов, обеспечивающих функционирование экологических систем в зоне влияния производства. К ним относятся биологическая рекультивация и биологическая очистка сточных вод, ликвидация загрязнения почв с помощью специальных растений или микроорганизмов, способных извлекать и перерабатывать загрязняющие вещества.

Так же сегодня человек  является экологически беззащитным. Он может работать и жить в местах, где радиация, загазованность превышают в сотни и тысячи раз нормы, не зная об этом. Должна быть рассмотрена проблема “Экология рабочего места”. А какое влияние на здоровье и продолжительность жизни человека оказывают экологически “грязные рабочие места”, где загрязненность воздуха с содержанием пыли, ртути, свинца, цинка, хлора, серы и т.д. превышает предельные нормы в сотни раз, никто не знает. Из-за незнания проблемы “экология и здоровье человека” работающие лишены возможности регулировать свою трудовую деятельность: сколько предельно допустимых лет можно работать в шахте, на руднике, в металлургическом или химическом производстве и т.д. из-за этого многие шахтеры, металлурги и химики не доживают до льготных пенсий, устанавливаемых за вредные условия труда.

Необходимо добиться такого положения, чтобы во всех экологически загрязненных цехах были установлены приборы, чтобы все работники знали, в каких условиях они трудятся. Если работающие будут знать, что трудятся в экологически непригодных условиях, то они сами будут активно действовать в направлении поиска и ликвидации источников загрязнения рабочих мест. Так же, конечно, на каждом предприятии (в организации), где имеет место загрязнение окружающей среды, должны быть организованы общественные комиссии по экологии. Эти комиссии обязаны совместно с администрацией выявлять все источники загрязнения окружающей среды и разрабатывать конкретные мероприятия по их устранению.

Уровень экологической культуры, знаний у населения предельно низок. Из-за низкого экологического образования и воспитания люди не осознают приближающейся экологической катастрофы и в целом безучастны в охране окружающей среды. В вузах, школах и техникумах проблеме охраны окружающей среды и природопользования не уделяется должного внимания. Далеко не во всех учебных заведениях введены дисциплины по охране окружающей среды и  рациональному природопользованию. То нет учебников, то нет преподавателей, то нет времени. А загрязнение окружающей среды увеличивается. Организация лекций и проведение занятий об охране окружающей среды в рабочих коллективах на предприятиях – редкое явление.

Важнейшая задача общества – формирование экологического сознания населения. Она включает в себя целый комплекс мер экологического образования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих таких элементов, как экологическое научное сознание, экологические этика, психология, правосознание.[9]

Экологическое научное  сознание включает в себя формирование научной картины мира, основывающейся на достижениях современной науки. В частности, на передний план выдвигаются системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности; принцип универсального эволюционизма, а так же такие современные концепции и теории, как синергетика, учение о “феномене человека” П.Тейяра де Шардена, теория биосферы и ноосферы В.И. Вернадского и т.д. Именно экологическое научное сознание необходимо сделать базой для проведения экологической политики и практики, которые должны стать творчеством широких масс населения.

Важное значение в  формировании экологического сознания принадлежит утверждению экологической этики. Основной принцип был сформулирован Л.Н. Толстым: “не только людям не надо делать того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, но также и животным”.

Важным компонентом  экологического сознания является и  экологическая психология. Суть ее можно коротко выразить следующими словами: любовь к природе как черта характера человека, и прежде всего любовь к “братьям нашим меньшим”, ко всему живому. В экологическое сознание следует включить и экологическое правосознание, предполагающее осознание всеми гражданами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней. И это, конечно, должно постоянно подтверждаться действенными юридическими мерами.

 

Заключение:

 

Рассмотрев особенности  экологии человека как особого научного направления, можно сделать вывод, что экологических направлений  очень много, например биосферная, и  все направлены на защиту окружающей среды с той или иной стороны, но проблема экологии окружающей среды не исчезает, а наоборот все больше увеличивается. Ведь человек не может даже побороть основные экологические проблемы, которые известны и для которых есть пути преодоления, т.к. их слишком много и с каждым годов появляется больше. Я считаю, что самое главное направление в разрешении экологических проблем,  чтобы каждый человек задумался о экологии природы и сделал хотя бы самое малое для ее сохранения.

 Проблема экологии – одна из самых актуальных в наше время, и хочется верить, что наши потомки не будут так подвержены негативным факторам окружающей среды, как в настоящее время. Однако человечество до сих пор не осознает важности и глобальности той проблемы, которая стоит перед ним относительно защиты экологии. Во всем мире люди стремятся к максимальному уменьшению загрязнения окружающей среды, также и в Российской Федерации принят, к примеру, уголовный кодекс, одна из глав которого посвящена установлению наказания за экологические преступления. Но, конечно, не все пути к преодолению данной проблемы решены и нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать.

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь всем понятно, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение взаимоотношений человека с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

 

Литература:

 

1. Воронков Н.А. Основы общей экологии, 1997г.

2. Казначеев В.П. Учение  В.И. Вернандского о биосфере  и ноосфере. Новосибирск, 1989г.

3. Кармаев Н.А. Антропология  Современные проблемы экологии человека, 2003г.

4. Концепции современного  естествознания. Под ред. Лавриненко В.Н. и Ратникова В.П., 2004г.

5. Коробкин В.И., Передельский  Л.В., 2003г.

6. Криксунов Е.А. Экология, 1995г.

7. Небел Б. Наука об окружающей среде, 1993г.

8. Степановских А.С. Экология, 2001г.

9. Тихонов А.И. Экология. Курс  лекций

10. Экология человека. Основные  проблемы. «Наука», 1988г.




Информация о работе Возможные направления в разрешении экологических проблем человека